Как электрогрузовики «вытесняют» из Китая нефть
- 11 июля 2025 18:00
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Тяжелые грузовики с электрическим приводом быстро завоевывают долю рынка в Китае благодаря субсидиям и ускоренному внедрению зарядных устройств, что еще больше сокращает использование дизельного топлива и снижает спрос на нефть со стороны крупнейшего в мире её импортера.
Бум продаж электрогрузовиков в Китае последовал за ростом продаж электромобилей и тяжелых грузовиков, работающих на сжиженном газе. Эти факторы в сочетании с замедлением экономического роста сдерживают рост потребления нефти в стране.
По оценкам консалтинговой компании Sublime China Information (SCI), продажи новых грузовиков на новых источниках топлива на крупнейшем в мире рынке выросли на 175% в годовом исчислении до 76 100 в первой половине этого года, что составляет примерно четверть от общего объема продаж. На электрические модели, которые по-прежнему в основном используются для поездок на короткие расстояния в портах, шахтах или на сталелитейных заводах, пришлось более 90% этого прироста.
Высокие темпы роста удивили аналитиков, которые в результате пересмотрели прогнозы спроса на дизельное топливо в сторону понижения и заговорили о возможном пике спроса на нефть в Китае.
Аналитик SCI Сюй Лэй сообщил Reuters, что снизил прогнозы компании по спросу на дизельное топливо в Китае на 1-2%, учитывая бум продаж электромобилей.
«Неожиданный резкий рост потребления тяжелых электрических грузовиков стал новым фактором, ускоряющим достижение пика потребления нефти в Китае. Скорее всего, он будет пройден в этом году», — заявил вице-президент Rystad Energy Е Линь, ранее прогнозировавший пик в 2026 году.
По данным Rystad, транспортный сектор, который обеспечивает около двух третей всего спроса на дизельное топливо в Китае, к 2030 году будет потреблять на 40% меньше, что сократит общее потребление дизельного топлива примерно на четверть по сравнению с уровнем 2024 года. По прогнозам SCI, потребление дизельного топлива в этом году сократится на 11,3 миллиона тонн, или на 6,3%, по сравнению с прошлогодним снижением.
Способствует ускоренному внедрению электрогрузовиков быстрое развитие зарядной инфраструктуры, в первую очередь в промышленных зонах, хотя время зарядки, которое может достигать 90 минут, и ограниченная доступность зарядных устройств в некоторых районах остаются проблемами.
Также помогает дешевизна электроэнергии и введенные в июле прошлого года государственные субсидии в размере до 95 000 юаней (13 264 доллара) на новые транспортные средства. Хотя новые дизельные грузовики обходятся дешевле, более высокие затраты на топливо делают их дороже в эксплуатации после миллиона километров пробега.
По данным GL Consulting, дизельные грузовики с пробегом в миллион километров стоят около 2,25 миллиона юаней (314 тысяч долларов), что примерно на 10% дороже, чем грузовики, работающие на сжиженном газе, и на 15% дороже, чем электрические грузовики.
По словам аналитика SCI Ван Ненга, рост цен на топливо также частично подорвал ценовые преимущества, которыми пользуются грузовики, работающие на сжиженном газе, что, наряду с ограниченным количеством заправочных станций в некоторых регионах, сдерживает их рост. SCI прогнозирует, что продажи грузовых автомобилей, работающих на сжиженном газе, в первом полугодии составят около 92 тысяч единиц, то есть на 15% меньше, чем годом ранее.
По мнению китайского производителя электромобилей SANY, потенциал роста для электрогрузовиков больше, чем для легковых электромобилей, поскольку более низкие эксплуатационные расходы повышают прибыльность корпоративных пользователей.
«Мы ожидаем, что в течение двух-трех лет на долю тяжелых грузовых автомобилей с электроприводом будет приходиться от 70% до 80% новых продаж, что обусловлено снижением эксплуатационных расходов и более совершенной инфраструктурой зарядки», — сказал вице-президент SANY по международному маркетингу Чжаотин Юэ.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: