Индийские учёные нашли на МКС устойчивые к антибиотикам бактерии

Группа индийских учёных опубликовала исследование о том, что на МКС обнаружены бактерии-мутанты, которые стали устойчивыми к антибиотикам. Что будет, если они вернутся на Землю?

Дело в том, что за время существования МКС космонавты успели завезти туда множество земных бактерий, которые не погибли в условиях космоса и не вернулись «домой», а остались там жить, развиваться и в особенных условиях открытого космоса приобрели новые свойства. К слову, о том, что земные микроорганизмы способны выживать в космосе, в России знали давно.

По словам заведующей лабораторией Института медико-биологических проблем РАН доктора биологических наук Натальи Новиковой, лучше всего в космосе выживают бациллы, образующие споры.

«Это было установлено ещё в ходе эксперимента „Биориск“, который наш институт проводил в 2006–2008 годах», — рассказала она в беседе с aif.ru.

ФОТО: © ROSCOSMOS/ GLOBAL LOOK PRESS

По словам эксперта, бактерии и микроскопические грибы проявили устойчивость к многократному чередованию высоких и низких температур. Они выжили в открытом космическом пространстве, и у них сохранилась высокая биологическая активность.

Уже позже стало известно, что в условиях открытого космоса выживают и более развитые организмы. Собеседница издания рассказала, что во второй серии эксперимента испытывались семена высших растений, личинки африканского комара, яйца низших ракообразных. Они находились на обшивке МКС 31 месяц и сохранили жизнеспособность.

«Важный вывод, который мы сделали: в экстремальных условиях открытого космоса, под воздействием солнечной радиации, агрессивные свойства микроорганизмов усиливаются. Они становятся более патогенными, чем были до полёта в космос», — подчеркнула Новикова.

ФОТО: © ROSCOSMOS/ GLOBAL LOOK PRESS

Что же будет, если такие бактерии и микроорганизмы вернутся на Землю? Учёные честно разводят руками: пока неясно. Особые опасения вызывает Enterobacter bugandensis, обитающая в том числе в желудочно-кишечном тракте человека и вызывающая ряд инфекций. Именно её 13 «космических» штаммов, в отличие от земных, приобрели лекарственную устойчивость.

Как отмечают в том числе индийские учёные, по возвращении с орбиты космонавты сразу начинают общаться с персоналом и родственниками, поэтому потенциально угроза распространения вернувшихся микробов на Землю есть. С другой стороны, на Земле уже сотни бактерий приобрели устойчивость к антибиотикам. Они вызывают у людей инфекционные заболевания, которые не поддаются лечению, и в этом состоит важнейшая проблема мирового здравоохранения. Понятно, что одна бактерия, прибывшая с МКС, погоды здесь не сделает.