+5
Сохранить Сохранено 7
×

История городского освещения Москвы


История городского освещения Москвы

© Антон Тушин/Ridus.ru

Экспозиция начинается с наиболее ранних источников света. Здесь можно найти факел, или старинную лучину, – это щепка от сухого полена, помещенная в железные держатели. Лучина использовалась как источник света в бедных домах: свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам. Только состоятельные люди могли позволить себе освещать дома свечами.

С освещением улиц дела обстояли гораздо хуже. До появления уличного освещения, с наступлением ночи улицы Москвы погружались в кромешную темноту. Это создавало благоприятные условия для грабителей и разбойников. Из соображений безопасности москвичам запрещалось выходить на улицы в темное время суток.

«На Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно, такие, какие от полицмейстерской канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю и чтоб все были представлены будущего декабря к 25-му числу», - говорилось в указе 1730 года.

Первыми на московских улицах появились масляные фонари. Свет они давали очень тусклый: силой всего в 1-2 свечи. Но замену им нашли только через 130 лет. Им оказался керосин – более дешевое горючее, которое давало в пять раз более яркий свет.


© Антон Тушин/Ridus.ru

В музее находится копия первого московского уличного фонаря – масляного и первого керосинового. При посещении музея, гостям выдают небольшой пульт. С его помощью в этом зале можно включать и выключать отдельные фонари и наглядно видеть, как работает каждый из них. Вообще «ассортимент» керосиновых светильников в музее достаточно широк: есть железнодорожные, автомобильные и каретные светильники. Представлены старинные керосиновые лампы – подвесные («летучие мыши») и настольные – для освещения жилья. Некоторые из них очень изысканные – в лучших традициях богатых домов.

Почти одновременно с керосиновыми в Москве появляются и газовые фонари. Их себестоимость была гораздо больше, но и яркость тоже. А спустя почти 15 лет – первые электрические, а именно с лампами накаливания. Тверская улица стала первой улицей, освещенной электричеством. К концу ХIХ века, примерно 20% всех фонарей были электрические, 35% - газовые, остальные - керосиновые. Несколько центральных улиц Москвы отдали предпочтение электричеству, Садовое кольцо освещалось в основном газовыми фонарями, а окраины города – при помощи керосина.

Газовые светильники занимают всего пару витрин. В них нужно обратить внимание на различные велосипедные фонари. Еще несколько витрин посвящены первым лампам накаливания. В одной из них – демонстрационная лампочка Томаса Эдисона 1880-х годов. Но самое интересное начинается в следующем зале – он повествует об электрическом освещении в ХХ веке.


© Антон Тушин/Ridus.ru

Этот зал примечателен многим. В центре стоит установка с множеством переключателей и лампочек, похожая на письменный стол. Это первая в мире система централизованного телемеханического управления наружным освещением. В СССР она появилась в 1940 году. Ее основной функцией в период Великой Отечественной войны было обеспечение светомаскировки города. В считанное мгновение эта система могла лишить освещения всю столицу. Слева от нее можно увидеть огромные лампы накаливания, мощностью 3,7 и 5 кВт. Это уникальные лампы, изготовленные специально для звезд кремлевских башен. Они были разработаны по спецзаказу на Московском электроламповом заводе. Интересно то, что такие лампы до сих пор выпускаются в неизменном виде, специально для рубиновых звезд Кремля. В этом зале собраны почти все электрические фонари, характерные для Москвы прошлого столетия – от самых ранних до современных.

До середины ХХ века московские улицы освещались при помощи ламп накаливания, и только с середины века начинают использоваться люминесцентные и ртутные фонари. Их мы узнаем по характерному бело-синему оттенку света. Гораздо позже появляются натриевые – с оранжево-красным светом. Ртутные фонари сегодня в Москве попадаются только на пешеходных улочках, а люминесцентные разве что только в помещениях. Уже несколько десятилетий, как Москва полностью перешла на натриевые фонари: они обеспечивают хорошую видимость на дорогах. Прежде, чем перейти в следующий зал, рекомендуем внимательно изучить фотографии старой столицы. На них можно увидеть, как освещалась Москва в разные периоды ХХ века.

Мощность современных московских фонарей ранжируется примерно от 70 кВт, на обычных пешеходных улицах, до 1000 кВт – на больших магистралях. Сегодня в Москве появляется третий вид освещения – светодиодный. Он гораздо более дорогостоящий, чем все предшественники, но несравнимо надежнее и безопаснее. В светодиодной лампе нет столь вредных веществ, в отличие от ртутных и натриевых, а ее срок службы достигает 15 лет. Одна проблема: яркость света у таких источников очень маленькая. Чтобы иметь возможность освещать город так, как это делают нынешние фонари, им еще нужно «расти и расти».


© Антон Тушин/Ridus.ru

Последний зал появился относительно недавно. Это, пожалуй, самый интерактивный зал из всех: здесь можно пощелкать разные выключатели и «поиграть» со светом. В двух стеклянных витринах представлены различные электрические лампочки – бытовые и декоративные, отечественные и зарубежные. Можно даже примерно представить себе путь развития этого изобретения. Обязательно обратите внимание на декоративные лампы не с нитью накаливания, а с различными фигурами внутри. Если обратиться к работникам музея, они могут погасить в зале свет и ненадолго включить витринные лампы. Они загорятся, как новогодняя ёлка: разными цветами и образами. Не пройдите мимо настенных городских часов, все они разного возраста. А в музей фонарей попали потому, что за работой часов, как и фонарей, следил «Мосгорсвет».

В музее «Огни Москвы» регулярно проходят экскурсии на русском и английском языках. Также устраиваются познавательные мастер-классы и семинары. Время от времени музей устраивает пешеходные экскурсии по старинным фонарям Москвы. Таких осталось немного, и сейчас они, как и сам музей, – памятники истории искусственного освещения города.

Галерея с фотографиями:

1
© Антон Тушин/Ridus.ru
2
© Антон Тушин/Ridus.ru
3
© Антон Тушин/Ridus.ru
4
© Антон Тушин/Ridus.ru
5
© Антон Тушин/Ridus.ru
6
© Антон Тушин/Ridus.ru
7
8
© Антон Тушин/Ridus.ru
9
© Антон Тушин/Ridus.ru
10
11
© Антон Тушин/Ridus.ru
12
© Антон Тушин/Ridus.ru
13
14
© Антон Тушин/Ridus.ru
15
© Антон Тушин/Ridus.ru
16
© Антон Тушин/Ridus.ru
17
18
© Антон Тушин/Ridus.ru
19
20
© Антон Тушин/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+5

 

   

Комментарии (1)

  • coyoteOdin
    coyoteOdin 27 ноября 2013

    интересный материал

    Ответить
    3 +