+33
Сохранить Сохранено 7
×

Кого обогащают упущенные нефтяные доходы России


Кого обогащают упущенные нефтяные доходы России

Нефтяная промышленность

На днях Минфин отчитался о январских нефтегазовых доходах России. За год они упали на 46,4% — до 426 миллиардов рублей. При этом объемы экспорта российской нефти остаются достаточно стабильными, а ее поставки по морю за последние четыре недели, по данным Bloomberg, выросли до 3,465 миллиона баррелей в сутки – максимального показателя с июня 2022 года. Кто же заработал на этом росте?

Основную выгоду из разнообразных энергетических санкций против России извлекают потребители, которые к этим ограничениям пока не присоединились (в основном азиатские), а также перевозчики и переработчики нефти. В их числе есть и компании с российскими корнями.

Санкции включают в себя прямой запрет на покупку российской энергии странами ЕС и США, а также запрет на отгрузку российской нефти в любую точку мира по цене выше 60 долларов за баррель.

Россия в ответ официально запретила продавать черное золото тем, кто придерживается этого потолка. Но на деле, чтобы продать свою «токсичную» нефть, ей приходится идти на значительные скидки и оплачивать услуги по завышенным тарифам, поскольку своих танкеров для транспортировки всего нефтяного экспорта стране не хватает.

В январе средняя цена Urals составляла 49,48 доллара за баррель, что в 1,7 раза меньше уровня того же месяца 2022 года и составляет всего 60% от базовой цены Brent, сообщает Минфин.

Глава МЭА Фатих Бироль заявил в воскресенье, что ограничение цен только в январе привело к сокращению доходов Москвы на 8 миллиардов долларов. Правда, точное влияние на доходы производителей и государства посчитать трудно, поскольку часть упущенной выгоды достается российским фирмам. Кроме того, некоторые российские сорта нефти, включая тихоокеанский сорт ВСТО, продаются дороже Urals.

Скидки решают все

Добыча нефти
Добыча нефти © unsplash.com

Главными покупателями нефти из России стали Китай, Индия и Турция. Объем экспорта в эти страны, включая перевозку по морю на танкерах, аналитиками прогнозируется в 3,29 миллионов баррелей в сутки, пишет Bloomberg.

В этих же странах в основном базируются и компании-бенефициары антироссийских санкций. Reuters добавляет к ним фирмы из Греции и Объединенных Арабских Эмиратов. При этом, как уверяют источники агентства, ни одна из компаний санкции не нарушает, но все его собеседники предпочли сохранить анонимность ввиду «деликатности темы».

По данным Reuters, по состоянию на конец января российские нефтяные компании предлагали покупателям в Индии и Китае скидки на сырую нефть в размере 15-20 долларов за баррель. 

В последние недели импорт российской нефти в Индию достиг рекордно высокого уровня, превысив 1,25 миллиона баррелей в сутки. С учетом скидок страна сэкономила на этом более 500 миллионов долларов в месяц. Ведущие индийские импортеры — IOC, HPCL, BPCL, Nayara и Reliance — отказались комментировать скидки и прибыль. При этом Nayara на 49% принадлежит российской государственной нефтяной компании «Роснефть».

Китай импортировал более 1,8 миллиона баррелей в сутки российской нефти в период с апреля 2022 года по январь 2023 года. Больше всех выиграли независимые нефтеперерабатывающие заводы в восточной провинции Шаньдун. Но не остались в стороне и государственные компании Sinopec Corp, Petrochina, Zhenhua Oil и CNOOC. На запрос агентства все они не ответили.

Безумно хороший бизнес

Доллар
Доллар © unsplash.com

Те же 15-20 долларов за баррель российские продавцы платили судоходным компаниям за доставку нефти из России в Индию и Китай. Для сравнения, американский экспортер сырой нефти Mars (сорта, аналогичного Urals) будет платить около 5-7 долларов за баррель за доставку груза в Индию. Учитывая скидку в 1,6 доллара за баррель по сравнению с эталонной нефтью WTI в США, он получит около 66 долларов за баррель в порту США, или 90% от эталонной цены.

После десятилетий низких прибылей или убытков некоторые секторы мировой судоходной отрасли переживают финансовый бум от транспортировки российской нефти. В числе компаний, которые извлекают на этом выгоду, российский государственный «Совкомфлот» и греческие TMS Tankers Management, Stealth Maritime, Kyklades Maritime, Dynacom, Delta Tankers, NGM Energy и New Shipping.

Некоторые греческие и норвежские владельцы танкеров продали свои старые суда по рекордным ценам судоходным фирмам, таким как Fractal Shipping, владельцы которых находятся в Дубае.

Reuters ознакомился со счетом-фактурой, где указано, что грузоотправитель взимал с продавца российской нефти около 10,5 миллиона долларов за один рейс, чтобы в январе доставить танкер Aframax обычного размера с 700 000 баррелей на борту из балтийского порта на индийский нефтеперерабатывающий завод.

Год назад подобное путешествие обошлось бы продавцу российской нефти в полмиллиона-миллион долларов в зависимости от тарифов на доставку. Для грузоотправителя текущие расходы на такой рейс на сегодняшнем рынке колеблются от 0,5 до одного миллиона долларов. Это означает, что его чистая прибыль от одного рейса может составить 10 миллионов долларов.

Не удивительно, что один из собеседников агентства, торговец российской нефтью, назвал текущий танкерный бизнес «безумно хорошим».

«Призраки» смотрят на Россию

танкер
танкер © unsplash.com

Ранее Financial Times обратили внимание на заметно возросшую активность иранских танкеров-призраков, которые переключились на нефть из России. Такие суда многие годы используются для обхода санкций против Ирана и Венесуэлы, но в последние два месяца как минимум 16 из них перевозили российскую нефть, подсчитали в издании.

У танкеров-призраков отключены системы отслеживания, поэтому невозможно установить их маршрут. Также замаскированы реальные владельцы и порт приписки — суда обычно записаны на офшорные компании. По данным FT, всего известно 288 таких  танкеров. Для их отслеживания издание пользовалось данными UANI и аналитической компании Kpler.

Российская нефть и раньше периодически поставлялась иранскими танкерами-призраками, однако до февраля 2022-го речь шла об одном судне в несколько месяцев, а в течение большей части прошлого года — об одном-двух судах в месяц.

По словам экспертов, сейчас перевозка российской нефти их владельцам более выгодна, ее быстрее поставляют, кроме того, перевозчики меньше рискуют, чем при перевозке нефти из Венесуэлы, которая находится под более жесткими санкциями.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+33

 

   

Комментарии (0)