+8
Сохранить Сохранено 7
×

Музей ГАЗа: гордость за советский автопром для чайников


8 23 379

Музей ГАЗа: гордость за советский автопром для чайников

© Никита Перфильев

Но мой репортаж не об этом. При автозаводе есть свой собственный музей истории, где можно испытать гордость за некогда могучий советский автопром. Пустить скупую слезу, так сказать.

Если наши многоуважаемые ребята из Кремля не возродят автомобиль «Волга» в качестве символа власти и не наладят производство, то завод мы потеряем навсегда. Или так и будем дальше штамповать модели под иностранную дудку. Почему бы «ГАЗ» не вернуть в таксопарки? Вспомните, какая удобная была для такси машина. Каких-то несколько лет назад я сам постоянно просил у оператора службы такси прислать мне «Волгу».

Сейчас любой желающий в силу своих возможностей может позволить себе купить такой же автомобиль, как у главы государства, а раньше «Чайку» надо было заслужить. Насколько я знаю, на нее даже цены не было. Сейчас подобный раритет можно приобрести примерно за 2 миллиона рублей. Вспомните, как по Москве когда-то неслись черные ЗИЛы с мигалками, но это уже история совсем другого завода…

Галерея с фотографиями:

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

В мае 1929 года Высший совет народного хозяйства и американская фирма «Форд» заключают соглашение о налаживании массового производства моделей «Форд-А» и «Форд-АА». Именно тогда был задан формат производства, грузовики и легковушки делались на одном заводе. До недавнего времени эта хорошая традиция сохранялась. Изначально завод назывался «НАЗ», а уже позже был переименован в «ГАЗ». Наши модели от американских отличались усилением некоторых узлов, что связано с более суровыми условиями эксплуатации. Инженеры тоже не ленились и разработали целую линейку собственных модификаций на базе американо-российского грузовика.

Впоследствии американцы присылали нам чертежи новых моделей, которые постоянно переделывались и изменялись. Что задало будущий характер российского автомобилестроения. Например, на «Форд Б» устанавливали поперечные рессоры и двигатель меньшей мощности, чем на русского брата близнеца.

В годы Великой Отечественной войны завод был полностью направлен на производство военной техники. На ГАЗе в те времена производили легкие армейские внедорожники «ГАЗ-64», танки и бронеавтомобили различных модификаций. За годы ВОВ было выпущено примерно 200 тысяч единиц техники, это, не считая снарядов, минометов и моторов. В музее завода можно увидеть часть немецкого снаряда, который залетел в один из цехов. За годы войны производственные площади не раз подвергались атаке, в 1943 году за один месяц завод бомбили целых семь раз.

Галерея с фотографиями:

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

После войны был обновлен модельный ряд автомобилей, выпускаемых заводом. В 1946 году вышла первая «Победа», которую по неосторожности хотели назвать «Родина». После вопроса Иосифа Виссарионовича «Почем родину собрались продавать?», все вопросы с названием автомобиля моментально отпали. В 1956 году появляется легендарный «ГАЗ-21», про который сняли целый фильм «Берегись автомобиля». С этой машиной связан миф о луженом кузове, на самом деле же все было иначе. До 60-х годов все заводские дефекты кузова исправляли обычным припоем. Надо отметить, что дефектов было немало.

В 1971 году завод наградили орденом «Ленина». В этом же году началось производство принципиально новой 24-й модели, обновили которую только в 1981 году. Но что значит обновили? Сделали глубокий рестайлинг. 24-я была признаком достатка и большого блата. Если герой в фильме говорил «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и - в Ялту», все сразу же представляли себе «ГАЗ 24». Достаточно вспомнить, с каким упоением герой фильма «Служебный роман» хвастается своему застенчивому другу своим новым автомобилем.

В музее выставлены опытные образцы, которые так и не вышли в серию из-за кризиса 90-х годов. Тогда на наш рынок хлынули подержанные иномарки, затмившие отечественные автомобили своей комплектацией и новизной. Но, надо заметить, что салон у опытных машин весьма потрепанный, видимо кто-то решил в те смутные годы не изменять отечеству. В тех же 90-х после долгой паузы на сцену выходит долгожданная полуторка, только название для нее выбрали весьма своеобразное - «Газель». В России начал развиваться мелкий бизнес, а для перевозок товара нужен был небольшой и удобный грузовичок. ГАЗ вовремя сумел занять свою нишу.

Галерея с фотографиями:

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

Далее были попытки начать выпускать неказистые внедорожники и весьма красивую модель «ГАЗ 3111». Последняя почему-то тоже не нашла своего клиента, что весьма странно. Полным провалом оказалась попытка наладить производство устаревшего «Крайслера» под пафосным иностранным названием «Volga Siber». Не выпустив и девяти тысяч автомобилей, производство свернули в 2010 году. По моим наблюдениям, в Нижнем Новгороде довольно популярный автомобиль, скорее всего, вся выпущенная серия там и осталась.

Как я и говорил в начале, сейчас на мощностях ГАЗа «Volkswagen Group Rus» выпускает свои автомобили. В прошлом 2013 году было запущено новое поколение «Газелей», планируется наладить их поставку в другие страны. Хотелось бы пожелать будущим инженерам и дизайнерам автомобилей «ГАЗ» почаще заходить в музей, организованный при заводе, и не забывать легендарную историю великого производства.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+8

 

   

Комментарии (9)

  • Турук Макто
    Турук Макто 11 января 2014

    Напомню автору, на ГАЗе нет инженеров и тем более дизайнеров, и никогда небыло. Иначе они не скулили бы в 2009 году на митингах за повышение пошлин, а разрабатывали качественные и конкурентноспособные автомобили. Но дальше митингов у этих гореавтопромовцев не пошло, как делали барахло, так и продолжают. только под немецким каблуком, и ни грамма легендарного в этих производствах нет, разве только яркий пример того, как не надо вести бизнес

    Ответить
    2 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 января 2014

    Если завтра война, то вся Российская техника, до которой успели дотянутся клешни оксидентальных "инженеров и дизайнеров", останется недвижимой. Там же везде понатыканы аппаратные закладки, позволяющие дистанционно, через спутник, блокировать работу всех систем. А Русские Газы, некрасивые, но родные и преданные как собаки, поедут. Они ж свои! Вот так-то. Не в форме надо искать Правду, а в содержании.

    Ответить
    0 +
  • Данила Бродский
    Данила Бродский 18 января 2014

    Если завтра война то половина (а то и больше) свалит отсюда подальше и воевать останутся одни Грибы... пешком... потому как у ГАЗа на котором они поедут выбьет передачу как всегда.

    Ответить
    0 +
  • xdriver
    xdriver 11 января 2014

    Надо искать правду в говномашинах, соответствующих по уровню послевоенным, зато своим. Безусловно, автомобили для Российской армии должны производить Российские автозаводы, но производить такое говно, в том числе и для армии - предательство и саботаж.

    Ответить
    1 +
  • Ольга
    Ольга 12 января 2014

    Жаль, что на большем количестве фото ретро-авто изображены частично, а не полностью. Спасибо за репортаж.

    Ответить
    1 +
  • gello
    gello 15 января 2014

    Автор или больной или идиот.А за фотки плюс.

    Ответить
    1 +
  • tutankhamen77
    tutankhamen77 15 января 2014

    А где обещанная в заголовке "гордость за отечественный автопром"?

    Ответить
    0 +
  • Антоха22
    Антоха22 17 января 2014

    Лично для меня 02 Волга была первой машиной, после нее была девятка, которую через месяц продал и купил 31 Волгу. Волга для меня из Росийских автомобилей является самой удобной и качественной.

    Ответить
    0 +
  • Данила Бродский
    Данила Бродский 18 января 2014

    Волгу ты просил потому что тебе там сзади ехать удобно было, а если бы она у тебя дома в гараже стояла то твою статью не пустили бы по причине большого количества нецензурных выражений в адрес руководства и работников завода. От себя добавлю что Чайка единственный нормальный автомобиль который когда либо делали в СССР. А ГАЗель.... создателю ГАЗели надо руки оторвать и ими же пощечины нахлестать за такое убожество.

    Ответить
    0 +