Монополия производителей истребителей пятого поколения будет разрушена

- 07 мая 2025 00:12
- Игорь Онищенко
Похоже, монополия избранных сверхдержав на самолёты пятого поколения подходит к концу. С момента появления в 2005 году F-22 Raptor истребители пятого поколения остаются бесспорными королями неба. Они одновременно обладают такими характеристиками, как высокая манёвренность, способность к сверхзвуковому полёту, передовая электроника. Особенно важной является низкая заметность для радаров противника. Эксперты одновременно расхваливают и боятся их, что позволяет им оставаться верхом желаний лучших военно-воздушных сил мира.

Клуб избранных
На сегодняшний день двенадцать стран мира эксплуатируют хотя бы одну из четырёх моделей, которые могут претендовать на статус истребителя пятого поколения. Это американские F-22 и F-35 от Lockheed Martin, китайский J-20 и российский Су-57. К 2030 году количество членов привилегированного клуба может вырасти до двадцати стран-эксплуатантов.
Однако к 2030 году вырастет не только число эксплуатирующих истребители пятого поколения операторов, но и количество членов куда более эксклюзивного клуба их производителей. К озвученной дате членство в нём могут оформить ещё две страны — Южная Корея и Турция.
Хотя оба государства не являются признанными военными державами, они всё чаще рассматриваются специалистами как растущие центры мировой оборонной промышленности. Более десятилетия Южная Корея и Турция усиленно работают над собственными перспективными проектами истребителей.
«Ястреб» по-корейски
Разработанный компанией Korean Aerospace Industries (KAI) и официально представленный 9 апреля 2021 года самолёт KF-21 является первым истребителем производства Южной Кореи, который предполагается модернизировать до уровня истребителя-невидимки.
KF-21, или Boramae («Боевой ястреб»), создан в 2001 году, когда президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун объявил о намерении заменить находящиеся на вооружении устаревшие истребители-бомбардировщики F-4 Phantom и лёгкие истребители F-5 самолётом отечественного производства.
Первый прототип представлен в штаб-квартире KAI в 2021 году. Девятнадцатого июля 2022 года самолёт совершил первый полёт, а 17 января 2023 года впервые достиг сверхзвуковой скорости.
С тех пор проектом KF-21 осуществлено более 1000 вылетов на шести прототипах, включая испытания по применению оружия и учения по дозаправке в воздухе. Два из прототипов имеют тандемное расположение сидений.
Характеристики KF-21 столь же впечатляют, как и скорость его разработки. Самолёт может развивать скорость 2226 километров в час, имеет потолок 15 240 метров и может нести почти 8 тонн боеприпасов.
KF-21 имеет передовой набор авионики и другой бортовой электроники. Активный радар с электронным сканированием (AESA) способен быстро сканировать пространство, отслеживая и нацеливаясь на несколько объектов одновременно.
Ожидается, что двухместный вариант сможет работать в паре с южнокорейской системой Low Observable Unmanned Wingman System (LOWUS) — беспилотным боевым самолётом, находящимся в стадии разработки.
И всё же, несмотря на впечатляющие возможности, KF-21 не является истребителем пятого поколения, поскольку не обладает такими же возможностями малозаметности, как его американские, китайские и российские аналоги.

Хотя самолёт имеет угловатую конструкцию, уменьшающую эффективную площадь рассеяния радаров, по всему корпусу отсутствуют материалы, поглощающие радиоизлучение (RAM). У него нет внутренних отсеков для вооружения. Вместо них он оснащён десятью внешними точками подвески.
Специалисты KAI и независимые аналитики часто называют KF-21 истребителем «поколения 4,5» — иными словами, усовершенствованным истребителем четвёртого поколения с некоторыми характеристиками пятого поколения.
Но это лишь пока. KAI объявила, что намерена модернизировать версию KF-21 до полноценного истребителя-невидимки. Эти обновления, получившие название KF-21EX, будут включать внутренние отсеки для вооружения, более совершенное покрытия RAM, конформные антенны (плоские датчики, встроенные в обшивку планера, которые заменяют выступающие антенны) и, возможно, малозаметные выхлопные сопла для снижения выхлопа двигателя и инфракрасной сигнатуры. Внутренние отсеки для вооружения нужны истребителю пятого поколения, поскольку размещённое под крыльями оружие создаёт значительные отражённые радиолокационные сигналы.
В прошлом году ВВС Южной Кореи подписали первый контракт на 20 самолётов KF-21, поставки которых ожидаются с конца 2026 года по лето 2027 года. Планируется, что второй заказ на 20 самолётов поступит к концу 2025 года. ВВС страны надеются приобрести 120 самолётов к 2032 году.
«Хан» пятого поколения
В отличие от корейского самолёта поколения 4+, требующего модернизации до пятого поколения, турецкий новичок в элитном клубе TAI TF Kaan является полноценным истребителем-невидимкой.
Турция с 2010 года планировала заменить парк F-16 смешанным парком истребителей пятого поколения высокого и низкого класса. При этом Kaan должен был составить часть низкого класса, а около 100 единиц закупленных у США F-35 — часть высокого класса.
Однако исключение Турции из программы F-35 в 2019 году из-за покупки российских систем ПВО заставило турок взять на себя обязательство по разработке Kaan как полноценного истребителя пятого поколения.
Летом 2019 года государственная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) продемонстрировала полномасштабный макет на Парижском авиасалоне. Строительство первых элементов самолёта завершено в 2021 году, а в 2023 году он представлен публике и официально назван Kaan («Хан»), что по-турецки означает «властитель».
Чуть больше года спустя Kaan совершил первый полёт, за которым в 2024 году последовал второй испытательный полёт.
С размахом крыльев 13,5 метров и длиной около 20 метров Kaan по размеру и внешнему виду похож на F-22. Представители TAI заявили, что Kaan может нести до 9 тонн боеприпасов. При этом ранее сообщалось, что внутри корпуса может поместиться не более 400 килограммов полезной нагрузки. Внутренняя вместимость важна для истребителя пятого поколения, поскольку внешнее оружие производит значительные радиолокационные отражения. Самолёт оснащён радаром AESA.
Летающий «чёрный ящик»
Возможность Турции построить истребитель пятого поколения не является сенсацией. Ранее, являясь партнёром Tier 3 программы F-35, турецкие компании поставили около 900 компонентов для F-35, включая воздухозаборники, внешние панели для планера, двери отсека вооружения и другие структурные компоненты и узлы.
Фактически TAI стала одним из двух поставщиков центральной части фюзеляжа F-35 — важнейшего структурного элемента, соединяющего крылья с планером и частично вмещающего топливные баки самолёта, отсеки вооружения и часть его авионики.
Однако степень скрытности Kaan неизвестна, особенно с учётом того, что у него есть несколько особенностей, которые затрудняют поддержание малой заметности. Например, два двигателя F110-GE-129 Kaan (те же реактивные двигатели General Electric, что и на F-15 и F-16) никогда не проектировались для самолётов-невидимок и не имеют таких особенностей, как специально разработанные выхлопные системы и сопла, которые снижают высокие инфракрасные сигнатуры и радиолокационные отражения.

При этом неизвестно, есть ли у Турции поглощающие радиолокационные волны материалы для Kaan. Научно-технический исследовательский совет Турции заявил, что разрабатывает для Kaan «многослойное тонкоплёночное покрытие, поглощающее радиолокационные волны», а TAI и турецкие официальные лица отметили, что производитель обладает передовыми технологиями, которые делают Kaan малозаметным. Однако официальных заявлений о статусе разработки RAM или его качестве, помимо общих заявлений о малозаметности, пока не прозвучало.
Два прототипа Kaan находятся в стадии строительства, и ещё три будет построено до начала серийного производства. TAI рассчитывает поставить первый из 20 Kaan турецким ВВС к 2028 или 2029 году.
Суперсамолёты для бедных
KF-21 и Kaan почти наверняка будут эксплуатироваться странами, у которых ранее не было реальной надежды получить истребители-невидимки.
Истребители пятого поколения трудно приобрести из-за непомерно высоких цен и сложных процессов закупок. Из-за используемых при производстве таких самолётов передовых технологий страны неохотно делятся ими, опасаясь, что секреты могут попасть во враждебные державы. Продажи обычно ограничиваются очень близкими союзниками, способными выполнять строгие гарантии.
Более дешёвые истребители пятого поколения от производителей с меньшими геополитическими ограничениями и амбициями могли бы сделать их приобретение осуществимым.
Как партнёр по разработке в программе KF-21, 48 самолётов KF-21 поколения 4,5 должна приобрести Индонезия, хотя проблемы с финансированием и хищением данных могут изменить данное решение. В числе потенциальных покупателей значатся Саудовская Аравия, Малайзия, Филиппины, ОАЭ, Польша и Перу.
В отличие от недотягивающего до пятого поколения корейца, турецкий Kaan вызывает куда больший интерес на рынке. Близкий турецкий союзник Азербайджан стал партнёром программы Kaan ещё в 2023 году, что может сделать его первым иностранным заказчиком.
При этом в январе сообщалось, что Турция и Пакистан могут создать совместный завод по производству Kaan. Саудовская Аравия выразила заинтересованность в приобретении 100 истребителей. ОАЭ обозначили интерес в присоединении к программе.
Примечательно, что заинтересованность в приобретении Kaan выразила и Украина. Более того, она готова принять участие в конкурсе на будущий контракт по производству двигателей данного самолёта.
Конец монополии
Даже если первоначальные версии KF-21 и Kaan не окажутся столь же малозаметными, как их американские, китайские или российские аналоги, их развитие на сегодняшний день показывает, что монополия мировых сверхдержав на самолёты пятого поколения может приближаться к концу.
Это может послужить своего рода предупреждением, что в ближайшем будущем всё больше стран, в том числе и не считающихся мировыми или региональными державами, могут обзавестись собственными самолётами-невидимками.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: