Кризис на Ближнем Востоке подрывает мировую экономику

- 12 января 2024 16:48
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
По мере эскалации кризиса в Красном море растут его последствия для мировой экономики. На Суэцкий канал приходится 10–15% мировой торговли, включая экспорт нефти, и 30% мировых объемов контейнерных перевозок. Длительный простой этого водного пути осложнит глобальные цепочки поставок, повысит цены на промышленные товары и обесценит успехи в борьбе с инфляцией.
«Чем дольше сохраняются сбои, тем сильнее стагфляционные последствия для мировой экономики», — написал на прошлой неделе на X главный экономист Allianz Мохамед А. эль-Эриан.
Мировая торговля упала на 1,3% с ноября по декабрь, сообщил в четверг немецкий Кильский институт мировой экономики.
Tesla заявила, что приостановит большую часть производства на своем заводе недалеко от Берлина с 29 января по 11 февраля, поскольку нападения на суда нарушили поставки и вызвали дефицит компонентов. Ритейлеры также предупреждают о задержках поставок. В частности, Ikea сообщила о возможной нехватке определенных товаров.
Это надолго

Шесть из десяти крупнейших компаний по контейнерным перевозкам (Maersk, MSC, Hapag-Lloyd, CMA CGM, ZIM и ONE) в значительной степени или полностью избегают Красного моря. Они отправляют свои суда вокруг мыса Доброй Надежды в Южной Африке, что привело к задержкам поставок до трех недель.
Стоимость перевозки товаров морским транспортом тоже растет. По оценкам руководителя исследовательского отдела логистической компании Freightos Джуды Левайна, «общие цены» в размере пяти — восьми тысяч долларов за контейнер для основных торговых маршрутов, идущих из Азии, в 2,5–4 раза превышают «нормальный уровень» для этого времени года. Однако это все еще на 45–75% ниже пикового уровня эпохи пандемии в конце 2021 года.
Генеральный директор Maersk Винсент Клерк заявил в четверг Financial Times, что на восстановление безопасного прохода через Красное море может потребоваться несколько месяцев. «Потенциально это может иметь весьма значительные последствия для глобального роста экономики», — добавил он.
Но даже если нападения прекратятся сегодня и Красное море снова станет безопасным для судоходства, на устранение уже существующих сбоев и задержек потребуется значительное время, сказал CNN вице-президент по глобальным океанским услугам компании CH Robinson Мэтью Берджесс.
Может быть еще хуже

Если война между Израилем и ХАМАС перерастет в более широкий региональный конфликт или хуситы решат перенаправить свои атаки на нефтяные танкеры и сухогрузы, которые перевозят важнейшее сырье, такое как железная руда, зерно и древесина, последствия для мировой экономики будут еще более серьезными.
Самым большим риском эксперты считают резкий рост цен на энергоносители. «Это будет иметь значительные побочные эффекты для цен на другие сырьевые товары», — говорится в недавнем отчете Всемирного банка.
«Хотя нынешние перебои в судоходстве сами по себе вряд ли нарушат глобальную тенденцию снижения инфляции, заметная эскалация военного конфликта может привести к росту цен на энергоносители, что отразится на потребителях», — написали Саймон Макадам и Лили Миллард из Capital Economics.
Oxford Economics также ожидает, что инфляция продолжит снижаться, но по-прежнему видит риск роста цен. Если стоимость контейнерных перевозок останется на текущем уровне — почти вдвое выше уровня начала декабря, это может повысить мировую инфляцию примерно на 0,6%, прогнозирует директор по глобальным макроэкономическим исследованиям компании Бен Мэй.
Ситуация может ухудшиться в ближайшие недели: грузоотправители спешат вывести заказы из Китая до 10 февраля, когда местные заводы уйдут на каникулы в связи с празднованием китайского Нового года.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: