Китай ставит на надводные корабли и беспилотный флот

- 30 ноября 2022 11:22
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
Китай строит более современные надводные комбатанты и увеличивает число авианосцев и кораблей материально-технического снабжения, чтобы усилить влияние своего флота вдали от домашних берегов.
Согласно опубликованному отчету Пентагона о китайских вооруженных силах, ожидается, что к 2025 году военно-морской флот Народно-освободительной армии вырастет до 400 судов.
«ВМФ КНР — это все более современная и гибкая сила, которая сосредоточилась на замене своих предыдущих платформ, имевших ограниченные возможности, в пользу более крупных, современных многоцелевых комбатантов. По состоянию на 2021 год ВМФ КНР в основном состоит из современных многоцелевых платформ с передовым противокорабельным, противовоздушным и противолодочным оружием и сенсорными системами», — говорится в докладе.
Отчет, в котором подводятся итоги военных событий Китая в 2021 году, указывает на рост ВМФ.
«В конце 2021 года ВМФ НОАК строил авианосец, новую партию эсминцев УРО и новую партию фрегатов УРО», — сообщается в докладе.
Согласно отчету, основная часть расширения поверхности содержится в двух программах: 7500-тонных эсминцах типа 52D Luyang III и более крупных 13000-тонных крейсерах УРО типа Renhai.
Эсминцы Luyang III построены вокруг двухдиапазонного радара воздушного поиска с активной электронной фазированной решеткой (AESA) и 64-элементной вертикальной пусковой системы для нескольких ракет, аналогичных Mk-41 VLS на надводных кораблях США.
Крейсера Renhais намного больше, с аналогичным радаром и 112-элементными VLS-ячейками.
«И когда они вступят в эксплуатацию, смогут нести большую оружейную нагрузку, включая противокорабельные крылатые ракеты, зенитные ракеты, торпеды и противолодочные средства, а также, возможно, крылатые ракеты „корабль — земля“ и противокорабельные баллистические ракеты», — указывают авторы отчёта.
По данным South China Morning Post, по состоянию на май у китайцев есть пять крейсеров типа Renhai.

Новые классы кораблей с различными противоповерхностными и противовоздушными ракетами позволяют ВМФ НОАК улучшить защиту флота, который отходит всё дальше от защитного зонтика своих береговых систем ПВО, и имитируют базовую конструкцию американской боевой системы Aegis.
Согласно докладу, акцент делается на платформах противоповерхностного оружия (ASCM).
«Флот признает, что ASCM дальнего радиуса действия нуждаются в надежном загоризонтном целеуказании для полной реализации своего потенциала. Чтобы заполнить этот пробел в возможностях, НОАК инвестирует в совместные разведывательные, наблюдательные, командные, контрольные и коммуникационные системы на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях для предоставления высококачественной целевой информации на наземные и подземные стартовые платформы», — говорится в отчете.
ВМФ НОАК разрабатывает новые подводные лодки медленнее, чем надводные корабли, «по мере того, как он работает над тем, чтобы увеличить свою силу, интегрировать новые технологии и расширить свои верфи».
В настоящее время флот Китая эксплуатирует шесть атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (SSBN), шесть атомных ударных подводных лодок (SSN) и 44 ударные лодки с дизельными энергетическими установками (SS/SSP). ВМФ НОАК, скорее всего, будет использовать от 65 до 70 подводных лодок в течение 2020-х годов, заменяя старые лодки более совершенными почти один к одному.
В докладе Пентагон предположил, что Китай разрабатывает атомную ракетную подводную лодку, которая будет нести как противоповерхностные, так и наземные крылатые ракеты.
«К середине 2020-х годов Китай, вероятно, построит ракетную атомную подводную лодку класса SHANG (тип 093B). Этот новый вариант класса SHANG повысит возможности в противоповерхностной войне и может обеспечить скрытный вариант наземной атаки, если будет оснащен крылатыми ракетами для удара по наземным целям», — указано в отчете.
Что касается кораблей-амфибий, то в докладе подчеркивается не только быстрое развитие военных кораблей типа Yushen, но и более широкое использование гражданских перевозчиков, которые могут быть использованы для военных операций. В конце августа Китай провел крупные амфибийные учения с использованием гражданских паромов для проведения десантирования с моря, сообщает USNI News.
«Эта гибкость снижает потребность в строительстве дополнительных кораблей-амфибий флота для успешного нападения на Тайвань. Эта оперативная гибкость также обеспечивает оперативным и материально-техническим подразделениям Корпуса морской пехоты ВМФ НОАК подготовку и навыки перемещения между военными и гражданскими судами не только в тайваньском сценарии, но и в любой морской среде, где гражданские транспортные суда доступны для Корпуса морской пехоты ВМФ НОАК», — говорится в докладе.
Китай имеет два действующих авианосца, «Ляонин» и «Шаньдун», основанные на советском проекте «Адмирал Кузнецов». Оба действуют в западной части Тихого океана. Третий авианосец, «Фуцзянь», будет иметь катапультный запуск и ассистируемую посадку и, как ожидается, начнет функционировать к 2024 году.
«Эта конструкция позволит ему нести дополнительные истребители, самолеты раннего предупреждения с фиксированным крылом и более быстрые самолеты, таким образом, расширив охват и эффективность ударных групп», — пишут авторы отчета.
Китай продолжает совершенствовать свои самолеты, в первую очередь Shenyang J-15 Flying Shark, который является нелицензионной копией российского истребителя Су-33.

«В дополнение к стандартному истребителю J-15 в разработке находится катапультный вариант J-15», — указано в докладе.
В настоящее время проводятся испытания самолета на наземных паровых и электромагнитных катапультах. Третий вариант J-15 — J-15D — представляет собой двухместный самолет, оснащенный электронными модулями для сбора разведывательных данных. Самолет предназначен для выполнения специальной роли РЭБ. Китай также разрабатывает вариант истребителя J-31 пятого поколения.
В целом в докладе делается вывод о том, что ВМФ НОАК работает над развертыванием оперативной боевой группы авианосцев в ближайшие несколько лет за пределами первой островной цепи, которая не нуждается в береговой обороне остальной части НОАК.
«Способность ВМФ КНР выполнять миссии за пределами первой цепочки островов скромна, но растет по мере того, как он получает больше опыта работы в отдаленных водах и приобретает более крупные и передовые платформы», — резюмируют авторы отчета.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: