+34
Сохранить Сохранено 7
×

Китай не поможет: эксперты усомнились в перспективах российского автопрома


Китай не поможет: эксперты усомнились в перспективах российского автопрома

© Агентство «Москва»

Перспективы российского автопрома в текущих условиях выглядят удручающе. В лучшем случае это будет крупноузловая сборка, где Россия будет инвестировать, а Китай — поставлять запчасти. Неутешительные прогнозы озвучили большинство экспертов в пятницу в ходе организованного «Ридусом» круглого стола «Поможет ли „москвичизация“ автопрома выжить автомобильному рынку в условиях санкций?»

Российский авторопом на протяжении всего своего развития шел по пути воровства и заимствования, отметил автомобильный журналист и эксперт Сергей Асланян. Сейчас же, в условиях санкций, подсмотреть и купить будет негде. Кроме того, в России нет собственной индустрии по производству комплектующих.

У нас нет заводов электроники, у нас не из чего делать двигатель. У нас «Нива», которой 45 лет, на 20% состоит из импорта. Причем, у нее поршни и поршневые кольца американской корпорации Federal Mogul. И теперь нам даже «Ниву» будет не из чего собрать. АБС мы из чего сделаем? Подушку безопасности кто нам преподнесет? Никто. У нас даже подшипников нет, — перечисляет эксперт.

По его словам, все отечественные машины, за исключением той самой «Нивы», это полный провал. И сейчас даже этот провал не из чего собрать.

У нас автомобильная промышленность оказалась заимствована, она от нас уехала, свое разбитое корыто к этому индустриальному пейзажу приспособить невозможно. У нас нет автомобильных заводов, и нам не из чего делать автомобили, — констатировал он.

В стране отсутствует базовая основа для существования автопрома, согласился координатор общественной организации автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Автомобили — это некая вершина общего уровня технологического развития, если оно идет органично, пояснил он.

Называется это «глубина разделения труда». Условно говоря, если вы хотите производить автомобиль, в котором несколько тысяч компонентов, вы не можете произвести все сами. Точнее, можете, но половина этих компонентов будет производиться не с тем качеством, не в тех объемах, не так быстро и так далее. Современный автомобиль возникает за счет глобальной кооперации, — подчеркнул эксперт.

Российские власти всегда фокусировались на автозаводах, на «вершине айсберга», однако это неправильно, считает он. «Автозавод — венец большой инфраструктуры, но не наоборот. У нас автозаводы сейчас висят в воздухе, потому что туда вливали миллиарды, а на то, что под ними, не обращали внимания», — уточнил Шкуматов.

Последний «гвоздь в крышку гроба» для развития автропома в России вбивает отсутствие длинных денег и дешевых кредитов, что делает бессмысленным любые долгосрочные инвестиционные проекты, будь то создание производства машин или комплектующих для них.

По словам эксперта, задача может быть поставлена так: если мы хотим, чтобы у нас появился автопром — наш, настоящий, российский — то это долго и дорого. Если же хочется быстро и дешево, мы в лучшем случае получим имитацию, когда китайские, по сути, автомобили будут иметь шильдики made in Russia, в худшем — ничего.

Еще одна большая проблема — качество инженерного образования в России. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, уровень образования по автомобильным специальностям в вузах настолько низкий, что не позволяет выпускникам работать даже на обычном автосервисе.

По мнению генерального директора «АВТОDOM Подписка» Максима Шишко, говорить о полной кончине автопрома в России все же не стоит: его будут поддерживать ради сохранения рабочих мест, но это будет устаревшее и глубоко-дотационное производство.

Чуть более оптимистично настроен депутат Горсовета Набережных Челнов от «Партии Роста», генеральный директор ГК «Далини» Руслан Нигматулин. Он считает, что уход иностранных компаний открывает окно возможностей для российских предприятий, которым прежде было сложно конкурировать с глобальными корпорациями. Какие-то вещи, которые невозможно сделать в России, можно будет привозить из Китая, Индии и других условно дружественных стран.

Безусловно, придется забыть о том бурном росте, который наблюдался, когда в Россию заходили иностранные бренды с инвестициями и технологиями, признает эксперт, но автомобилестроение в любом случае останется. Какого оно будет качества, и как будет выглядеть — это уже другой вопрос.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+34

 

   

Комментарии (0)