Идентификация доноров ДНК по открытой информации в Сети подняла проблему их безопасности

17 1 263

Американские исследователи обнаружили серьезную угрозу конфиденциальности при проведении исследований ДНК. Располагая лишь опубликованными в интернете фрагментами расшифрованной ДНК, возрастом и страной проживания пяти случайно выбранных добровольцев, ученые сумели по открытой информации узнать их имена и фамилии, а также имена ряда их родственников.

Лаборатория генетика Янива Эрлиха из Института Уайтхеда недавно разработали цифровой аналитический инструмент, который обнаружил в геномах людей участки, состоящие из последовательности одинаковых нуклеотидов ("букв" генетического кода). Расположение этих участков передается по наследству.

Затем исследователи взяли фрагменты ДНК пяти случайных мужчин из сетевой базы данных проекта "1000 геномов", собирающего секвенированные фрагменты геномов жителей разных регионов мира и бесплатно публикующего их для ученых вместе с возрастом и страной жительства (эти данные важны для исследований).

Эти данные, относящиеся к Y-хромосоме, определяющей мужской пол, они обработали и ввели в один из генеалогических сайтов, позволяющий находить мужчин с одинаковыми расположениями участков одинаковых нуклеотидов (этот сервис позволяет искать потенциальных родственников по мужской линии). Получив ряд фамилий, исследователи сопоставили их с возрастом и местом жительства доноров ДНК, провели дополнительный поиск в Google и опознали их всех, а также ряд их родственников.

Несмотря на то, что подобную работу с результатами секвенирования ДНК может провести только специалист, возможность идентификации личности с использованием информации только из открытых источников вызывает серьезные опасения. Свою озабоченность этим уже выразили ряд исследователей. Национальный институт исследования человеческого генома в США уже убрал из своих открытых баз данных геномов информацию о возрасте доноров ДНК, чтобы затруднить идентификацию.

• Wilson