+-1
Сохранить Сохранено 7
×

Исчезли с радаров: в мире нарастает дефицит авиадиспетчеров


Исчезли с радаров: в мире нарастает дефицит авиадиспетчеров

© flickr.com

Авиадиспетчеры международного аэропорта имени Рафика Харири в Бейруте, единственного гражданского аэропорта Ливана, предупредили, что в ближайшее время объявят забастовку из-за острой нехватки кадров. С 5 сентября они перестанут работать с 20 часов вечера до 7 часов утра.

Ливан находится во власти разрушительного экономического кризиса с конца 2019 года после десятилетий коррупции и бесхозяйственности, напоминает Associated Press. И состояние государственного сектора неуклонно ухудшается. В течение нескольких месяцев во время напряженного туристического сезона аэропорт Бейрута сталкивался с отключениями электроэнергии и нехваткой оборудования. С начала года в Ливан прилетело более четырех миллионов человек.

Проверка, которую провели этим летом в аэропорту Бейрута служба безопасности полетов Евросоюза и Международная организация гражданской авиации (ICAO), выявила многочисленные проблемы в этой сфере, включая острую нехватку авиадиспетчеров.

В заявлении о забастовке говорится, что правительство проигнорировало неоднократные предложения диспетчеров по решению проблемы, включая привлечение иностранных экспертов для помощи, и отвергло их опасения по поводу безопасности. Инициаторы акции протеста также сообщили, что большинству из них больше 50 лет, и они работают примерно 300 часов в месяц.

Правительственные чиновники на это сообщение не отреагировали. Главное управление гражданской авиации страны на прошлой неделе заявило, что нехватка персонала в аэропортах является частью глобальной проблемы, на которую влияют ограничения, связанные с пандемией Covid-19, а власти обучают новый персонал при поддержке ICAO.

Общие проблемы

© flickr.com
© flickr.com

Дефицит авиадиспетчеров действительно явление не уникальное. Тревогу по этому поводу уже бьют в Европе, где стареющие кадры также некем заменить. И дело не только в последствиях пандемии, которые вызвали пробелы в обучении новых специалистов. Негибкий график работы и наличие более прибыльных альтернатив делает эту сложную и ответственную профессию не слишком привлекательной для молодежи, отмечает Politico.

По всей Европе не хватает от 700 до 1000 авиадиспетчеров, рассказал изданию исполнительный вице-президент Международной федерации ассоциаций авиадиспетчеров Фредерик Дело.

В такой области, как управление воздушным движением, важна серьезная базовая подготовка, отмечает он. В отличие от некоторых других звеньев авиационной цепочки, которые также столкнулись с нехваткой кадров в ​​последние годы, таких, как обработка багажа или наземные службы, на авиадиспетчера нужно учиться два-три года.

При этом кандидаты должны соответствовать строгим критериям, включая минимальную физическую подготовку, уровень слуха и зрения, а также знание английского языка и математики. Существует еще и верхний возрастной предел: например, чтобы пройти обучение в программе организации по управлению воздушным движением Евроконтроль, на момент начала претенденту должно быть меньше 27 лет.

Такая подготовка требует не только солидного времени, но и затрат. И в прошлом подобные программы останавливалось в случае крупномасштабных кризисов, таких как Covid-19 или финансовый крах 2008 года. Это усугубляет «огромную демографическую проблему», поскольку «подавляющая часть» авиадиспетчеров Европы вскоре уйдет на пенсию, сетует эксперт.

Замкнутый круг

Нехватка кадров повышает нагрузку на действующий персонал, что в свою очередь делает эту работу менее привлекательной и затрудняет привлечение талантов. Кроме того, в этой сфере, критически важной для безопасности пассажиров, сверхурочная работа имеет свои особые пределы. Если постоянно просить диспетчеров работать по 12 часов в день или шесть дней из семи в неделю, возрастает риск, что в какой-то момент они совершат фатальную ошибку.

В краткосрочной перспективе проблема будет только усугубляться, предупреждает издание: летнее движение в этом году приблизится к уровню, предшествовавшему пандемии, а большие участки неба над Европой закрыты из-за военных действий в Украине.

Существует также проблема утечки мозгов. Обученных европейских авиадиспетчеров сманивают страны Азии и Ближнего Востока, такие, как Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты.

Пути выхода из тупика

Один из вариантов решения проблемы дефицита диспетчеров — централизация их деятельности и переход на дистанционное управление. Но такой подход непопулярен среди профсоюзов, которые опасаются сокращения квалифицированных рабочих мест. Он также связан с рисками потери контроля в случае кибератак или технологических сбоев.

Тем ни менее ЕС уже финансирует исследования в этой области: в разработке находится прототип платформы, с помощью которой 15 аэропортов будут контролироваться сотрудниками, базирующимися в Литве и Польше.

Еще один возможный вариант — диверсификация сектора с точки зрения подходов к набору персонала. В Европе существует стереотип, что эта карьера является чисто «технической и мужской», а авиадиспетчер — это белый мужчина, родители которого, вероятно, также работали на этой позиции, говорит профессор авиационного менеджмента в Дублинском городском университете Марина Эфтимиу.

Она участвует в программе ирландского авиационного управления, которая отправляет в школы докладчиков с самым разным опытом, чтобы попытаться изменить это представление. Студентов также приглашают в диспетчерские вышки, чтобы они поняли, в чем заключается эта работа.

Эфтимиу также выступает за отмену некоторых требований к уровню образования будущих диспетчеров. Многие программы их подготовки требуют университетского диплома, но это приводит к конкуренции с другими секторами за привлечение талантов.

По словам эксперта, усложняют ситуацию грядущие изменения в авиационной отрасли, которые потребуют еще большего количества специалистов, причем с дополнительными компетенциями. Помимо появления новых типов самолетов, работающих на более экологически чистом топливе, небо все чаще населяют беспилотные самолеты, дроны и воздушные такси.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-1

 

   

Комментарии (0)