Китай создал принципиально новый танк, вобравший в себя «украинский» опыт
- 19 августа 2025 04:31
- Олег Братеев
Пока эксперты и просто праздные наблюдатели хоронят танки, как род войск в составе сухопутных вооруженных сил, все большее число стран разрабатывает новейшие образцы этой военной техники. При этом, разработчики уверяют, что их новые танки окажутся исключительно устойчивыми в отношении дронов и барражирующих боеприпасов, каковым приписывается роль могильщика танков, как рода войск. Примечательно, что боле других в разработке танков XXI века преуспели именно азиатские страны.
«Презентация» назначена на 3 сентября
На параде в честь китайского Дня Победы, который будет отмечаться в Пекине 3 сентября, Китай, как ожидается, представит новый средний основной боевой танк (ОБТ). Эта боевая машина, обозначенная в зависимости от источников как ZTZ-201 или ZTZ-20, в многочисленных неофициальных сообщениях идентифицируется как танк четвёртого поколения, хотя официальные данные о его характеристиках остаются неизвестными.
До последнего времени китайский ВПК создавал танки на основе хорошо известных советских прототипов. ZTZ-20/ZTZ-201 обещает стать полностью независимой национальной разработкой, в связи с этим немалый интерес представляет то, сможет ли он составить конкуренцию ныне существующим ОБТ стран НАТО и России?
ZTZ-201
По предварительным оценкам, боевая масса нового китайского танка составляет 35–40 тонн, что значительно меньше, чем у главного китайского ОБТ Type 99A. Это обстоятельство породило у экспертов предположения о том, что ZTZ-201 может стать поворотным моментом в доктрине в сторону более лёгких и гибких конструкций.
Появление ZTZ-201 рассматривается в контексте стремления Сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК) интегрировать новые технологии, учесть опыт недавних конфликтов и потенциально объединить несколько существующих категорий танков в единую платформу.
Однако наблюдатели предупреждают, что до официального подтверждения технические характеристики будут основываться на открытых разведданных и данных подготовки к параду, а не на проверяемых спецификациях.
Сообщается, что основным орудием ZTZ-201 является 105-мм гладкоствольная пушка нового поколения, предназначенная для стрельбы современными боеприпасами, способными развивать начальную скорость около 1706 метров в секунду. Если эта цифра точна, то, несмотря на меньший калибр, её характеристики сопоставимы с 120-мм и 125-мм российскими и НАТОвскими системами. Некоторые китайские источники указывают на модульный подход, который может позволить создать вариант 125-мм орудия, что обеспечит гибкость для различных оперативных или экспортных требований.
В дополнение к этому вооружению машина, по-видимому, оснащена дистанционно управляемым боевым модулем, предназначенным для борьбы с воздушными угрозами, такими как беспилотники, включая малые системы FPV, которые становятся всё более распространёнными в современных конфликтах.
Орудийная система включает в себя усовершенствованные тепловые кожухи и механизмы автоматического заряжания, которые в сочетании с необитаемой башней могут снизить нагрузку на экипаж и ещё больше упростить операции, хотя официальное подтверждение этих заявлений пока отсутствует.
Скопировали «Армату»?
Предполагается, что экипаж танка состоит из трёх операторов, размещающихся в бронированной капсуле в передней части корпуса, над которой установлена необитаемая башня. Такая компоновка, напоминающая компоновку российского танка Т-14 «Армата», отделяет экипаж от боекомплекта и обеспечивает компактный силуэт, что немаловажно для повышения живучести машины.
По мнению целого ряда наблюдателей, ZTZ-201 вообще является «позаимствованной» версией «Арматы», что вряд ли соответствует действительности. Боевая масса танка Т-14 «Армата» составляет около 55 тонн, тогда как китайские разработчики делают акцент именно на небольшом весе своего танка, что неизбежно влечет за собой принципиальные различия с российским Т-14. Впрочем, некоторые черты и элементы ZTZ-201 действительно схожи с тем, что имеется у «Арматы».
Наблюдатели указывают на наличие на некоторых изображениях трёх перископов в передней части корпуса, что подтверждает вероятность экипажа из трёх человек, а не из двух, как предполагалось в некоторых более ранних отчётах.
Сообщается, что экипаж использует гарнитуры дополненной реальности, возможно, нашлемные дисплеи, для достижения полной ситуационной осведомлённости без прямой видимости, что аналогично западным системам, таким как Iron Vision. Речь идет о четырёхракурсном радаре и не менее 13 оптических лидарных датчиках, интегрированных в корпус и башню. Это обеспечивает 360-градусное покрытие для навигации и целеуказания. Также, эта система позволяет отслеживать угрозы, исходящие от дронов и барражирующих боеприпасов. Впрочем, хотя эти особенности отражают высокую степень цифровизации, точный уровень их эксплуатационной зрелости остаётся неопределённым.
Боевой гибрид?
Подвижность ZTZ-201 основана на гибридной дизель-электрической силовой установке (возвращение к идеям Фердинанда Порше), которая, как сообщается, способна развивать мощность более 1500 лошадиных сил. Данные, полученные из китайских исследований гибридных гусеничных машин, показывают, что основой этой системы могут стать дизельный двигатель мощностью 960 кВт и электродвигатель мощностью 300 кВт. Максимальный крутящий момент при этом составляет 2204 ньютонов на метр, а скорость танка по шоссе — примерно 84–85 км/ч и от 40 до 60 км/ч по бездорожью.
Гибридная компоновка обеспечивает бесшумное движение в электрическом режиме, снижая как акустическую, так и тепловую сигнатуру, что повышает скрытность в разведывательных или засадных ситуациях.
Результаты испытаний свидетельствуют об эффективном охлаждении даже на высоких оборотах двигателя: расход воздуха составил 18,6 м/с при 4600 об/мин при скорости 85 км/ч, что указывает на инженерные меры по поддержанию выносливости при длительных операциях. Однако, как и в случае с другими аспектами платформы, независимое подтверждение работоспособности системы в реальных условиях пока не представлено.
Защита
В плане обеспечения защиты, создатели ZTZ-201, по всей видимости, делают акцент на активной защите, а не на толщине пассивной брони. В отчётах описывается система активной защиты (APS) среднего размера, включающая четыре радиолокационные панели, установленные по углам башни, и две пусковые установки, установленные на крыше башни, что обеспечивает круговой обзор и позволяет реагировать на атаки сверху. Дополнительные пусковые трубы меньшего размера, замеченные на машине, могут использоваться для постановки дымовых гранат или систем противодействия, хотя их точное назначение является предметом споров среди экспертов.
Броневые модули и бортовые решётки, как считается, взаимозаменяемы в зависимости от условий эксплуатации, а системы радиоэлектронной борьбы упоминаются как часть оборонительного комплекса.
Этот подход отражает растущую сложность защиты от беспилотников, высокоточных боеприпасов и противотанковых ракет, что показали боевые действия на Украине, где одной тяжёлой брони оказалось недостаточно. Однако без официальных спецификаций до сих пор неясно, как был реализован баланс между пассивной защитой и активными системами.
Новые принципы и новые идеи
Конструкция танка, по-видимому, рассчитана на гибкое развертывание в различных регионах. Весовая категория делает его подходящим для высокогорных условий, таких как Гималаи, где более тяжёлые танки сталкиваются с трудностями логистики, а также повышает его эффективность в десантных операциях, включая потенциальные ситуации с вторжением на Тайвань.
Габариты и масса делают его более удобным для транспортировки самолётами Y-20 или десантными кораблями по сравнению с более тяжёлыми танками, такими как Type 99A. Хотя некоторые китайские источники указывают, что ZTZ-201 может заменить Type 96A и, возможно, дополнить или даже вытеснить Type 99A, другие аналитики считают, что он войдет в состав смешанного парка наряду с более тяжёлыми платформами, которые всё ещё находятся в разработке.
Гибридная силовая установка, модульная конструкция и электронная интеграция также указывают на потенциал для модификаций, таких как боевые машины пехоты или машины огневой поддержки, что перекликается с концепцией российского семейства танков «Армата». Вопрос о том, станет ли ZTZ-201 основным танком НОАК или лишь компонентом многоуровневой структуры, остаётся открытым.
Переосмысление
В международных сравнениях ZTZ-201 стоит в одном ряду с другими танками четвёртого поколения, включая российский Т-14 «Армата», немецкий KF-51 «Пантера», японский Type 10, южнокорейский K2 «Чёрная пантера», турецкий Altay, американский AbramsX, франко-германский проект MGCS, индийский планируемый будущий основной боевой танк (FBT) и британский Challenger 3.
В отличие от многих из этих проектов, делающих акцент на крупнокалиберном вооружении и тяжёлой броне, ZTZ-201 ставит на средний вес, гибридную силовую установку и интегрированные технологии противодействия дронам.
Влияние опыта Украины, где тяжёлые танки оказались уязвимы для высокоточных ударов и БПЛА, подтверждает переход к более лёгким, более сетевым платформам. Хотя многие из заявленных подсистем все еще непроверенны, ZTZ-201 отражает эксперименты НОАК с конструкторскими решениями для баланса огневой мощи, мобильности и выживаемости в условиях боевых действий, подобно более раннему лёгкому танку ZTQ-15.
До публикации официальных данных оценки его реальных возможностей остаются предварительными, но его внешний вид свидетельствует о том, что НОАК движется к переосмыслению роли своей бронетехники в войне XXI века.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: