+1
Сохранить Сохранено 7
×

Как Китаю удалось пробиться на рынок сверхсовременных боевых самолетов


Как Китаю удалось пробиться на рынок сверхсовременных боевых самолетов

Коллаж.

© Ridus.ru

Китайская аэрокосмическая отрасль переживает свой звездный час. Достигнув лидирующих позиций в области технологий и инноваций, помимо разработки новых боевых самолетов и БПЛА для внутреннего рынка, она также планирует экспорт как минимум трех современных истребителей. Такой вывод можно сделать из рассекреченной версии ежегодного доклада Пентагона Конгрессу, посвященного состоянию китайской армии и ВПК.

Пентагон Конгрессу

В отчете упоминается дебют двух самолетов-невидимок с инновационными конструкционными особенностями и без хвостового оперения, неофициально известных как J-36 и J-XDS. Также в документе отмечаются истребитель пятого поколения J-35A и палубный самолет радиоэлектронной борьбы J-15D. Отдельного внимания удостоен и новый самолет раннего предупреждения и управления, созданный на базе транспортника Y-20B, предназначенного для «идентификации и отслеживания перспективных самолетов-невидимок».

Пожалуй, наиболее значимой частью доклада является утверждение в докладе о том, что Китай планирует построить к 2035 году шесть авианосцев, после чего их общее количество достигнет девяти.

Что касается экспорта китайских истребителей, то в отчете упоминаются самолеты пятого поколения Shenyang FC-31 (экспортный вариант J-35), истребитель четвертого поколения Chengdu J-10 °C и JF-17. Последний из них, также называемый Thunder, является совместным китайско-пакистанским проектом и не используется НОАК.

Экспортный рынок

вв.
Посадка J-35 на авианосец «Фуцзянь». © Телекомпания CCTV

В части желающих приобрести китайскую экспортную продукцию, Пентагон заявляет о сразу нескольких «заинтересованных клиентах», в число которых входят Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

В последнее время основное внимание в разработке уделяется версии J-35 для базирования на авианосцах ВМС НОАК. Параллельно с этим, Китай также разработал наземную версию этого истребителя-невидимки J-35A, которая уже была представлена публике в конце прошлого года.

Несколько удивительно, что Пентагон не связывает потенциальный заказ на FC-31 с Пакистаном, хотя ранее уже было официально объявлено о планах этой страны приобрести наземную версию данного самолета.

Что касается Египта, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, то известно, что все эти страны все еще ищут новые боевые самолеты.

Напомним, что изначально Египет должен был получить от России 24 истребителя Су-35, но угроза санкций США и намек на поставку F-15 положили конец этой сделке. В частности, Вашингтон заявлял, что введет санкции против Каира в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA).

FC-31 и неугомонные шейхи

Для Саудовской Аравии китайский FC-31 (экспортный вариант J-35) пополнит довольно внушительный список конкурентов, сражающихся за право поставить в страну следующую партию современных самолетов.

Долгое время ожидалось, что Саудовская Аравия закупит еще несколько истребителей Eurofighter Typhoon в рамках сделки, посредником в которой должна была выступить британская компания BAE Systems. Однако из-за опасений по поводу нарушений прав человека в Саудовской Аравии эта потенциальная сделка была отложена. В итоге Эр-Рияд начал переговоры о покупке 54 истребителей Dassault Rafale. Совсем недавно компания Boeing подтвердила, что предлагает Саудовской Аравии истребители F-15EX Eagle II, а в прошлом месяце сообщалось, что администрация Трампа рассматривает возможность продажи королевству до 48 истребителей Lockheed Martin F-35A.

Продажа истребителя-невидимки Саудовской Аравии стала бы значительным изменением политики, поскольку ранее Вашингтон не желал экспортировать F-35 арабским государствам региона, опасаясь нарушения стратегического баланса в отношении Израиля.

То же самое относится и к Объединенным Арабским Эмиратам, где, как и в Саудовской Аравии, Пекин, похоже, предлагает свой малозаметный FC-31 в качестве прямой альтернативы F-35.

Напомним, что пакет вооружений для Объединенных Арабских Эмиратов, одобренный в конце предыдущей администрации Трампа и оцениваемый в сумму до 23,37 миллиарда долларов, включал, помимо прочего, 50 истребителей F-35A. В 2021 году правительство ОАЭ заявило о желании отказаться от этого плана из-за опасений по поводу, что несколько иронично —китайского шпионажа.

J-10 C

Chengdu J-10C.
Chengdu J-10C. © wikipedia.org

В отчете отмечается, что единственными экспортными поставками этого типа J-10 C являются 20 единиц, проданных в Пакистан. Это часть двух предыдущих заказов из Исламабада, в общей сложности 36 самолетов с 2020 года. Когда остальные самолеты из этой партии будут поставлены ВВС Пакистана неизвестно.

Хорошо известно, что с момента поступления на вооружение Пакистана J-10 C совершил свой боевой дебют в столкновениях между Индией и Пакистаном в этом году. Многие наблюдатели указывали на значительное влияние этих самолетов, особенно в сочетании с их широко разрекламированными ракетами класса «воздух-воздух» PL-15.

В докладе сообщается, что Египет, Узбекистан, Индонезия, Иран и Бангладеш также выразили заинтересованность в истребителе J-10 C.

Тем не менее на данный момент Индонезия подписала контракт на 42 истребителя Rafale, после чего объявила о планах закупить до 24 истребителей F-15EX.

В Иране перспективы продажи истребителя J-10 C могут быть несколько лучше. Дедо в том, что иранские военно-воздушные силы, находящиеся на грани краха. Особенно сильно они пострадали от беспрецедентных эмбарго на поставки оружия, а также от растущего статуса страны как изгоя в мировом сообществе. В прошлом Иран связывали с потенциальной поставкой истребителей Су-35, которая пока не состоялась, а истребительные силы страны почти наверняка понесли тяжелые потери в конфликте с Израилем в начале этого года.

Что касается Бангладеш, то эта страна, возможно, также осталась без новых истребителей. Ранее в этом месяце сообщалось, что она подписала письмо о намерениях с итальянской компанией Leonardo о покупке неуказанного количества истребителей Typhoon.

JF-17

вв.
JF-17 ВВС Пакистана. © Эрик Салард, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic

Что касается JF-17 — самого простого и дешевого из трех китайских истребителей, ориентированных на экспорт, то его перспективы выглядят определенно лучше двух предыдущих. По состоянию на май 2024 года Пентагон зафиксировал продажи истребителей JF-17 Азербайджану, Мьянме, Нигерии и Пакистану. В отчете также говорится, что по состоянию на 2024 год велись переговоры о возможной передаче истребителей JF-17 Ираку.

Хотя Багдад уже много лет является активным покупателем китайского оружия, потребности страны в истребителях, по всей видимости, вполне удовлетворяются F-16 от Lockheed Martin — при условии, что они все еще находятся в эксплуатации.

Еще в 2023 году Пентагон сообщил, что F-16IQ стал самой надежной платформой Ирака для нанесения авиаударов по террористам ИГИЛ. Сообщалось, что власти США и Ирака рассматривали возможность модернизации иракских F-16IQ.

Сегодня неясно, почему Ирак мог начать рассматривать возможность закупки JF-17. Одна из возможных причин — просто увеличение численности своего истребительного флота и снижение затрат, но также возможно, что иракские F-16 страдают от тех же проблем, что и в прошлом. Действительно, в 2020 году было объявлено, что вывод американских ремонтных бригад из Ирака означает, что его флот F-16 находится под угрозой прекращения существования.

Сложно сказать, насколько точны оценки Пентагона относительно потенциальных экспортных продаж китайских истребителей, но они по-прежнему представляют интерес.

Не в последнюю очередь потому, что Китай — четвертый по величине поставщик вооружений в мире, и теперь он все активнее работает в верхнем сегменте военного аэрокосмического экспорта. Действительно, предлагая три различных типа истребителей, он вполне способен удовлетворить самые различные требования с точки зрения стоимости и возможностей.

Благодаря своему малозаметному FC-31 Пекин может предложить конкурента не только F-35, но и турецкому TF Kaan и южнокорейскому KF-21 Boramae в нижнем сегменте этого класса.

Кроме того, Китай все больше укрепляет свои позиции в предоставлении ведомых беспилотников для совместной работы с пилотируемыми истребителями. В настоящее время он совершает большие прорывы в области беспилотных технологий и активно разрабатывает аналоги американских ведомых беспилотных самолетов для совместной боевой авиации (CCA). Такие разработки могли бы предлагаться в паре с этими истребителями, что позволило бы даже небольшим странам получить доступ к новейшим концепциям операций и возможностям применения военно-воздушных сил.

Кроме того, как отмечается в докладе Пентагона, поставки вооружений являются частью внешней политики Китая и дополняют помощь и инициативы, являющиеся частью инициативы «Один пояс, один путь». Многие развивающиеся страны, особенно в Африке, закупают китайские системы вооружения, потому что они дешевле западных. Последний пункт, безусловно, верен в отношении JF-17.

Пекин также более охотно, чем большинство западных стран, предлагает финансовые стимулы, такие как торговля и обмен полезными ископаемыми и гибкие варианты оплаты.

В целом, все три истребителя, как и все китайские образцы вооружения, обладают существенным преимуществом — они не подпадают под жесткие экспортные ограничения, обычно применяемые к западной продукции. История экспорта истребителей из Поднебесной показывает, что страна гораздо чаще выдает экспортные лицензии странам, которым может быть запрещено приобретать западные образцы.

Если Китаю удастся заключить экспортный договор на поставку FC-31, это станет чрезвычайно важным событием, способствующим дальнейшему продвижению Китая на рынок высококлассных истребителей — особенно если он будет предложен по привлекательной цене. В то же время, зарубежные заказы на этот самолет помогут компенсировать дальнейшие затраты на разработку и снизить себестоимость производства, что сделает его еще более привлекательным на экспортном рынке.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)