+0
Сохранить Сохранено 7
×

Когда и как вернутся в Россию автомобили ушедших иностранных брендов?


Когда и как вернутся в Россию автомобили ушедших иностранных брендов?

Автомобиль.

© ru.wikipedia.org

На фоне намечающихся политических изменений в России заговорили о возможном возвращении в страну ранее ушедших мировых брендов, в том числе автомобильных. Хотя прямых подтверждений этому пока нет, тема обсуждается не только в бизнес-среде, но и в правительственных кругах.

Очевидно, что никакого движения в этом направлении ждать не стоит, пока против РФ действуют западные санкции. Но что будет в случае их ослабления или даже отмены? Как быстро привычные россиянам иностранные марки могут появиться на местном рынке? В каком качестве готовы возобновить работу в стране их производители?

На данные вопросы попытались ответить эксперты в рамках организованного «Ридусом» круглого стола на тему «Перспективы возвращения ушедших иностранных брендов на российский рынок».

Потребуется время

Участники мероприятия дружно сошлись в том, что в текущем году покинувшие Россию бренды вряд ли вернутся даже при самых благоприятных условиях. Особенно это касается производства.

Просто так возобновить работу на прежних заводах ушедшим компаниям, скорее всего, не позволят, хотя это было бы целесообразно. Так считает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. При этом эксперт пояснил, что данные заводы сейчас «то ли перезапущены, то ли как бы запущены, то ли почти запущены». Их состояние «скрывается за пеленой секретности»: никто толком не знает, сколько автомобилей там выпускается, каких моделей, с какими номерами, продаются они или нет, как привозят комплектующие.

Максим Кадаков.
Максим Кадаков. © Трансляция «Ридуса»

«Заводы, которые могут выпускать сотни тысяч автомобилей, производят от 10 до 40 тысяч единиц. Это не то, что нужно государству. Потому что это рабочие места, обеспечение независимости в значительной степени, хотя бы транспортной, это налоговая база. Нам выгодно загрузить такие производства, потому что только при больших объёмах выпуска есть смысл говорить о компонентной базе и её развитии, о чём сейчас все говорят», — подчеркнул эксперт.

По словам Кадакова, корейские компании могут подхватить свои заводы очень быстро и в пределах года начать выпускать на них машины нового поколения. Другим будет сложнее. Но очевидно, что государство выдвинет какие-то дополнительные требования. Например, совместное владение предприятиями, с условием, что в руках Правительства РФ останется контрольный пакет, передача технологий или хранение технической и другой документации на российских серверах.

В целом принять решение снова вкладывать деньги в локализацию на российском рынке иностранным компаниям будет непросто. Но даже если они захотят, потребуется время, чтобы обновить оборудование, набрать сотрудников, наладить поставки деталей и готовой продукции. Обычно на это уходит два-три года. Об этом напоминает руководитель направления «Спецтехника» сервиса «Авито» Тимур Осипов.

«Если говорить про KIA, то в случае их возвращения в ближайшие пару лет это будут прямые продажи без производства», — добавил Осипов.

На низком старте

Наладить продажи будет гораздо проще, чем производство. Однако ни одна компания не придёт в Россию открыто торговать до тех пор, пока не будет уверена, что ей не грозят какие-либо вторичные санкции. Об этом предупреждает Кадаков. С учётом нынешних расхождений в политике ЕС и США ожидание может затянуться на долгий срок.

Если предположить, что сигнал «уже можно» прозвучит завтра утром, первыми в Россию, по мнению экспертов, «прилетят» те же корейцы — в перспективе от нескольких месяцев до полугода. Следом — японцы. За ними, со значительной задержкой, европейцы.

«Корейские бренды сохранили хорошие отношения с дилерской сеткой, управленческую команду, помогали с запуском Solaris. Японская Toyota тоже поддерживает отношения с дилерами, проводит дилерские конференции. Когда будет политическая возможность, корейцы и японцы вернутся», — отметил экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.

Для Hyundai Motor Corporation российский рынок был одним из крупнейших, на него приходилось 9% мировых продаж компании, напомнил эксперт. На всех рынках растёт доля китайских брендов, которые потихоньку выталкивают японские, корейские, европейские марки.

Олег Мосеев.
Олег Мосеев. © Трансляция «Ридуса»

«Далеко ходить не надо. Можно посмотреть на Казахстан, где 40% рынка занимают китайцы. А там никаких санкций нет, все бренды присутствуют. Поэтому битва за рынки вроде России будет», — предсказал Мосеев.

По словам специалиста, российскому авторынку пойдёт на пользу здоровая конкуренция. За три года у дилеров и потребителей накопилось достаточно много претензий к китайским компаниям по поводу качества машин и стиля работы с партнёрами. И теперь китайцы справедливо боятся, поскольку прекрасно понимают, что часть из них просто моментально потеряет дилеров, если вернутся компании Hyundai, Kia, Toyota, Mitsubishi, Mazda.

«И это хорошо, что они начинают как минимум задумываться», — отметил эксперт.

Забудьте про старые цены

По словам Мосеева, надежда на возвращение западных брендов породила новую категорию клиентов — «ждунов», как окрестили их СМИ. Ждуны решили, что такие бренды вернутся не только быстро, но ещё и с ценами 2022 года. Поэтому они откладывают покупку автомобиля, подрывая дилерам и без того вялые продажи.

«Хочу расстроить: с ценами 2022 года никто никогда не вернётся», — заявил Мосеев.

Другие участники круглого стола согласились с ним и назвали несколько факторов, которые не дадут ценам упасть. Во-первых, глобальная инфляция: машины дорожают во всём мире. Во-вторых, внутренняя политика, в том числе утилизационный сбор. Плюс курс рубля, который сильно отличается от параметров начала 2022 года.

При этом Мосеев подсчитал, сколько сейчас теоретически стоили бы отдельные популярные машины, если бы их вновь начали продавать в России. Kia Sportage в комплектации «комфорт полноприводный» — примерно 4,5 миллиона рублей. Hyundai Tucson в минимальной комплектации — около 4,5 миллионов. Skoda Octavia с двигателем 1.4 литра — 4 миллиона.

Эксперт пояснил, что брал цены заводов Казахстана, где сейчас выпускаются данные модели, и пересчитывал с учётом курса, утилизационного сбора и затрат на логистику.

Максим Железняк.
Максим Железняк. © Трансляция «Ридуса»

«Люди ждут, потому что думают, что раз курс доллара снизился, то цена тоже снизится, что бренды вернутся и привезут старые цены. Но старых цен не будет», — согласился с коллегой руководитель управления продаж и маркетинга компании «Мотор-Плейс» Максим Железняк.

Во всём мире выросла себестоимость автомобилей, потому что изменились экономические обстоятельства: подорожало всё — ресурсы для производства автомобилей, энергия, транспортировка. Стоимость денег тоже выросла. Плюс торговые войны и пошлины.

Согласно словам эксперта, любой желающий может теоретически рассчитать приблизительную цену машины, которая будет импортироваться из западных стран, если производители вернутся на российский рынок без локализации, а она пока под большим вопросом.

«Допустим, можно зайти на сайт Volkswagen и посмотреть, сколько стоит Tiguan в Германии в евро. Нужно отнять от этой цены 20–25%, получившую сумму умножить на курс, а потом ещё умножить в два раза — это акциз, утильсбор, НДС, транспортировка, маржа дилера, маржа дистрибьютора», — рассказал Железняк.

По такой схеме начальная цена одного из самых популярных кроссоверов получится в районе 6 миллионов рублей. Toyota будет стоить приблизительно столько же. Единственное, на что можно надеяться, что на фоне возвращения западных брендов их китайские конкуренты понизят цены.

Тарас Коваль.
Тарас Коваль. © Трансляция «Ридуса»

«До 2022 года для многих компаний важна была не столько прибыль, сколько доля рынка. Теперь такого не будет», — добавил президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

В условиях снижения спроса и затоваривания дилерских складов объём предложения может частично сократиться, но цены удержатся. Такой прогноз дал директор по стратегии ИК «Финнам» Ярослав Кабаков.

«Надежда на рост конкуренции при возврате товарищей из Японии или Европы тоже во многом преждевременная. Китайцы приходили на российский рынок, когда здесь ещё присутствовали европейцы, японцы, корейцы. Но как-то они договаривались. И что-то мне подсказывает, что все очень аккуратно, если будут возвращаться, впишутся в эту историю, чтобы не повлиять на текущие цены», — заключил эксперт.

Глобальная проблема

В России складывается катастрофический дефицит новых автомобилей, который может привести к тому, что российский автопарк сократится вдвое через пять — максимум десять лет. Об этом заявил координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.

Петр Шкуматов.
Пётр Шкуматов. © Трансляция «Ридуса»

«Нужно говорить не о том, придут ли корейцы с японцами или нет. Надо говорить о том, что у нас сейчас складывается достаточно серьёзная кризисная ситуация с автомобилями. Нужно, чтобы хоть какие-то новые машины приходили на рынок, чтобы шло обновление парка», — сказал Шкуматов.

Эксперт пояснил, что в ближайшие пять лет начнут выбывать из эксплуатации транспортные средства, приобретённые в период резкого роста продаж в 2006˜–2007 годах, накануне кризиса 2008 года. Тогда продавалось почти два с половиной миллиона новых машин в год. А на 2025 год эксперты прогнозировали продажи новых автомобилей в районе 1,2 миллиона, то есть в два раза меньше.

«Больше двадцати лет машина в России обычно не ездит из-за реагентов, особенностей климата и других неблагоприятных условий», — уточнил аналитик.

Сокращение личного автопарка россиян «обвальными темпами» негативно отразится на бизнесе, так или иначе связанном с обслуживанием автомобилей, добавил эксперт.

«Автомобилисты — это люди, которые тратят деньги. Бензин, ремонт, обслуживание — целая инфраструктура, которая создавалась десятилетиями. Она не сможет существовать в таком режиме и объёме вот так масштабно», — предупредил Шкуматов.

Даже необязательно, чтобы новые машины поступали прямо с конвейера, уточнил он. Главное, чтобы на российский рынок пришли относительно свежие машины.

«Это могут быть двухлетние или трёхлетние машины. Главное, чтобы они обновляли парк», — подытожил эксперт.

Нюансы комтранса

На рынке коммерческой техники ситуация с возвращением западных брендов будет схожей, но есть нюансы, отметил Осипов. В отличие от производства легковых автомобилей, в данном сегменте достаточно много отечественных компаний. Государство будет защищать внутренний рынок. Но в капиталоёмких и недоступных российским компаниям сферах иностранцы вернутся, как только смогут. Например, техника John Deere для сельского хозяйства и лесозаготовок.

Тимур Осипов.
Тимур Осипов. © Трансляция «Ридуса»

«Американские производители до сих пор поддерживают техническое обслуживание, привозят запчасти разными путями. Их можно купить у бывших официальных представительств, которые до сих пор имеют склады», — уточнил эксперт.

По его словам, для таких компаний Россия — очень интересный рынок, потому что активно развивается экономика, много инфраструктурных проектов. Правда, есть ограничение в виде высокой процентной ставки. Коммерческие парки обычно формируются, пополняются и обновляются в кредит. При такой стоимости денег это выходит очень дорого.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)