+0
Сохранить Сохранено 7
×

На мир катится третья большая волна сжиженного природного газа


На мир катится третья большая волна сжиженного природного газа

© gazprom.ru

На мир катится третья большая волна сжиженного природного газа, предсказывают эксперты. Именно он придет на смену нефти, потребление которой вот-вот достигнет пика, и углю, чья доля будет постепенно снижаться.

Одни только уже запущенные СПГ-проекты в ближайшие пять лет добавят более 200 миллионов тонн новых мощностей по экспорту природного газа, подсчитали в BloombergNEF. По оценкам Baker Hughes Co, к 2030 году эта цифра может дойти до 300 миллионов тонн, если будут реализованы проекты, которые еще ожидают окончательного инвестиционного решения.

Мировой индустрии СПГ потребовалось 60 лет, чтобы развить первые несколько сотен миллионов тонн экспортных мощностей, теперь она может пройти тот же путь за шесть лет. Энергетический кризис 2022 года привел к резкому росту этого рынка. Дешевый российский трубопроводный газ, который раньше удовлетворял около трети европейского спроса, иссяк практически в одночасье, а импорт СПГ в ЕС вырос примерно на 60%.

По оценкам Rystad Energy, с 2019 года потребители по всему миру потратили около 235 миллиардов долларов на новые поставки СПГ. Ожидается, что в 2024–2025 годах в сектор будет инвестировано более 55 миллиардов долларов. Это примерно равно ВВП Финляндии.

По оценкам Анатола Фейгина, коммерческого директора Cheniere Energy Inc., пионера СПГ в США, сегодня это топливо обеспечивает лишь 3% мировых потребностей в энергии. Но страны остро чувствуют его дефицит, когда возникают перебои в поставках.

Мост в «зеленое» будущее

© unsplash.com

Сторонники природного газа давно рекламируют его как промежуточное топливо, способное облегчить переход от нефти и угля. И, похоже, этот мост становится все длиннее и длиннее. Хотя BNEF предполагает, что солнечные и ветроэнергетические установки побьют рекорды в 2023 году, на многих рынках скорость внедрения возобновляемых источников все еще слишком мала для замены ископаемого топлива. Все более очевидно, что природный газ станет главным гарантом энергетической безопасности в долгосрочной перспективе.

Большая часть новых поставок СПГ отправится в Китай, но даже ЕС согласился закупать его из Катара после 2050 года, несмотря на цель блока стать к тому времени климатически нейтральным. По данным Международного энергетического агентства, в 2022 году ЕС заплатил более 300 миллиардов долларов за импорт природного газа — в три раза больше, чем в среднем за предыдущие пять лет.

По сравнению с углем газ уже давно считается относительно экологически чистым. В среднем замена самого грязного топлива на голубое снижает выбросы на 50% при производстве электроэнергии и на 33% при производстве тепла, подсчитало МЭА в 2019 году.

Руководители нефтегазовой отрасли на COP28 в Дубае продвигали СПГ как решение проблемы изменения климата, и это, похоже, сработало. В итоговом соглашении говорится, что неназванные «переходные виды топлива могут сыграть роль в содействии энергетическому переходу». И большинство аналитиков считают, что это намек на природный газ.

Но данные спутниковых наблюдений и новые исследования предполагают гораздо большее воздействие газового сектора на климат, чем утверждают многие правительственные и отраслевые чиновники, предупреждает Bloomberg. Основной ингредиент природного газа, метан, является сверхмощным парниковым газом, когда высвобождается без горения. Он удерживает в атмосфере в 80 раз больше тепла, чем углекислый газ, в течение первых двух десятилетий.

Сомнительная экологичность

© unsplash.com
© unsplash.com

Согласно исследованию Национальной академии наук США, выбросы при разработке газовых скважин превышают порог в 3,2%, после чего газ на какой-то период фактически становится хуже для климата, чем уголь. Ученые, использующие спутниковые наблюдения с 2018 по 2020 год, подсчитали, что добыча нефти и газа в самом богатом сланцевом пласте США, Пермском бассейне, имела среднюю концентрацию метана на уровне 4,6% — значительно выше целевого показателя отрасли, составляющего менее 0,2%.

Согласно модели МЭА 2022 года, краткосрочное воздействие существующих в мире цепочек поставок СПГ на климат, включая окончательное сжигание топлива, составляет около 1,5 миллиардов метрических тонн эквивалента углекислого газа в год. Запланированные 300 миллионов тонн нового СПГ добавят еще 1,2 миллиарда тонн эквивалента CO2 в год. Это превышает ежегодные выбросы CO2 в Японии, пятом по величине загрязнителе в мире.

Экологи все настойчивее бьют тревогу. Группа законодателей-демократов недавно призвала администрацию президента США Джо Байдена внимательнее относиться к долгосрочному влиянию СПГ на изменение климата. Активисты требуют от регулирующих органов отклонять любые запросы на запуск новых проектов по сжижению природного газа. Подобные призывы к действию сдерживают проекты в Мозамбике и Австралии.

По мере нарастания климатических проблем Белый дом потихоньку пересматривает критерии для одобрения новых СПГ заводов в США. Вполне возможно, что будущие планы пойдут под откос, если банки перестанут инвестировать в газ. Однако пока финансовый сектор не спешит принимать подобные решения, и участки, которые уже осваиваются, не останутся в стороне. Чтобы обеспечить финансирование, девелоперы в США обычно заключают контракты с будущими клиентами на десять лет или больше. Срок действия некоторых контрактов в Катаре превышает четверть века.

В поисках баланса

Как и на всех сырьевых рынках, производители СПГ пребывают в неустойчивом равновесии: если слишком быстро вводить огромные мощности, возникает риск перенасыщения, но в случае промедления мир переключится на альтернативные виды топлива, такие как уголь. Если прогнозы окажутся неверными и спрос на газ упадет после истечения первоначальных долгосрочных контрактов, эти мощности рискуют войти в число самых дорогих недоиспользуемых активов в мире.

По оценкам Института экономики энергетики и финансового анализа, СПГ-проекты, ориентированные на ввод в эксплуатацию после 2026 года, могут столкнуться с гораздо меньшим спросом, чем предполагают оптимистичные рыночные прогнозы. Morgan Stanley прогнозирует, что предложение начнет расти быстрее спроса уже в следующем году. По оценкам Wood Mackenzie, спрос на СПГ достигнет пика не ранее 2045 года.

В основном новые проекты сосредоточены в США и Катаре. По оценкам экспертов, в случае их полной реализации на эти страны будет приходиться около 60% мировых поставок СПГ.

Десятки стран, от Польши до Японии, заключили долгосрочные контракты. По данным BNEF, с начала 2022 года больше всего соглашений подписали китайские фирмы. Европа не сильно отстает: некоторые крупные импортеры соглашаются закупать топливо в Катаре как минимум до 2052 года.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)