Компании мира стали чаще признавать роль ИИ в сокращение рабочих мест
- 19 ноября 2025 22:20
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В конце сентября немецкая авиакомпания Lufthansa сообщила аналитикам и инвесторам о планах сократить 4000 административных должностей к концу десятилетия. Среди причин было названо «более широкое использование искусственного интеллекта».
Несколько недель спустя голландский кредитор ING Groep NV заявил, что почти 1000 позиций находятся под угрозой из-за «цифровизации, искусственного интеллекта и меняющихся потребностей клиентов». А в начале этого месяца южнокорейский разработчик видеоигр Krafton заявила о намерении приостановить набор сотрудников, чтобы сосредоточиться на подходе к разработке, ориентированном на «ИИ в первую очередь».
На протяжении большей части бума ИИ многие компании избегали упоминаний о роли этой технологи в сокращении рабочих мест, опасаясь негативной реакции общества. Но в последние месяцы крупные компании из разных отраслей и регионов стали чаще заявлять, что ИИ позволяет им резать штат и нанимать новых сотрудников.
В отчётах о прибылях, презентациях для инвесторов и корпоративных меморандумах руководители компаний расхваливают повышение эффективности благодаря искусственному интеллекту и представляют сокращение или полное отсутствие рабочей силы как подготовку к экономике, всё больше ориентированной на ИИ.
Согласно недавней оценке компании по трудоустройству Challenger, Gray & Christmas, ИИ стал причиной 48 414 сокращений рабочих мест, объявленных в США в этом году. Из них 31 039 сокращений, связанных с ИИ, были объявлены только в октябре.
Причина или ширма?
Внезапный всплеск отражает резкий рост числа плановых увольнений в целом, причём ИИ упоминался как фактор примерно пятой части от общего числа увольнений в США в прошлом месяце, сообщает Bloomberg.
Шквал заявлений, связанных с ИИ, привлёк внимание политиков, включая главу Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла. Это также спровоцировало споры о том, используют ли компании достижения ИИ для снижения затрат в условиях нестабильной мировой экономики или просто ссылаются на ИИ как на фактор, чтобы оправдать сокращения, проводимые по более сложным и, возможно, нелестным причинам, в привлекательных для инвесторов терминах. Ответ может содержать оба варианта.
В США корпорации, которые ранее удерживали сотрудников на рынке труда, где всё было по принципу «низкий уровень найма и низкая производительность», теперь начинают сокращать штаты, сталкиваясь с сохраняющимися рисками пошлин, торговых войн и ухудшения потребительских настроений. Многие крупные компании, особенно в технологической отрасли, раззудили штаты во время постпандемического бума и в итоге оказались в ситуации, когда у них слишком много сотрудников, заявил Bloomberg операционный президент кадрового агентства Robert Half Джордж Денлингер.
По этой причине акцент на искусственный интеллект иногда может быть обманчивым, отметил эксперт. Компании просто прикрываются ИИ, хотя это не единственная причина увольнений.
Смешанные мотивы можно наблюдать и в крупных технологических компаниях, таких как Amazon. В июне генеральный директор гиганта электронной коммерции Энди Джасси дал понять, что в ближайшие годы штат сотрудников компании сократится, поскольку ИИ выполняет всё больше задач. Четыре месяца спустя Amazon объявила о сокращении 14 тысяч рабочих мест. По Джасси объяснил это решение раздутой бюрократией и добавил, что оно «даже не связано с ИИ, по крайней мере, сейчас».
Процесс пошёл?
И все же недавняя волна объявлений о сокращениях, связанных с ИИ, намекает на масштабное сокращение рабочих мест, о котором давно предупреждали критики этой технологии, и даже её сторонники. За последний год ИИ прошёл путь от чат-ботов, выдающих умные ответы, до так называемых агентов, предназначенных для выполнения более сложных задач от имени пользователя, будь то проведение исследований или многочасовое написание кода.
«ИИ начинает поглощать рутинную, объёмную работу», — заявил Майк Дунан из SPMB, компании, которая нанимает ведущих специалистов по технологиям и обработке данных.
В ходе телефонной конференции, посвящённой финансовым результатам, состоявшейся в конце октября, руководители CH Robinson Worldwide рассказали о «растущей автоматизации» ввода заказов, планирования встреч и других ручных задач, что позволило логистической компании снизить численность персонала на 10,8%.
Ранее в этом году генеральный директор IBM Арвинд Кришна заявил, что искусственный интеллект может упростить процесс обработки контрактов с клиентами, избавляя от необходимости привлекать сотни сотрудников. В августе компания заявила, что к концу этого года планирует достичь экономии в 4,5 миллиарда долларов за счёт ИИ и автоматизации.
На низком старте
Даже когда компании не заявляют, что ИИ способствует сокращению рабочих мест, они упоминают его как повод повысить планку для новых сотрудников. В начале этого года во внутренней служебной записке генеральный директор Shopify Тоби Лютке заявил сотрудникам, что «команды должны продемонстрировать, почему они не могут добиться желаемого с помощью ИИ», прежде чем запрашивать дополнительное количество сотрудников.
«Мы замедляем набор сотрудников на должности, которые, честно говоря, просто выматывают», — заявил Bloomberg News в июле генеральный директор ServiceNow Билл Макдермотт. Вместо этого, по его словам, эту работу выполняют ИИ-агенты: «Они усердно трудятся 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Им не нужно платить. Им не нужен обед, и у них нет медицинской страховки».
Тем не менее, ИИ-агенты и генеративный ИИ пока ещё только на начальной стадии развития. Ведущие разработчики работают над созданием программного обеспечения, которое поможет автоматизировать больше работы аналитиков, младших банкиров, консультантов и инженеров-программистов.
В то же время компании, занимающиеся разработкой ИИ, пытаются прояснить экономические преимущества своих инструментов на фоне сохраняющегося скептицизма относительно потенциала этой технологии в чём-то большем, чем просто производство бесполезной «рабочей каши».
«Существует неопределённость относительно того, насколько полезны эти инструменты и как их внедрить в повседневную работу. Они становятся лучше, но сама стратегия всё ещё развивается», — отмечает рекрутер Atticus Growth Partners Том Кейс.
Если технологические компании смогут снизить эту неопределённость, это может открыть путь к более широкому внедрению искусственного интеллекта в корпорациях и новым сокращениям, вызванным ИИ. Goldman Sachs уже прогнозирует, что ИИ приведёт к сокращению численности персонала на 4% в следующем году, а в течение следующих трёх лет ожидается рост этого показателя до 11%.
Сам инвестиционный банк, похоже, готов присоединиться к этой тенденции. В прошлом месяце Goldman Sachs предупредил сотрудников о предстоящих сокращениях в этом году, поскольку банк стремится «в полной мере использовать потенциал искусственного интеллекта».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: