+16
Сохранить Сохранено 7
×

Китай тайно готовит программу сверхбольших подводных беспилотников


Китай тайно готовит программу сверхбольших подводных беспилотников

НОАК

Помимо строительства современных авианосцев, военно-морская экспансия Китая может опираться на еще одну ключевую программу, о которой ранее не сообщалось. Две неизвестные подводные машины, тайно развернутые в Южно-Китайском море, были замечены на военно-морской базе Санья на острове Хайнань. Как считают американские военно-морские специалисты, это может быть первым признаком существования в КНР программы сверхбольших беспилотных подводных средств (XLUUV), которые ранее разрабатывали только США и Великобритания.

Спутниковые снимки военно-морской базы Санья на Хайнане в Южно-Китайском море, сделанные спутниками Maxar Technologies, показывают два подводных боевых беспилотника (XLUUV), которые впервые были зафиксированы камерами в марте — апреле 2021 года. Как предполагается, сейчас проходят их испытания. База Санья относится к числу важных военно-морских баз КНР в этом районе и является домом для подводных лодок китайского флота.

Набережная, где были замечены новые XLUUV, находится недалеко от того места, где ранее базировались карликовые подводные лодки.

Маxar

Как отмечает авторитетный американский исследователь военно-морской тематики Х. И. Саттон, предварительная оценка указывает на то, что двумя черными объектами, запечатлёнными спутниками Maxar Technologies, являются XLUUV (экстра-большое беспилотное подводное средство).

«Они слишком малы, чтобы быть обычными подводными лодками, и слишком велики, чтобы быть транспортными средствами для доставки пловцов (SDV)», — отмечает господин Саттон.

Подводные аппараты имеют разные размеры и, по-видимому, значительные различия в конструкции. Это позволяет предположить, что китайцы проводят сравнительные конкурсные испытания различных прототипов или моделей — демонстраторов технологии.

Первый XLUUV имеет длину около шестнадцати метров и два метра в поперечнике. У него обтекаемый нос. В кормовой части, похоже, расположены два винта, что позволяет предположить, что беспилотник оптимизирован для медленного патрулирования относительно близко к поверхности и в первую очередь для разведки, наблюдения и сбора данных (ISR).

Беспилотник имеет как вертикальные, так и горизонтальные подруливающие устройства. Шипообразные конструкции в верхней части корпуса, вероятно, предназначены для спуска и подъема его из воды. По-видимому, по обе стороны корпуса есть точки крепления внешних устройств.

По внешнему виду модель напоминает китайский HSU-001 LDUUV, который был показан на параде в 2019 году.

НОАК

Аналитики ВМС США предполагали, что HSU-001 LDUUV достаточно большой, чтобы нести меньшие UUV или, возможно, сенсорные устройства или мины.

Габариты нового аппарата очень похожи на размеры американского подводного беспилотника «Орка». Разработанная Boeing, эта система считается первым подводным средством подобного типа.

Однако первая «Орка» была крещена только в апреле, в то время как, похоже, у китайского флота уже были свои прототипы как минимум с 2021 года или ранее.

Orca XLUUV готовится к первому тесту в воде после церемонии крещения 28 апреля 2022 года в Хантингтон-Бич, штат Калифорния.
Orca XLUUV готовится к первому тесту в воде после церемонии крещения 28 апреля 2022 года в Хантингтон-Бич, штат Калифорния. Фото Boeing.

Во время брифинга в 2019 году капитан Пит Смолл, бывший руководитель программы беспилотных морских систем (PMS 406), сообщил СМИ, что программа Orca первоначально будет сосредоточена на разработке концепции операций (CONOPS), на работе по интеграции полезной нагрузки и минной войне (MIW). В дальнейшем возможности XLUUV могут включать противоминные контрмеры (MCM), противолодочную войну (ASW), радиоэлектронную войну (EW), действия против судов на поверхности (ASUW), разведку, наблюдение, сбор информации и даже ударные возможности.

Lockheed Martin
«Orca будет держать США на переднем крае технологии XLUUV, хотя Россия, Китай и Япония также работают над проектами XLUUV. Хотя спецификации недоступны, слайд из презентации ВМС США особенно показателен. На нем изображено судно с той же компоновкой, что и промежуточный класс „Орка“, с модулем полезной нагрузки с минным отсеком. В отсеке имеются три ряда тяжелых торпедных аппаратов (по четыре в каждом ряду), расположенных под углом, позволяющим стрелять через люк. Длина отсека полезной нагрузки составляет около десяти метров, что дает представление об общем размере», — отмечал господин Саттон на своем портале Covert Shores.
ВМФ США

Другой китайский XLUUV внешне проще по форме. Он намного тоньше, но и длиннее, около 18 метров. Этот дизайн напоминает беспилотник Lockheed Martin.

Беспилотный флот Китая

На сегодня известно о двух крупных китайских подводных беспилотниках.

Модель UUVSIA-4500 AUV разработана Шэньянским институтом автоматизации (SIA) и Китайской академией наук (CAS) в 2015 году. Она может погружаться на глубину 4500 метров и оснащена детектором магнитных аномалий.

Другой беспилотник Qianlong I AUV представляет собой глубоководный AUV, способный погружаться на глубину до 6000 метров и осуществлять топографические съемки морского дна, делать фотографии и проводить гидрологические измерения.

Последствия

XLUUV широко рассматриваются как ключевые военно-морские технологии, которые могут повлиять на будущие конфликты. Как и существующие подводные беспилотники среднего размера, они смогут выполнять миссии ISR, но их создание открывает и другие роли, такие как наступательное минирование, противолодочные войны и транспортировка.

Китай строит и модернизирует свой флот в течение последних 20 лет. У него есть ряд современных подводных транспортных средств, некоторые из них не были публично признаны. Новая китайская подводная программа — напоминание о растущей военно-морской мощи и амбициях Китая. И о том, что он может наращивать новые возможности в относительной тайне, указывает Х. И. Саттон.

Нам важно ваше мнение!

+16

 

   

Комментарии (0)