+-1
Сохранить Сохранено 7
×

Китай построил глобальную сеть стратегически важных портов


Китай построил глобальную сеть стратегически важных портов

Порт Шанхай, Китай.

© flickr.com

Десять лет назад президент Китая Си Цзиньпин запустил Морской Шелковый путь, океанический компонент его флагманской инициативы «Один пояс — один путь». И хотя в последнее время развитие проекта замедлилось из-за экономических проблем в КНР и сопротивления со стороны США, Пекин успел заметно расширить свое влияние в морской торговле и судоходстве.

Си часто говорил о своих амбициях превратить Китай в «морскую сверхдержаву». Сеть портов дает возможность взглянуть на масштабы этих амбиций. Десять лет назад Китай имел доли в 44 портах по всему миру, теперь же владеет или управляет портами и терминалами почти в 100 точках в более чем 50 странах, охватывающих все океаны и все континенты. Многие из них расположены вдоль наиболее стратегически важных водных путей мира, что сильно беспокоит США.

Торговать и шпионить

© соцсети
Порт Яншань, Китай. © Соцсети

Как указывает The Washington Post, Морской Шелковый путь Китая пролегает на юг от его собственного побережья через главный транзитный маршрут Индийского океана и самые загруженные морские узкие места Ближнего Востока и заканчивается в Европе.

Большую часть средств в этот проект вложили государственные китайские компании, что фактически сделало Пекин крупнейшим оператором портов, которые лежат в центре глобальных цепочек поставок. По словам аналитиков, эта экспансия имеет не только решающее значение для экономической мощи Китая, но и серьезные военные последствия.

«Это не случайно. Я твердо верю, что у конкретных портов, в которые они собираются инвестировать, есть стратегический аспект», — сказала изданию директор Института стратегических исследований Военного колледжа армии США Кэрол Эванс.

Официально Китай строит свою морскую сеть, чтобы расширить и упростить себе доступ к мировым рынкам. В 2018 году он усилил присутствие в порту Халифа в Объединенных Арабских Эмиратах, важном связующем звене между Азией, Африкой, Европой и Ближним Востоком. Китайская государственная компания Cosco Shipping построила там коммерческий контейнерный терминал, которым сейчас управляет.

Но аналитики отмечают, что заодно это дает Пекину возможность шпионить за военными передвижениями США. В свою очередь, китайские военные корабли уже заходят в принадлежащие Китаю порты и терминалы. В частности, такая флотилия вошла в нигерийский порт Лагос в июле.

В конце 2015 года Китай признал, что строит военную базу рядом с торговым портом Джибути в Африке, всего в шести милях от военной базы США. Китайская база была официально открыта в 2017 году.

Джибути находится в устье Красного моря, на одном из самых оживленных морских путей в мире, где около 10% мирового экспорта нефти и 20% коммерческих товаров проходят через узкий пролив к Суэцкому каналу и обратно. Официальные лица США полагают, что Пекин не собирается ограничиваться одним военным объектом возле Джибути. По их словам, есть признаки того, что он хочет больше.

Куда протянулись морские «щупальца» Китая

© unsplash.com
ОАЭ. © unsplash.com

Пекину потребуется еще несколько десятилетий, чтобы догнать США по объему военного присутствия во всем мире, но уже сейчас Китай обладает самым большим и быстрорастущим военно-морским флотом, который все чаще выходит за пределы берегов Восточной Азии.

Например, два десятилетия назад Китай не имел военно-морского присутствия в Индийском океане, а теперь, по словам американских чиновников, в любой момент в регионе находятся от шести до восьми военных кораблей.

Индийский океан был одним из главных приоритетов для Китая. По этому водному пути проходит около 80% торговли Китая, включая почти всю нефть. Инвестиции Китая в местные порты, похоже, предназначены для защиты маршрута. Пекин, например, получил в аренду на 99 лет порт Хамбантота в Шри-Ланке, что дало ему важный плацдарм на оживленном морском пути между Азией и Западом.

Интерес Китая к портам в Персидском заливе и Красном море, по словам американских чиновников, выходит за рамки чисто коммерческих соображений. Многие из них расположены в стратегически важных точках с интенсивным судоходным движением. В этих местах морские пути узки, а суда потенциально уязвимы.

Просочившиеся в начале этого года документы американской разведки свидетельствуют о том, что Китай возобновил усилия по созданию военных объектов в порту Халифа (ОАЭ) в Персидском заливе, у важнейшего Ормузского пролива и всего в 50 милях от важной военной базы США.

Пекин усиливает свое влияние в портах египетского Суэцкого канала, жизненно важного водного пути, который обеспечивает короткий путь из Азии в Европу. Ранее в этом году китайские судоходные компании объявили об инвестициях в терминалы в портах Айн-Сохна и Александрия.

И, наконец, Китай уже имеет полный контроль или крупные инвестиции более чем в двадцати европейских портах, что дает ему значительное влияние на маршруты поставок на континент. Многие из них служат жизненно важными логистическими и перевалочными пунктами для НАТО и ВМС США. «Это серьезная проблема национальной и экономической безопасности», — сказал Майкл Вессель из Американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности.

Системная стратегия

 Роттердам порт
Роттердамский порт. © flickr.com

Одним из способов, который помог Китаю занять доминирующее положение, является использование малоизвестной системы Logink, цифровой логистической платформы, принадлежащей китайскому правительству. На данный момент ее приняли как минимум 24 порта по всему миру, включая Роттердам и Гамбург.

Logink потенциально предоставляет Китаю доступ к огромному количеству обычно закрытой информации о движении, управлении и ценах на товары, перемещающиеся по всему миру. В августе Министерство транспорта США выпустило рекомендацию для американских компаний и агентств избегать взаимодействия с системой из-за риска шпионажа и кибератак.

Расширение амбиций

© unsplash.com

Первоначально Морской Шелковый путь, как это изложено в китайских документах, был сосредоточен на трех основных маршрутах. Но план расширился и теперь включает Атлантику и Америку.

Латинская Америка является одним из самых быстрорастущих направлений для китайских портовых инвестиций. Китай управляет портами на обоих концах Панамского канала. Он строит с нуля мегапорт стоимостью три миллиарда долларов в Чанкае в Перу, который изменит торговлю между Китаем и Латинской Америкой, так как позволит крупнейшим в мире грузовым контейнерам пришвартоваться на континенте.

Не все эксперты разделяют опасения относительно военных возможностей глобальной портовой системы Китая. Несмотря на все успехи, страна по-прежнему далека от того, чтобы соответствовать военно-морской мощи США, которые остаются крупнейшей военной державой в мире, имея около 750 баз за рубежом, сказал Стивен Уоттс из Rand Corp.

«Китай можно было бы легко победить на этих небольших аванпостах, если бы дело дошло до стрельбы», — уточнил он.

Но портовая сеть Китая представляет собой иной вызов интересам безопасности США, помимо угрозы войны, отметил Исаак Кардон из Фонда Карнеги. Сейчас Китай является ведущей мировой торговой морской державой, и его стратегическое влияние на глобальные маршруты поставок может быть использовано для запрета или ограничения торговли США, передвижения войск и свободы судоходства различными способами. «Это асимметричная угроза», — считает он.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-1

 

   

Комментарии (0)