+1
Сохранить Сохранено 7
×

Как и чем будут вестись третья и четвёртая мировые войны


Как и чем будут вестись третья и четвёртая мировые войны

Войны будущего.

© Коллаж / Ridus.ru / «Роскосмос» / Freepik.com

Успешно реализованная операция по уничтожению объектов иранской ядерной программы, главными исполнителями которой стали истребители и бомбардировщики-невидимки F-35 и В-2, подтвердила предположение, что настало время боевых самолётов пятого поколения.

Иранская миссия показала, что самолёты-невидимки являются эффективным оружием, дающим использующей их стороне вполне осязаемое преимущество. Теперь их окончательно можно назвать рабочими лошадками войны XXI века. Действительно, самолёты пятого поколения сегодня стоят на вооружении практически всех стран, формирующих современную геополитику. При этом Китай, Россия и США обладают возможностями и технологиями для самостоятельной разработки и строительства.

С другой стороны, стремительное распространение пятого поколения означает, что в мире передовой (где-то кто-то ещё летает и на третьем поколении) боевой авиации наступает следующий этап, когда прорыв на новый уровень потребует от лидеров ещё больших технологических и других возможностей.

Отныне гонка за созданием самолётов шестого поколения больше не является мечтой о будущем. Теперь это определяющая сила оборонной стратегии США и отчасти Китая и России, хотя и Соединённые Штаты занимают в ней лидирующие позиции.

Планы на полвека вперёд

С появлением передовых платформ B-21 Raider, F-47 и F/A-XX Пентагон приступил к пересмотру планов развития ВВС на ближайшие 50 лет.

Относящиеся к пятому и шестому поколениям самолёты обещают беспрецедентный прогресс в скорости, скрытности и автономности. Однако при этом они сталкиваются с бюджетными и промышленными ограничениями и всё более неопределённой обстановкой глобальных угроз.

Наследник B-2

B-21 Raider от Northrop Grumman готов стать основой ударных возможностей США при осуществлении операций большой дальности. Благодаря стелс-дизайну, уменьшению затрат на техническое обслуживание и доступности по сравнению с предшественником B-2 самолёт B-21 рассматривается как критически важный инструмент для сдерживания стратегических угроз в лице Китая и Ирана.

B-21.
B-21. © wikipedia.org

Срочность его создания стала очевидной, когда семь бомбардировщиков B-2 совершили 18-часовую миссию в Иран и сбросили бомбы для уничтожения бункеров на ядерные цели. Несмотря на их эффективность, высокая стоимость и устаревание систем B-2 подчёркивают необходимость его замены. При цене в 692 миллиона долларов за самолёт (по сравнению с двумя миллиардами долларов за B-2) B-21 предлагает стратегический радиус действия по более доступной цене.

Высокотехнологичный бомбардировщик-невидимка может нести ядерное и обычное оружие. Самолёт спроектирован с возможностью внешнего пилотирования, то есть может летать без экипажа. В условиях, когда стоимость хорошо обученного пилота самолёта-невидимки, приравниваемого по уровню компетенции к опытному инженеру, сопоставима со стоимостью самого самолёта, возможность избежать риска потери подготовленных экипажей является главным стимулом развития беспилотной авиации.

На сегодняшний день процесс принятия на вооружение В-21 идёт полным ходом. На авиабазе Эдвардс ведутся лётные испытания, в воздухе находится три B-21. Ожидается, что первые подразделения войдут в боевую готовность к 2027 году. Военно-воздушные силы обязались закупить не менее 100 самолётов Raider. Возможно, их количество будет увеличено до 200 единиц.

«Необходимо рассмотреть возможность как можно более быстрого удвоения производственных мощностей, чтобы пополнить данный запас», — заявил в интервью Fox News Digital декан Института Митчелла по исследованиям в области аэрокосмической энергетики генерал Дэвид Дептула.

Шестое поколение

Приостановленная ранее программа ВВС Next Generation Air Dominance (NGAD) возобновила работу весной под новым названием и по новому контракту. Теперь она получила обозначение F-47 и передана на исполнение компании Boeing. F-47 призван стать самым передовым пилотируемым истребителем в истории США и всей мировой авиации. Его возможности будут включать повышенную скрытность, увеличенную дальность полета, скорость больше 2 Махов и интеграцию с новым классом беспилотников с поддержкой ИИ, называемых Collaborative Combat Aircraft (CCA).

F-47 будет выполнять роль квотербека для команды из тысячи CCA, управляя ими в бою и координируя данные локаторов и средств наведения в режиме реального времени.

«Крайне важно, чтобы Дональд Трамп продолжил работу над пилотируемой платформой для ВВС. Академические дебаты о беспилотных платформах весьма амбициозны, но сети пока ещё не готовы», — отметил бывший член палаты представителей, республиканец из Калифорнии Майк Гарсия.

Согласно опубликованному начальником штаба ВВС Дэвидом Эллвином графику, самолёт имеет амбициозные сроки выхода на начальную эксплуатационную мощность — в диапазоне 2025–2029 годов.

Пентагон делает ставку на F-47 в бюджете на 2026 год, запрашивая 3,5 миллиарда долларов и сокращая при этом запрос на F-35 с 74 до 47 машин.

Бывший пилот американских ВМС Гарсия подчёркивает, что пилоты-люди по-прежнему необходимы для управления сложными боевыми машинами в войнах XXI века. Однако другие представители Пентагона утверждают, что пилотируемые истребители могут устареть ещё до того, как F-47 будет полностью принят на вооружение.

«Технологии ИИ развиваются гораздо быстрее, чем кто-либо предсказывал. Если они действительно продолжат развиваться через пять лет, вы находитесь на совершенно неправильном пути», — процитировал канал Fox News высокопоставленного сотрудника американского Министерства обороны.

Если эффективно, можно и дорого?

Дептула осудил установленные не должностными лицами Министерства обороны, а конгрессом «произвольные» бюджеты относительно того, что действительно необходимо военнослужащим для обеспечения боеготовности. При этом он заявил, что дорогой F-47 может выполнять гораздо больше различных функций, чем более простые и дешёвые самолёты.

F-47.
F-47. © wikipedia.org

«F-47 по отдельности может быть дороже, чем предыдущий истребитель. Но если он может достичь в 15, 20, 30, 40 раз большего, чем потребовалось бы для достижения конкретного результата с использованием не-невидимого или другого менее дорогого самолёта, то какой из них представляет наибольшую ценность? Вот куда нужно смотреть при принятии решений», — пояснил декан Института Митчелла.

Моряки vs лётчики

В отличие от ВВС, ВМС довольно медленно продвигаются с собственным проектом шестого поколения — F/A-XX. Американские чиновники по-прежнему не уверены, будет ли вообще начато строительство морского истребителя следующего поколения F/A-XX в соответствии с проектом бюджета на 2026 финансовый год.

«Ждём решения министра ВМС, министра обороны и президента США. Это неоконченный разговор, продолжать программу или нет. Невозможно разработать военно-морской вариант самолёта ВВС в те же сроки», — сообщил представитель Министерства обороны США.

Вместо этого ВМС могут позаимствовать технологии (например, двигатели и радары) у NGAD, одновременно создавая уникальный истребитель, пригодный для размещения на авианосцах.

Однако Гарсия предупреждает, что у ВМС есть более глубокая и недооценённая проблема в виде нехватки палубных истребителей.

«Позолоченный самолёт шестого поколения в небольших количествах — это не ответ. Военно-морскому флоту нужны немного меньшие возможности, но в больших количествах», — отметил Гарсия.

Совсем не диалектический спор между сторонниками количества и качества продолжается.

В ответ на опасения Гарсии, что флоту не хватает любых способных садиться на палубу авианосца самолётов, Дептула радикально заявляет, что вообще не уверен, сохранят ли авианосцы в будущем жизнеспособность.

«Сейчас многие люди в Министерстве обороны задаются вопросом, какова жизнеспособность авианосца в будущем мире, где будет распространено множество гиперзвуковых и очень точных ракет с дальностью полёта более 1500 миль», — прокомментировал Дептула.

По словам Дептулы, авианосцы «проецируют мощь» в условиях низкой угрозы. Но все понимают, что в условиях реальных угроз современной войны «авианосцы не смогут располагаться достаточно близко к цели, чтобы использовать авиацию».

А что авианосцы?

На сегодняшний день ясно, что боевые самолёты шестого и последующих поколений действительно будут задавать тренд в развитии вооружений на достаточно продолжительный период — возможно, до конца столетия. Очевидно, именно они будут составлять основной вектор — с особенностью, что их использование может оказаться как пилотируемым, так и беспилотным.

Что касается больших авианесущих кораблей, их перспективы в условиях современной войны с гиперзвуковыми и баллистическими ракетами пока остаются под вопросом.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)