Как современная русская культура пришла в Африку
- 10 января 2025 00:04
- Виктор Васильев, Журналист
Собкору «Ридуса» в Дакаре Виктору Васильеву выпала честь передать сувенир, а также соглашение, подписанное ректором Академии Штиглица Анной Кислицыной для сенегальской стороны в лице директора национального театра «Сорано» Усмана Барро Дианя. В ходе встречи с руководителем первого классического театра на Черном континенте удалось побеседовать о совместных проектах России и Сенегала в сфере культуры, об особой роли в этом Дакара, и схожести русской и сенегальской культур.
«Ридус»: Сегодня взаимоотношения между Сенегалом и Россией, Россией и другими африканскими странами расширяются. Я это знаю хорошо, потому что, как пример, недавно мне удалось побывать на «Дакарской биеннале», в которой впервые принимали участие русские художники, и которая проходила в том числе на площадке вашего театра. Вы можете рассказать подробнее об этом мероприятии, и как на выставку отреагировали жители Сенегала, и какие перспективы у данных начинаний?
Усман Барро Дианя: Спасибо большое. Как вы уже заметили, мы начали эффективные взаимоотношения со структурами, представляющими Россию. В частности, мы только что подписали Договор о партнерстве с Академией Штиглица, чтобы начать эффективный обмен в рамках художественного искусства, для продвижения нашего исторического наследия. Наверняка вы уже знаете, что наш театр является первым театром в Черной Африке. Мы начали работу в 1965 году в качестве места, которое объединяет три направления искусства. Это традиции музыкального балета, национального танца и национального театра. В какой-то момент мы попытались развить также пространство, которое бы позволяло привлекать и другие стороны искусства и культуры.
В частности, мы стали приглашать всех людей в театр, посредством искусства, которое могло бы рассказать о культуре. В том числе, через художественные выставки. Мы создали галерею, которая расположена на балконе театра, и пространство, которое приглашает к участию, и на котором, в том числе было представлено творчество россиян. Все это происходит в рамках партнерства, в котором мы находимся, и которое нам необходимо еще установить, включая художников, которые приезжают к нам из России, и сенегальских артистов, которые могут говорить между собой об искусстве и культуре, через смешение тем, которые порою находятся за горизонтами нашего понимания, и которые нам все интересны. И наше общество, конечно ценит работу, которую проделали русские и сенегальские художники во время работы экспозиции.
«Ридус»: Хорошо знаю еще одно начинание в вашем театре. К сожалению, не удалось посетить самому. Я имею в виду премьеру российского балета «Щелкунчик», состоявшуюся в вашем театре незадолго до Рождества. Вы можете рассказать подробнее об этой инициативе?
Усман Барро Дианя: Это правда, мы действительно сегодня находимся в процессе развития сразу нескольких инициатив, которые бы позволили нашим артистам также соприкоснуться с другими артистами. Именно поэтому национальный балет Сенегала (le ballet national la Linguere) развивает инициативы, которые мы имеем в последнее время. К нам приезжают труппы из США и труппы из России, также к нам приезжали артисты из Японии. Среди регулярно приезжающих к нам артистов также бельгийская труппа из Брюсселя. Это все люди, с которыми мы готовы вместе работать для способствования межкультурного обмена между нашими странами. И я надеюсь, что это также важно для продвижения культурного многообразия и обмена между артистами. И на мой взгляд это облегчает отношения между странами. Это правда, что у нас давние отношения с Россией, и надеюсь, что теперь откроется больший взаимный интерес между Россией и странами Западной Африкой. Особенно отношения с Сенегалом. Я считаю, что мы можем развивать много хорошего, и этому также способствует уважаемый посол России, который находится здесь в Дакаре, и с которым мы недавно встретились. И который может оказать помощь и содействие для развития наших отношений.
«Ридус»: До Сенегала я посетил несколько африканских стран, и везде говорят, что Дакар — это культурная столица Западной Африки. Почему так сложилось?
Усман Барро Дианя: Это действительно так. Например, мы находимся в первом театре, построенном в Черной Африке. Театр построен в 1965 году, и в этом году мы будем праздновать 60 лет со дня его основания. Плюс ко всему мы проводим культурные встречи международного характера, которые имеют значение для всей Африки. Например, «Дакарская биеннале», которая проходит каждые 2 года, фестиваль «ФЕСНАК» (Festival National des Arts et Cultures) и другие. Мы проводим различные инициативы в сфере кино под началом Фонда «ФОПИКА» (Fonds de promotion de l’industrie cinématographique et audiovisuelle), который помогает финансировать производство кинематографа и который привлекает большое внимание. Также отмечу сообщество «YENNENGA» из Буркина-Фасо, чей фильм был отмечен на Каннском кинофестивале во Франции, имеются также другие фильмы, которые были отмечены, например, на Берлинском кинофестивале. В создании всех этих шедевров принимали участие сенегальские артисты. И все это происходит в том числе благодаря поддержке государства и различных фондов, благодаря различным инициативам, которые помогают нам развиваться и, следовательно, позволяют сделать Дакар культурной столицей Западной Африки. И также вы должны помнить, что первый президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор был человеком большой культуры, и это первый черный африканец, избранный членом Французской академии наук. Это деятель, при котором культура развивалась во всей полноте. Например, получили развитие художественные ремесла, декоративное искусство, был открыт мемориал Горе. Поэтому именно здесь в Дакаре производится много всего в сфере культуры, и это делает Дакар перекрестком культур, и культурной столицей Западной Африки.
«Ридус»: Вы как представитель культурной инстанции и государственного учреждения открыты для всех стран и различных инициатив. Скажите, на ваш взгляд русская культура интересна ли для простых африканцев, и какие перспективы отношений между русской и африканскими культурами?
Усман Барро Дианя: Имеется много-много перспектив. Я бы хотел сказать о сходствах между африканской сенегальской культурой и русской культурой. Например, я посетил много стран, и в том числе Россию, где побывал в Москве, в Санкт-Петерсбурге, и даже посещал Ханты-Мансийск. Мне удалось познакомиться со многими артистами и посетить множество музеев и галерей в России. Это превосходно. Также мне удалось познакомиться с хореографией и с художественными картинами, и я обнаружил большое сходство между русской культурой и сенегальской культурой. Именно поэтому культура облегчает отношения между государствами. И сегодня мы находимся в процессе настройки. Эти отношения зародились очень давно. И сегодня пришла пора для их дальнейшего развития. И я надеюсь это облегчит задачу нашего общего развития. Мы сегодня находимся в процессе приготовления запуска обучения нашей молодежи в Академии Штиглица, также мы находимся в процессе приготовления фестиваля, инициатором которого выступает Ассоциация GATINGO» во главе с Татьяной Тудвасевой. И многое другое. Мы также хотим пригласить всех к участию в праздновании 60-летия Театра Сорано. Мы планируем организовать праздник и пригласить всех артистов Сенегала, а также артистов вашей волшебной страны.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: