Хроника пикирующего A380: какая судьба уготована самому большому авиалайнеру мира
- 30 июля 2025 01:40
- Игорь Онищенко
На протяжении последних лет крупнейшему в истории двухпалубному авиалайнеру Airbus SE A380 пророчат завершение лётной карьеры. В условиях пертурбаций рынка перевозок из-за пандемии коронавируса, изменений глобальных туристических потоков, растущей стоимости эксплуатации для многих авиакомпаний дальнейшая эксплуатация воздушного гиганта вызывает всё больше вопросов. Неудивительно, что производитель достаточно давно прекратил выпуск новых А380, а часть уже выпущенных машин находится на приколе.
Однако в последнее время на рынке перевозок наблюдается настоящее чудо: самый большой в мире пассажирский самолёт неожиданно снова стал востребованным. Рейсы А380 впервые после окончания пандемии коронавируса снова летают с полной загрузкой, чего давно не было.
Впрочем, радоваться и впадать в восторг по поводу дальнейшей безоблачной судьбы авиалайнера было бы преждевременно. В условиях стремительного физического и технологического устаревания снятого с производства самолёта его поддержание в безопасном состоянии становится для авиакомпаний всё более дорогостоящей задачей.
Претензии копятся
Спустя два десятилетия после первого полёта А380 продолжают накапливаться предписания, предполагающие текущий ремонт, проверку или замену узлов и деталей огромного самолёта. Некоторые из них носят процедурный характер (например, требование своевременной проверки оборудования), другие же выглядят куда более серьёзно.
Протекающие аварийные выходы, треснувшие уплотнения и сломанная ось шасси входят в число 95 директив лётной годности для A380, перечисленных Европейским агентством по безопасности полётов (EASA) с января 2020 года.
Такое число примерно вдвое превышает количество директив для крупных самолётов компании Boeing за тот же период.
В условиях дефицита новых более экономичных лайнеров использующие двухпалубный A380 авиакомпании вынуждены продолжать его эксплуатацию.
При этом в «молодости» A380 считался триумфом международного сотрудничества: 1500 компаний по всему миру производили для него 4 миллиона деталей. Теперь же, в довольно зрелом возрасте, сложность конструкции самолёта стала испытанием для нарушенных пандемией коронавируса цепочек поставок.
«A380 — сложный самолёт. Масштаб делает его обслуживание более сложным по сравнению с другими воздушными судами. Для обеспечения безопасности крайне важно, чтобы публикация директивы о лётной годности не связывалась с предрассудками. Безопасность должна быть на первом месте», — процитировало агентство Bloomberg заявление EASA.
По заявлениям агентства, такие директивы, предписывающие действия по обеспечению безопасности воздушного судна, «могут значительно различаться по масштабу и срочности».
Необходимость vs надёжность?
Учитывая, что самолёт может перевозить 485 и более пассажиров, вызванные техническими неполадками задержки могут обойтись дорого и создать целый ряд проблем с расписанием международных воздушных хабов.
Седьмого мая 2025 года в Сингапуре сломался A380 авиакомпании Qantas Airways Ltd., выполнявший рейс из Сиднея в Лондон. Инцидент произошёл из-за проблем с топливным насосом. В итоге рейс в Лондон отложен более чем на 24 часа, а пассажиры размещены в отелях.
Это как минимум вторая проблема с топливным насосом, вызвавшая задержку данного рейса в Сингапуре с тех пор, как Qantas возобновила эксплуатацию A380.
Четырнадцатого июля пассажиры Qantas, которые должны были вылететь из Сингапура в Сидней на A380, задержались на несколько дней из-за технических неполадок. Планы по их ускоренному вывозу осложнились повреждением другого A380 в аэропорту Сиднея, когда трап врезался в один из двигателей самолёта.
Авиалайнер British Airways A380 с бортовым номером G-XLEB простоял более 100 дней в Маниле. По данным Flightradar24, после возвращения в лондонский аэропорт Хитроу в середине июня борт находился в воздухе всего семь из следующих 30 дней. Тем не менее British Airways, принадлежащая IAG SA, со следующего года намерена начать программу модернизации и капитальных ремонтов салонов A380. Данное обстоятельство позволяет предположить, что авиакомпания планируют эксплуатировать самолёты ещё долгие годы.
Для использующих A380 авиакомпаний альтернативы с большей вместимостью ограничены. Новый Boeing 777X отстаёт от графика на годы, а Airbus не может производить дальнемагистральные A350 достаточно быстро. Тем временем эксплуатанты A380 остаются один на один со снятыми с производства супергигантами, эксплуатация которых становится всё более востребованной и дорогой.
На авиационных онлайн-форумах эксплуатирующие А380 авиакомпании регулярно получают изрядную долю негатива за поломки, отмены рейсов и ночные задержки.
Тем не менее в заявлении Airbus демонстрируется заметный оптимизм.
«A380 продолжает выполнять регулярные рейсы с высоким уровнем эксплуатационной надёжности, достигшим 99% за последние 12 месяцев. Airbus стремится предоставлять клиентам полную техническую поддержку для оптимизации работы своих флотов A380. Так будет продолжаться до тех пор, пока самолёт остаётся в эксплуатации», — отмечено в сообщении Airbus.
Время — главный ресурс
Тем временем самолёты A380 занимают места и рабочую силу на ремонтных предприятиях по всему миру, усугубляя нехватку ремонтных ресурсов для остального коммерческого парка. По данным компании по ремонту и обслуживанию самолётов Lufthansa Technik, комплексная проверка такого огромного самолёта может потребовать 60 тысяч рабочих часов
Qantas отправляет двухэтажные авиалайнеры на капитальный ремонт в Дрезден. British Airways летает для ремонта в Манилу. Emirates (крупнейший в мире оператор A380) обслуживает самолёты в Китае.
По иронии судьбы многие нынешние неисправности самолётов связаны с их недостаточной эксплуатацией и вызваны длительным простоем на земле во время пандемии коронавируса. Тогда авиакомпании «отстаивали» A380 в калифорнийской пустыне, центральной Испании или австралийской глубинке.
Директива EASA от 16 мая предписывает замену надувных аварийных трапов. Их клеевые швы разошлись — вероятно, из-за воздействия влаги и тепла во время хранения. Как сообщает EASA, такая неисправность может иметь фатальные последствия.
Седьмого апреля агентство распорядилось провести проверки самолётов A380 после обнаружения трещин на герметике креплений шасси к крыльям. В апреле 2024 года издана директива, требующая замены некоторых осей шасси после разрыва на самолёте, находившемся на хранении с 2020 года.
Второе рождение?
Будущее A380 находилось под вопросом, когда в начале 2020 года пандемия COVID-19 остановила мировые авиаперевозки. Годом ранее Airbus прекратил производство из-за низких продаж.
Когда пандемия коронавируса отступила и границы вновь открылись, A380 пережил второе рождение. Путешествия возобновились. Авиакомпании Singapore Airlines Ltd., Deutsche Lufthansa AG и Qantas вновь оценили непревзойдённую грузоподъёмность самолёта.
В заявлении British Airways самолёты A380 названы «важнейшей частью нашего дальнемагистрального парка. Благодаря тесному сотрудничеству с Airbus мы наблюдаем ежегодное повышение его надёжности».
«Самолёт является ключевой частью нашей международной сети. Продолжим летать на нём ещё долгие годы. В последнее время все самолёты Qantas A380 прошли плановый капитальный ремонт и значительную модернизацию салона», — заявили агентству Bloomberg в авиакомпании Qantas,
Другие операторы A380 более сдержанны в комментариях.
«Поддерживаем парк A380 в соответствии с высочайшими стандартами безопасности, строго соблюдая все нормативные требования и рекомендации производителя», — сообщили в Korean Air Lines Co.
По словам представителя Singapore Airlines, её 12 самолётов A380 важны для операционной деятельности. Компания заявила, что тесно сотрудничает с Airbus и поставщиками, чтобы обеспечить постоянную надёжность и исправность парка A380. Других комментариев эксплуатанта не последовало.
Доходы и расходы
Конечно, у A380 всё ещё есть поклонники.
Разобравшая несколько A380 на запчасти авиакомпания Emirates планирует продолжать эксплуатировать самолёт до конца следующего десятилетия. Президент авиакомпании Тим Кларк сравнил данный самолёт с огромным пылесосом, способным поглощать пассажиров так, как ни один другой лайнер.
Проблемы с надёжностью — очередной поворотный момент в истории супергиганта, который почти всегда вызывал разногласия. Пассажиры по-прежнему в восторге от просторных салонов и впечатляющих масштабов A380. Авиакомпании борются с логистическими потребностями из-за необходимости более длинных взлётно-посадочных полос и сверхбольших ангаров. Продолжается анализ непрекращающихся технических проблем.
Серьёзной проблемой А380 остаётся наличие у него четырёх дорогостоящих двигателей. От четырёхмоторной схемы отказались все производители современных авиалайнеров. Но это неизбежная плата за высокую грузоподъёмность и пассажировместимость. В условиях высокого пассажиропотока и полной загрузки самолётов данное обстоятельство позволяет худо-бедно компенсировать огромные расходы на топливо, обслуживание и ремонт двигателей.
В отличие от эксплуатационных расходов, загрузка огромных двухпалубных бортов не является постоянной величиной. Существующий парк А380 стареет, поэтому расходы на его содержание будут только расти.
А вот будет ли расти объём мировых авиаперевозок в условиях стремительно ухудшающейся геополитической обстановки, большой вопрос.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: