Мода и мир духов: разговор с дизайнером — потомком ольхонских шаманов
- 20 марта 2024 00:34
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
В марте в столице прошла Московская неделя моды, впервые объединившая представителей модной индустрии из половины регионов страны. В показах, работе маркета и шоурума приняли участие бренды из 48 городов, в числе которых Астрахань, Воронеж, Волгоград, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Медвежьегорск, Ростов-на-Дону, Тюмень Улан-Удэ и Якутск.
Тогда же во время показов многие обратили внимание на одну из самых необычных коллекций, выполненных дизайнером из Улан-Удэ Надеждой Абзаевой (бренд Abzaeva).
Ее концепция заключалась в переосмыслении традиций кочевой культуры малой родины дизайнера — Бурятии.
При более подробном изучении выяснилось, что в коллекции, передающей атмосферу шаманства и веры в духов, нашла отражение история шаманского рода с острова Ольхон, к которому принадлежит основательница бренда.
«Ридус» не мог пройти мимо такого необычного сочетания и не задать несколько вопросов Надежде Абзаевой.
«Ридус»: Ваш показ стал одним из самых необычных на этой неделе моды. Расскажите о концепции вашей коллекции?
Надеждa Абзаевa: В бренде я развиваю идею множественности миров. Это история о том, что человек является не центром мироздания, но равноценным его участником наряду с природой, другими существами, животными и духами. Новая коллекция посвящена связи людей, животных, природы. Она про то, что мы являемся одним целым с миром, окружающим нас, она про сети, взаимосвязи и взаимозависимости.
Части фактур для коллекции я брала из природы, некоторые лекала вдохновлены формой лотосов, украшающих троны Будд в буддийской скульптуре. Эти детали я уменьшала и увеличивала, загибала в лепестки, складывала в острые шипы, бутоны. В большом размере они приобретали форму чешуи, панциря. В маленьком размере, выложенные в ряд, были похожи на части тел насекомых со свойственной им пластикой.
Человеческое тело тоже часть природы, поэтому одна из фактур вдохновлена структурой ребер человека. Практически в каждый защип я добавляла тесемки — усики. Хотелось добиться эффекта организма, чего-то неразгаданного и живого.
«Ридус»: Чем объясняется столь небогатая цветовая гамма коллекции?
Надеждa Абзаевa: Я прочитала когда-то давно, что раньше у бурят было слово «черно-белый», оно означало два километра, расстояние, потому что считалось что на расстоянии в два километра во время восхода и заката солнца соединялись вместе черный и белый цвета. Для меня это частичка ментальности, идентичности предков, по-особому ощущающих расстояние и пространство.
«Ридус»: Вы принадлежите к одному из ольхонских шаманских родов. Это как-то сказывается на вашем творчестве?
Надеждa Абзаевa: Меня вдохновляет шаманизм как часть моей ментальности, сознания. Мне кажется, говорить и вдохновляться этим — очень искренне, ведь смысл бренда и моей деятельности в том, чтобы передать взгляд на мир, то, что я люблю и во что верю.
«Ридус»: Вас называют «золотыми ножницами» Бурятии, откуда появилось это название?
Надеждa Абзаевa: У нас есть сказка «Алтан-Хайша — Золотые Ножницы». Она о прекрасной девушке, очень умной, с добрым сердцем. Золотые ножницы — это метафора ее ума, быстрого и острого, способного решить любую сложную задачу. Мне очень приятно, что меня ассоциируют с Алтан-Хайшой, я люблю эту сказку с детства и восхищаюсь главной героиней и ее качествами.
«Ридус»: Это далеко не первая ваша неделя моды. Что недели моды дают вам как дизайнеру?
Надеждa Абзаевa: Неделя моды — праздник для дизайнера и в целом для индустрии. Показы новых коллекций дают возможность понять, почувствовать внутренний мир дизайнера.
Например, меня очень тронул показ Саши Гапанович. Мы дружим, и я преклоняюсь перед ней как перед талантливейшим дизайнером. На показе я почувствовала ее душу, тонкую, хрупкую, красивую, было ощущение, что перед тобой открывают свое сердце и делятся любовью. И это, конечно, уже больше чем мода. Это искусство.
«Ридус»: Как ваше занятие модой и дизайном воспринимается в вашей родной Бурятии?
Надеждa Абзаевa: Очень хорошо, всегда я встречаю очень много поддержки и добрых слов. Мой крайний показ прошел при поддержке Министерства культуры Бурятии. Я верю, что в Бурятии есть потенциал для развития локального модного контекста. Мы с одной стороны часть России, с другой соседствуем с Монголией, Китаем, часто ездим в Корею. Это влияет на одежду, которая продается в местных магазинах, на стиль горожан в целом.
«Ридус»: На кого в основном рассчитаны ваши коллекции? Кто основной потребитель таких довольно необычных вещей? Где их обычно носят? Как они продаются и сколько стоят?
Надеждa Абзаевa: Во время обучения мы составляли портрет целевого потребителя моего бренда. Помню, тогда я никак не могла определиться с тем, для кого моя одежда. И тогда я пошла по такому пути: вести бренд и делать коллекции, ориентируясь на внутреннее ощущение красоты, времени, моды. И будь что будет.
После выпускной коллекции я была удивлена, увидев, что моя одежда понравилась многим людям. Так ко мне начала приходить моя целевая аудитория — люди креативных профессий, дизайнеры, архитекторы, создатели проектов в сфере искусства и моды, исследователи трендов, художники. Все это невероятно крутые люди, каждый раз я испытываю внутреннюю благодарность за возможность знакомства с ними.
Мою одежду носят по случаю и без, кто как чувствует. В основном я осуществляю продажи через сайт, соцсети, иногда участвую в маркетах. Периодически поставляю вещи в шоурумы, сотрудничающие с российскими дизайнерами. Цены на мои изделия определяются сегментом middle up. Все создается в Бурятии небольшими тиражами, в моделях часто много ручного труда и сложной работы с фактурами ткани и окрашиванием.
«Ридус»: Есть ли у вас какие-то идеи относительно коллекции на следующую Московскую неделю моды?
Надеждa Абзаевa: Да, конечно. Я уже потихоньку начинаю собирать в голове образы и смыслы новой коллекции. Но пока, с вашего разрешения, оставлю этот процесс в секрете.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: