Китай готовится к полностью беспилотной войне на море
- 06 ноября 2025 03:10
- Виктор Войцеховский
Всеобщая гонка беспилотных боевых систем всё больше напоминает стремительный процесс роботизации войн будущего, а возможно, уже и настоящего. При этом лидерство переходит от реально воюющих стран к внимательно наблюдающим за ними и делающим необходимые выводы государствам, попутно поставляющим комплектующие для дронов вместе с новыми идеями их использования.
Пока на полях Украины стороны обрушивают друг на друга рои FPV-дронов, наблюдающие за ними страны анализируют накапливаемый опыт и готовятся к куда более масштабным беспилотным играм.
Занимательное видео
Тридцатого октября 2025 года военный канал CCTV-7 Центрального телевидения Китая показал репортаж, в котором беспилотный вертолёт Xuange-500CJ (или AR-500CJ) проводит морские испытания на экспериментальном носителе дронов Zhongchuan Tansuo 01/CSSC (или Exploration 01). Тесты включали автономный запуск, полёт и посадку в условиях, имитирующих прибрежную морскую обстановку. Собранные данные будут использованы в оценке пригодности БПЛА для использования на кораблях и интеграции с системами обеспечения ВМС.
На видео демонстрируется беспилотный вертолёт, выполняющий автономные взлёт и посадку в условиях имитированного морского волнения, эквивалентного уровням 4 и 5 баллов, что представляет собой условия, типичные для прибрежных военно-морских операций. В ходе испытания дрон выполнил задачи по ретрансляции связи и разведки, подтвердив способность реализовывать сразу несколько модульных задач, сохраняя устойчивость в неблагоприятных морских условиях.
Проведённые тесты продемонстрировали интеграцию Xuange-500CJ в более широкую программу по испытанию систем вертикального взлёта и посадки (VTOL) для военно-морского применения. Данное обстоятельство иллюстрирует текущий этап перехода от экспериментальной к эксплуатационной оценке работы беспилотных вертолётов на борту китайских морских платформ.
AR-500CJ
Беспилотный вертолёт AR-500CJ.
Вертолёт AR-500CJ разработан Научно-исследовательским и опытно-конструкторским институтом вертолётов AVIC как военно-морской вариант беспилотных вертолётов семейства AR-500. Серия берёт начало от лёгкого корабельного БПЛА AR-500BJ и высотного варианта AR-500C, объединив технические элементы обоих вариантов в новую конструкцию, подходящую для использования на кораблях.
AR-500CJ имеет максимальную взлётную массу 600 килограммов, грузоподъёмность 150 килограммов и максимальную скорость горизонтального полёта от 160 до 170 километров в час. Продолжительность полёта оценивается в 6–7 часов, а практический потолок достигает около 5000 метров. Силовая установка — двигатель Haery Aviation Power «Lark» мощностью 150 лошадиных сил с турбонаддувом, весом 98 килограммов. Он оснащён системой цифрового электронного управления с полной ответственностью (FADEC) и системой впрыска Common Rail высокого давления. Двигатель предназначен для работы на керосине вместо авиационного бензина, что повышает безопасность на борту корабля, снижая риски испаряемости и упрощая логистику поставок топлива.
Первый полёт Xuange-500CJ состоялся 28 июля 2022 года над озером Поянху в провинции Цзянси, где он прошёл фазы ручного управления взлётом, висения, прямого и бокового полёта и посадки, подтвердив функциональную устойчивость всех систем. Данный полёт ознаменовал переход от проектирования и создания прототипа к систематическим лётным испытаниям. Позднее AR-500CJ принял участие в расширенных испытаниях в нескольких местах Китая в течение 2023 года. Особое внимание уделено устойчивости полёта, автономному управлению и системам связи в реальном времени.
К 2025 году модель интегрирована в учения по чрезвычайным ситуациям на море, включая наблюдение за разливами нефти, поиск персонала и миссии по наблюдению за побережьем. Вертолёт представлен на Международной вертолётной выставке в Тяньцзине, где его модель оказалась среди более чем 70 разработанных AVIC аппаратов. Тогда же зафиксировано, что беспилотная система выполняет функции ретрансляции связи в реальном времени и длительного наблюдения. Последовательные этапы испытаний подтвердили способность вертолёта автономно взлетать и приземляться при волнении моря в 4–5 баллов.
AR-500CJ объединяет комбинированную инерциальную, дифференциальную и визуальную навигационную систему для точной посадки, поддерживаемую электрической системой палубного замка, фиксирующей аппарат сразу после приземления. Такой механизм позволяет выполнять операции на ограниченных площадях палубы и снижает воздействие турбулентности во время движения корабля.
Фюзеляж вертолёта включает в себя два коротких боковых крыла, позволяющих монтировать снаружи электронно-оптические или радиолокационные контейнеры, оборудование для миссии и дополнительные топливные баки, тем самым увеличивая дальность полёта и гибкость выполнения миссии. В зависимости от конфигурации, БПЛА может нести многоспектральные локаторы, лазерные целеуказатели, антенны ретранслятора связи и морские обзорные радары. Структурные изменения включают усиленную хвостовую балку, модифицированный узел ротора и программные законы управления для стабилизации вертикального снижения и коррекции рыскания во время фаз автоматического восстановления.
Электромагнитная совместимость экранирования гарантирует, что БПЛА может работать вместе с корабельными датчиками и радаром без помех. Оптимизированное размещение авионики и гашение вибраций снижают механическую нагрузку во время длительных морских миссий.
Exploration 01
Платформа-носитель Zhongchuan Tansuo 01/CSSC Exploration 01 служит основным китайским корабельным экспериментальным носителем беспилотных летательных аппаратов, предназначенным для испытаний автономных посадки и взлёта в самых различных эксплуатационных условиях. Судно имеет посадочную палубу, оснащённую решётчатой структурой, совместимой с механизмом захвата AR-500CJ, что позволяет контролировать точность и динамику приземления и нагрузки после посадки.
Испытательная кампания на Zhongchuan Tansuo 01 организована поэтапно с более слабых морских волн к условиям более интенсивного волнения и бокового ветра. На каждом этапе проверялись избыточность системы наведения, логика безопасности при отражении волн и точность совмещения захвата гарпуна с решёткой. Испытания включали дневные и ночные операции. Оптические системы наведения проверялись в различных условиях видимости и брызг. Инженеры регистрировали изменения температуры силовой установки, амплитуды вибрации и отклонения поверхностей управления полётом для калибровки параметров полёта в условиях морской нагрузки.
Собранные в ходе запусков данные уточнили автоматическое время подушки, скорость снижения и коррекцию рыскания, необходимые для точной посадки на палубу.
Испытания
В рамках траектории развития беспилотных вертолётов Китая AR-500CJ представляет собой прямое продолжение программ AVIC AR-500B и AR-500C, запущенных в начале 2020-х годов. Оригинальный AR-500B совершил первый полёт в 2020 году как лёгкий корабельный БПЛА с продолжительностью полёта четыре часа. AR-500C продемонстрировал операции на высоте более 5000 метров и практический потолок 6700 метров. AR-500CJ объединяет данные характеристики в морскую платформу, способную автономно работать в море в течение длительного времени.
На Международной выставке вертолётов в Тяньцзине 2025 года компания AVIC представила более 70 винтокрылых систем, включая Xuange-500CJ и родственные платформы Z-20T, Z-18 F и Z-10ME.
Самое интересное заключается в том, что данные разработки совпали с испытаниями китайскими ВМС беспилотного аппарата с искусственным интеллектом Zhu Hai Yun и других автономных военно-морских систем вроде подводного беспилотника Robo-Shark.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: