+54
Сохранить Сохранено 7
×

Куда из Черного моря пропали корабли НАТО?


Куда из Черного моря пропали корабли НАТО?

В результате начавшейся в прошлом году специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины в Чёрном море создалась уникальная ситуация. Как известно, с 1 марта 2022 года Турция закрыла проливы для сквозного прохода всех военных кораблей, и военно-морские силы нечерноморских стран НАТО лишились возможности заходить в Чёрное море для проведения многочисленных учений и демонстрации своей решительности с исключительностью.

Позиция Турецкой Республики по данному вопросу подтверждалась неоднократно. В апреле прошлого года министр иностранных дел Турции объявил об отмене ряда учений, а в феврале этого года эсминец ВМС США Nitze не прошёл дальше Стамбула. Поясню: краткосрочные визиты военных кораблей в турецкие порты черноморских проливов предусмотрены Конвенцией Монтрё (ст. 17).

Ушёл последний пароход

Последним кораблём НАТО, посетившим Чёрное море, был эсминец ВМС Франции D654 Auvergne, который прошёл на выход через проливы 2 января 2022 года после визитов в Констанцу (с 16 по 20 декабря 2021 года) и Одессу (с 24 по 28 декабря 2021 года), что широко освещалось румынскими и украинскими средствами массовой информации. В последующие два месяца, несмотря на обострение военно-политической обстановки в регионе, желающих поддержать Украину с черноморского направления не оказалось, а потом, как говорится, «ушёл последний пароход». Впервые за многие десятилетия Чёрное море оказалось свободным от военных кораблей США, Франции, Великобритании, Германии и многих других, то есть частично демилитаризованным. Остались только флоты прибрежных государств — России, Турции, Болгарии и Румынии.

Эсминец ВМС Франции D654 «Auvergne» заходит в порт Одесса 24 декабря 2022 г.
Эсминец ВМС Франции D654 Auvergne заходит в порт Одесса 24 декабря 2021 года.

Черноморский регион всегда находился под перекрестием геополитических прицелов в борьбе за обладание проливами и Крымским полуостровом. Через Босфор и Дарданеллы совершались вторжения на нашу территорию во времена Крымской и Первой мировой войн, а также иностранная интервенция в годы гражданской войны. Борьба проходила не только на полях сражений, но и после них, выражаясь в международных договорах, как правило, в пользу победителей.

Эти бесценные проливы…

Примечательно, что в соответствии с Парижским мирным договором по результатам Крымской войны в период с 1856 по 1871 год Чёрное море было объявлено нейтральным — открытым для торгового мореплавания и закрытым для военных кораблей всех государств. Ни Турция, ни Россия не могли иметь в его акватории военных флотов. Через проливы Босфор и Дарданеллы запрещался проход военных кораблей иностранных держав, «доколе Порта будет находиться в мире». Но такое положение не устраивало Российскую империю по причине того, что Турция могла беспрепятственно и внезапно нарастить свои морские силы из Средиземного и Мраморного морей.

Благодаря усилиям главы МИД А. М. Горчакова в 1871 году в Лондоне была заключена конвенция, вернувшая России право иметь флот в Чёрном море, однако режим проливов позволял Турции открывать их «в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в том случае, когда Блистательная Порта найдет это необходимым». А что Турция?

Во время русско-японской войны 1904–1905 годов Черноморский флот не имел возможности прохода через проливы из-за тонкостей дипломатических интриг и не смог принять участие в войне против Японии. В начале Первой мировой войны Турция, соблюдая нейтралитет, приютила в своих водах германские крейсеры «Гёбен» и «Бреслау» под командованием контр-адмирала Вильгельма Сушона. Согласно Конвенции 1907 года «О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны», они подлежали разоружению, однако под давлением германской дипломатии были формально куплены и переименованы в «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Под новым флагом, но с немецкими экипажами корабли вошли в состав турецкого флота под командованием того же Вильгельма Сушона, который с вступлением Турции в войну в конце октября 1914 года организовал боевые действия против России. В годы Гражданской войны и военной интервенции Чёрное море по интенсивности заходов военных кораблей Антанты и других «друзей по интересам» напоминало кишащий акулами Гансбай.

Динамика заходов военных кораблей за период с 1919 по 1939 гг.
Динамика заходов военных кораблей в 1919–1939 годах. Инфографика автора по статистическим данным blackseavisits.ru

После окончания Первой мировой войны страны-победители, желая закрепиться на Чёрном море, предприняли попытку заключения Севрского мирного договора (1920) с Османской империей. В районе Черноморских проливов предусматривалось создание особой демилитаризованной зоны, контроль над которой должны были осуществлять Великобритания, Франция и Италия с получением права держать в ней неограниченное количество войск. По аналогии с Суэцким каналом проливы объявлялись открытыми для торгового и военного мореплавания в мирное и военное время. Договор был подписан 10 августа, но не вступил в силу из-за последующего отказа от его ратификации со стороны всех стран, кроме Италии.

Повторная попытка урегулировать этот процесс была предпринята на конференции в Лозанне, в ходе которой одновременно с мирным договором была подписана конвенция о режиме Черноморских проливов (1923). Зона проливов оставалась демилитаризованной и под контролем специальной международной комиссии из тех же участников процесса. В мирное время они оставались открытыми для торговых судов и военных кораблей всех стран с ограничением — не более численности военного флота сильнейшей из черноморских держав. В военное время через проливы разрешался проход военных кораблей только нейтральных стран.

В духе Монтрё

Однако СССР, делегация которого присутствовала на заседаниях конференции, не согласился с условиями конвенции и отказался её ратифицировать. Безопасность наших черноморских рубежей была поставлена в зависимость от политики и доброй воли внешних, то есть нечерноморских держав. Аналогичная обеспокоенность была и у турецкого правительства, что привело к подписанию ныне всем хорошо известной Конвенции Монтрё в 1936 году. Проход военных кораблей нечерноморских государств через проливы был существенно уменьшен по количеству и общему водоизмещению. Ограничено до двадцати одних суток и время их пребывания в Чёрном море.

Во время Второй мировой войны Турция сохраняла нейтралитет до 1944 года и не пропускала боевые корабли воюющих стран через проливы. Исключение составляли отдельные германские транспорты, которые война застала в портах Италии, и баржи типа «Зибель». Их пропуск под видом торговых судов не противоречил Конвенции, но часть из них следовала с замаскированными признаками переоборудования в военные корабли, по поводу чего Великобритания и Советский Союз заявляли неоднократные протесты (ноты НКИД СССР от 24 июля 1941 года, 27 сентября 1943 года и 17 июня 1944 года). Всё остальное в интересах ВМС Германии, включая подводные лодки серии IIB, поступало на Чёрное море по суше и Дунаю или строилось в Болгарии. Известно, что осенью 1941 года воспользовался правом прохода через проливы и Советский Союз, отправив в распоряжение Дальневосточного морского пароходства танкеры «В. Аванесов», «Сахалин» и «Туапсе» и переделанный в лёгкий крейсер ледокол «А. Микоян», вооружение с которого для участия в экспедиции было снято.

По завершении войны, как известно, мир раскололся на два враждебных лагеря, и после фултонской речи Черчилля противостояние продолжилось в новом формате. В конце июля 1947 года отряд британских кораблей в составе лёгкого крейсера «Ливерпуль» и двух эсминцев под командованием адмирала Уиллиса осуществил визит в Севастополь. Хочется верить, что это был визит доброй воли недавних союзников, которых черноморцы обыграли в водное поло со счётом 9:0. Но что-то подсказывает обратное. В 1949 году образовался Североатлантический альянс, а в 1952-м его членами стали Греция и Турция. С 1957 года походы военных кораблей НАТО в Чёрное море стали носить регулярный и нарастающий характер.

Динамика заходов военных кораблей за период с 1957 по 1991 гг.
Динамика заходов военных кораблей в 1957–1991 годах. Инфографика автора по статистическим данным blackseavisits.ru

Сопоставление «пиков» с обстановкой того времени приводит к выводу о реакции НАТО на события в Турции (военные перевороты в 1960, 1971 и 1980 годах; затяжной правительственный кризис с марта 1971 по сентябрь 1980 года; массовые беспорядки в 1973, 1977, 1979 и 1980 годах) и СССР (дестабилизация обстановки на Северном Кавказе, ГКЧП и распад страны в 1991-м). Наряду с военными кораблями стран альянса в Чёрное море приходили корабли и других стран, в том числе Варшавского договора.

С распадом Советского Союза военно-политическая обстановка в черноморском регионе резко изменилась. Количество черноморских государств увеличилось с четырёх до семи (с учётом Абхазии, признанной независимым государством в августе 2008 года), а количество стран НАТО — с одной до трёх (Болгария и Румыния с 2003 года). Ещё два государства рассматривались в качестве кандидатов на вступление в альянс, а регион — как плацдарм для проецирования агрессии на нашу страну.

Динамика заходов военных кораблей за период с 1992 по 2022 гг.
Динамика заходов военных кораблей в 1992–2022 годах. Инфографика автора по статистическим данным blackseavisits.ru

Под овечьей шкурой

Анализ статистических данных убедительно показывает вмешательство НАТО в дестабилизацию обстановки на постсоветском пространстве. Заходы и пребывание боевых кораблей в Чёрном море использовались для проведения международных военно-морских учений. На первоначальном этапе для их проведения заявлялись миротворческие цели.

Динамика международных военно-морских учений за период с 1994 по 2022 гг.
Динамика международных военно-морских учений в 1994–2022 годах. Инфографика автора по статистическим данным blackseavisits.ru

В некоторых из них по приглашению организаторов принимали участие силы Черноморского флота России (Maritime Partner в 1994-м, Breeze в 1994-м и 1996-м, Sea Breeze в 1998-м). Параллельно проводились и учения военно-морских сил исключительно черноморских государств — Black Sea Partnership (1998–2009) и Blackseafor (2001–2013) по инициативе Турции с нашим участием и российско-украинские «Фарватер мира» (периодически с 1998 по 2013 год). Однако черноморская гармония и партнёрство причерноморских стран не могли устраивать США и НАТО, из-под их влияния мог выйти стратегически важный регион.

Неудачно потренировавшись на Грузии в 2008 году, они перекинулись на Украину, организовав там государственный переворот. Соответственно, изменилась и тематика учений в Чёрном море. С 2014 года скрывать волчьи повадки под овечьей шкурой миротворцев у США и НАТО больше не получалось, они целенаправленно стали готовиться к ведению военных действий в ходе мероприятий Poseidon, Sea Breeze и Sea Shield.

Трансформация тематики международных военно-морских учений НАТО в Чёрном море.
Трансформация тематики международных военно-морских учений НАТО в Чёрном море. Инфографика автора по статистическим данным blackseavisits.ru

Специальная военная операция России прервала этот цикл и ликвидировала черноморский плацдарм США. Учения Sea Breeze — 2022 планировались вплоть до 24 февраля, но, как утверждало издание Newsweek, были отменены из-за российско-украинского конфликта. Однако полностью отказываться от их проведения в НАТО, похоже, не собираются. Для этого используются территории и ресурсы Болгарии и Румынии. Так, учения Breeze-2022 состоялись в прибрежных водах Болгарии с 14 по 25 июля. К нему привлекались 24 боевых и вспомогательных корабля и катера (более 60% того, что есть у Болгарии и Румынии, вместе взятых), пять самолетов, четыре вертолета и 1390 военнослужащих Болгарии, Албании, Бельгии, Греции, Италии, Латвии, Польши, Румынии, США, Турции и военно-морского командования НАТО. Болгаро-румынское противоминное учение Poseidon-2022 состоялось в территориальных водах Болгарии с 31 октября по 5 ноября с привлечением персонала Бельгии, Греции, Латвии и Турции, как сообщало болгарское национальное телевидение. Ну что ж, дружественные украинские мины кому-то убирать надо.

В планах НАТО на первое полугодие заявлены учения Sea Shield — 2023 (с 20 марта по 4 апреля), целью которых является улучшение оперативной и тактической совместимости между подразделениями для планирования и проведения военно-морских операций и восстановления контроля над морскими коммуникациями. Одновременно с этим в некоторых источниках появились сведения о том, что США рассматривают возможность размещения военно-морской базы с американскими катерами под румынским флагом в дельте Дуная на территории Румынии. В зависимости от размеров доставить их можно разными путями, в том числе по Дунаю, даже в частично разобранном виде с последующей сборкой по месту предстоящего базирования. Что-то знакомое, не так ли? «Ридус» уже писал о таких «фокусах». Издание DEFENSE ROMANIA поспешило опровергнуть эту информацию, но дыма без огня, как известно, не бывает.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+54

 

   

Комментарии (0)