Китайцы стремительно проникают в европейскую утопию электромобилей
- 17 июля 2025 16:49
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Китай захватывает долю рынка в Норвегии, где электромобили пользуются большой популярностью. Тем самым Поднебесная создаёт серьёзную конкуренцию компании Tesla Илона Маска и другим западным автогигантам.
С момента первой поставки автомобиля MG в богатую скандинавскую страну в январе 2020 года китайские бренды электромобилей заняли совокупную долю рынка примерно в 10% благодаря конкурентоспособным ценам и передовым технологиям Пекина.
Столь взрывной рост особенно заметен, учитывая решение Норвегии не вводить пошлины на импорт китайских электромобилей и репутацию самой дружелюбной по отношению к электромобилям страны в мире.
Европейская лаборатория электромобилей
Богатая скандинавская страна известна огромными запасами нефти и газа в Северном море. Данное государство давно прокладывает путь к отказу от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Постоянный поток мер по поддержке внедрения электромобилей (от налоговых льгот до снижения пошлин) поставил Норвегию на грань полного вытеснения бензиновых и дизельных транспортных средств с рынка новых автомобилей.
Согласно данным Норвежской ассоциации электромобилей (NEVA), в некоторых крупных городах страны около 30% всех легковых автомобилей на дорогах теперь полностью электрические. В столице страны, Осло, данный показатель достигает 40%.
Продажи электромобилей в Норвегии выросли с менее 1% от общего объёма продаж автомобилей в 2010 году до 88,9% в 2024 году. Такая тенденция не показывает никаких признаков замедления. Норвежским управлением автомобильных дорог общего пользования, отвечающим за национальную дорожную сеть страны, опубликованы данные, что электромобили составили более 93% новых машин, проданных в 2025 году.
За первые несколько месяцев 2025 года продажи электромобилей составили 15,4% от общей доли рынка ЕС. Норвегия не является членом блока. По данным Института Роки Маунтин, в США доля продаж новых пассажирских электромобилей достигла 10% в 2023 году, тогда как ещё в 2017 году показатель составлял 1%.
Тарифная политика Норвегии отличает её от США и Евросоюза, которые ввели пошлины на электромобили китайского производства, чтобы защитить традиционно доминирующие американские и европейские бренды. Не входящая в ЕС Норвегия ранее заявляла, что введение пошлин на китайские электромобили нецелесообразно и нежелательно.
Представляющая владельцев электромобилей в стране генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей (NEVA) Кристина Бу рассказала CNBC, что сегодня на норвежском рынке доступно не менее 20 различных моделей китайских электромобилей. По её словам, мнение потенциальных норвежских покупателей о китайских электромобилях сильно изменилось за последние годы.
«Люди видят, что это хорошие автомобили. Технологически они хороши и вполне конкурентоспособны по цене», — пояснила Бу.
Идеальный плацдарм для старта
По данным Норвежской дорожной федерации (OFV), китайские производители электромобилей вроде BYD, XPeng и MG в июне вошли в двадцатку крупнейших компаний по продажам новых автомобилей в Норвегии. В список попали шведские Volvo и Polestar. Китайская Geely Holding Group владеет значительными пакетами акций обоих данных автопроизводителей.
Но пока что Tesla остаётся доминирующим игроком в Норвегии. В июне американский производитель электромобилей стал самым продаваемым брендом в стране, чему способствовал спрос на обновлённый внедорожник Model Y.
Глобальный аналитик исследовательской компании JATO Dynamics Фелипе Муньос заявил, что его личное определение китайского бренда включает все компании, которые производят автомобили, полностью спроектированные, задуманные и произведённые в Китае. К ним Муньос относит MG — часть китайской SAIC Motor. Но компании вроде Volvo, Polestar и Lotus будут исключены из данного определения, даже если полностью или частично принадлежат китайскому производителю оригинального оборудования.
Муньос считает, что Норвегия является европейской страной, где китайские автомобильные бренды накопили наибольшую долю рынка в виде 10,04% с января по июнь 2025 года.
«Благодаря регулированию, культуре и размерам Норвегия является европейской лабораторией электромобилей. Данное обстоятельство означает, что страна представляет точку входа для всех неизвестных брендов, желающих продавать электромобили в остальной части Европы», — сообщил Муньос для CNBC.
Стартовать в Норвегии проще, чем где-либо в Европе. И это не требует больших инвестиций, как в пяти крупнейших европейских рынках. В Норвегии нет собственной автомобильной промышленности, а это значит, что иностранному игроку проще добиться успеха, не нанося ущерба чьим-либо интересам.
Гонка за Китаем
Социологические опросы показали, что европейским водителям нравится ездить на китайских электромобилях. Так утверждает старший экономист сектора транспорта и логистики голландского банка ING Рико Луман.
«Так что перед Tesla в будущем стоит реальная задача конкурировать с новыми брендами, наращивающими присутствие в Европе», — предупредил Луман.
На вопрос, проигрывает ли Европа битву с Китаем на рынке электромобилей, Луман ответил, что «Европа немного догоняет», но Китай по-прежнему далеко впереди.
«В США наблюдается некоторый откат назад. ЕС и Европа в целом находятся где-то посередине. Нам действительно нужно больше новых и более доступных моделей, чтобы убедить водителей среднего класса перейти на новые автомобили. Но мы пока не достигли этого», — констатировал старший экономист.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: