+1
Сохранить Сохранено 7
×

Китай продемонстрировал два робота-истребителя: что это за машины


Китай продемонстрировал два робота-истребителя: что это за машины

БПЛА Type А (ближе) и Type B (дальше).

© Китайские СМИ

Масштабный военный парад, посвящённый 80-летию победы Китая над Японией во Второй мировой войне, прошёл в Пекине 3 сентября. Мероприятие позволило внимательнее рассмотреть некоторые образцы вооружения, долгое время остававшиеся скрытыми от глаз экспертов. В значительной степени это касается новых инициатив Китая в области боевых беспилотников, появление которых в преддверии парада и непосредственно во время него вызвало бурные обсуждения. Третьего сентября стало окончательно ясно, что китайские инженеры внимательно наблюдали за развивающимся в мире бумом БПЛА и явно не сидели сложа руки.

Среди многочисленных представленных на параде проектов беспилотников один вариант представляет особое внимание. Это очень большой, но малозаметный бесхвостый аппарат, эквивалентный по размерам китайскому истребителю среднего класса J-10.

Его конструкция свидетельствует о довольно высоких лётных характеристиках, однозначно указывая на настоящий беспилотный истребитель-невидимку. Внешний вид машины позволяет предположить, что аппарат уже летает или представляет собой полностью аутентичный макет.

Беспилотный истребитель-ведомый?

Хотя обозначение нового беспилотника остаётся неизвестным, появилась информация о его рабочем названии: «Беспилотный истребитель завоевания превосходства в воздухе». Примечательно, что оно звучит, как название соответствующего типа самолёта, что может указывать на его предназначение, схожее с задачами пилотируемого истребителя.

Для ясности эксперты называют новый проект беспилотником Type B.

Данный дрон в числе других показан на платформе грузовика во время парада. Теперь аппарат виден полностью и без чехла. Беспилотник значительно крупнее других неизвестных конструкций, которые замечены перед парадом на спутниковых снимках и накрыты брезентом во время репетиций.

В совокупности различные новые проекты беспилотников рассматриваются как китайские аналоги беспилотных истребителей-ведомых, действующих в составе боевых групп вместе с пилотируемыми истребителями, Collaborative Combat Aircraft (CCA) ВВС США.

Однако, по мнению ряда экспертов, Type B обладает всеми признаками более производительного беспилотного боевого летательного аппарата (UCAV) истребительного типа, которого нет у ВВС США — по крайней мере, в несекретной сфере.

Type B

Тип В
Беспилотный истребитель Type B. © Китайские СМИ

Новый беспилотник типа UCAV Type B является бесхвостой машиной с модифицированным треугольным крылом. Оно имеет широкую ромбовидную форму с обрезанными законцовками. На задней кромке каждого крыла видны две большие управляющие поверхности. Носовая часть имеет выраженную скулу, которая простирается назад к боковым воздухозаборникам двигателя, прежде чем слиться с передней кромкой крыла. Боковые воздухозаборники отличаются от тех, что встречаются на некоторых других недавно появившихся китайских проектах БПЛА, которые устанавливаются в верхней части фюзеляжа.

Сверхзвуковые воздухозаборники без диверторов с передним наклоном (DSI) имеют много общего с теми, что используются в проектах пилотируемых истребителей нового поколения. Данное обстоятельство прямо указывает на сверхзвуковые характеристики. Воздухозаборники питают один двигатель. При этом имеющее изменяемую геометрию сопло (предположительно, для двигателя с форсажной камерой) выступает за заднюю кромку крыла.

Сопло имеет зубцы, включая внешнюю втулку, как на F-35 и новых проектах китайских истребителей. Заострённые расширения задней кромки в стиле F-35 находятся по обе стороны сопла.

В целом Type B, скорее всего, способен развивать сверхзвуковую скорость, но будет обладать значительной для высокопроизводительного самолёта дальностью полёта. В пользу этой версии говорит сочетание обтекаемой бесхвостой конструкции и отсутствие необходимости размещения пилота и всех систем, связанных с экипажем.

Помимо производительности, другим важным фактором является низкая заметность Type B. Зубцы на сопле помогают снизить радиолокационную заметность в определённых диапазонах. Возможно, это более ранняя итерация, а скрытное двухмерное сопло двигателя с управляемым вектором тяги появится на Type B через какое-то время. Всё это будет происходить параллельно с разработкой российского беспилотного летательного аппарата С-70 «Охотник».

Для сохранения малой заметности дрон имеет большой внутренний объём для размещения оружия. Судя по его нижней части, в фюзеляже присутствуют большие отсеки для вооружения.

Нарушая в целом плавный профиль, Type B оснащён закрытым выступающим обтекателем, электронно-оптической антенной в носовой части, вероятно, аналогичной электронно-оптической системе наведения (EOTS) F-35. Аналогичные обтекатели установлены на китайских малозаметных самолётах J-20 и J-35, что ещё раз свидетельствует, что данный дрон предназначен для выполнения задач, схожих с задачами истребителей.

Type A

Беспилотные истребители Type B (ближе) и Type А (дальше).
Беспилотный истребитель Type B (ближе) и Type A (дальше). © Китайские СМИ

Наряду с Type B во время парада Китай продемонстрировал ещё один проект — в целом похожий, но немного меньший по размеру беспилотный летательный аппарат, условно обозначаемый как Type A. Это бесхвостый дрон с крылом типа «лямбда» и воздухозаборниками типа «карет». У него отсутствует носовой обтекатель EOTS, но, по-видимому, на Type A установлена похожая одноконтурная турбовентиляторная силовая установка. В остальном он выглядит более изящным, чем Type B, с гораздо меньшим профилем носовой части.

На данном этапе стоит отметить, что характеристики этих двух новых беспилотников, представленных на параде, неизвестны. Судя по всему, это вполне «живые» настоящие аппараты, способные летать.

Если же это всё-таки макеты, то они отличаются поразительной детализацией, вплоть до открытой панели доступа, которую можно увидеть за основной стойкой шасси на самолёте Type A.

Статус неизвестен

На данный момент практически нет информации о статусе этих проектов, на какой стадии разработки они находятся и предназначены ли для реальной эксплуатации или только для использования в качестве прототипов или демонстрационных образцов.

На обоих дронах типа A и B, показанных на параде, нанесены серийные номера, указывающие на реальное боевое подразделение Военно-воздушных сил НОАК. Однако это не означает, что один или оба дрона в настоящее время находятся в строю. Нет никаких общедоступных свидетельств того, что эти БПЛА когда-либо применялись.

В то же время многие предыдущие проекты, появившиеся в виде парадных макетов, со временем превратились во вполне реальные устройства. Среди них GJ-11 — один из самых известных образцов, который до своего парадного дебюта годами летал в менее совершенном варианте.

Как и GJ-11, новый беспилотник Type B, по-видимому, предназначен для выполнения обычных функций ударного БПЛА. Хотя весьма вероятно, что он будет обладать возможностями совместного использования с пилотируемыми истребителями.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)