Heineken и Unilever обвинили в нарушении обещаний покинуть Россию
- 12 июля 2023 01:22
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Более тысячи крупных международных компаний весной 2022 года обязались покинуть Россию или, по крайней мере, резко сократить свое присутствие, но некоторые из них до сих пор остаются в стране. В том числе такие известные фирмы, как Heineken, Unilever, Philip Morris International и производитель печенья Oreo Mondelez. В интервью CNN профессор Йельского университета Джефф Зонненфельд, который почти полтора года назад составил список «уходящих» корпораций, обвинил их в нарушении обещаний и заявил, что тем самым они «самосожгут свои собственные бренды».
В качестве наиболее яркого примера Зонненфельд приводит Heineken. В марте 2022 года голландский пивоваренный гигант удостоился похвалы за обещание уйти из России, однако, по данным Йельского университета, спустя 16 месяцев у Heineken все еще есть семь пивоварен и 1800 сотрудников в России. Мало того, с тех пор компания запустила ряд новых брендов в стране, поглотив долю рынка, образованную уходом других крупных пивных брендов.
По мнению исследователей, Heineken «продолжает тянуть время с фактическим выходом под предлогом того, что ожидает одобрения российских регулирующих органов для ее продажи», тогда как другие крупные компании, в том числе BP и ExxonMobil, пошли на огромные убытки, чтобы выполнить свои обязательства по уходу из России.
В заявлении для CNN представитель Heineken заявил, что компания «привержена уходу из России», прекратила продажи бренда Heineken в стране и нашла потенциального покупателя своего бизнеса в РФ, но эта потенциальная сделка, представленная российским властям в апреле 2023 года, все еще ожидает одобрения регулирующих органов. Компания стремится избежать банкротства или национализации, чтобы «защитить средства к существованию наших людей», говорится в заявлении Heineken.
Мороженое Unilever и закуски Mondelez
В марте 2022 года гигант по производству снеков и конфет Mondelez пообещал сократить «все второстепенные виды деятельности в России, помогая поддерживать непрерывность поставок продуктов питания». Компания заявила, что сосредоточит свою деятельность на «базовых предложениях».
Но, по оценкам Йельского университета, она не проявляет «ощутимых признаков продвижения к выходу» и продолжает вести бизнес в России даже несмотря на бойкоты, которые обрушились на Mondelez со стороны европейских бакалейных лавок и других предприятий, отказывающихся заказывать и хранить продукцию компании. Mondelez в июне заявила, что свернула свою деятельность и приостановила запуск продуктов и расходы на рекламу в России.
Unilever, в числе прочего производящая мыло Dove, мороженое Ben & Jerry’s и чай Lipton, обязалась продавать в Россию только товары первой необходимости. Тем не менее, по словам команды Зонненфельда, компания по-прежнему продает мороженое Cornetto и другие потребительские товары. Unilever сослалась на свое февральское заявление, в котором пояснила, что уйти из России «непросто» без передачи активов правительству или причинения вреда местным работникам.
Киевская школа экономики и Агентство морального рейтинга, организация, которая отслеживает обещания компаний уйти из России, оценивают поддержку российской экономики со стороны Unilever примерно в 712 миллионов долларов в год.
Шоколадные батончики Nestle и сигареты Philip Morris
Nestle в прошлом году также пообещала продавать в России только «основные» продукты, такие как детские смеси. Тем не менее исследователи из Йельского университета обнаружили, что производитель шоколадных батончиков KitKat, растворимого кофе Nescafe и Purina по-прежнему продает в России корма для домашних животных, снеки и другие второстепенные товары. Nestle не ответила на запрос о комментариях.
Табачный гигант Philip Morris International заявил в прошлом году, что прилагает все усилия, чтобы уйти из России. Но до сих пор компания является одной из крупнейших оставшихся в РФ транснациональных корпораций с активами, оцениваемыми в 2,5 миллиарда долларов, включая несколько заводов, говорится в исследовании Йельского университета. В заявлении для CNN представитель Philip Morris International сказал, что «ситуация сложная» и компания «стеснена недавними изменениями в законодательстве в России».
Не только товары
Несколько американских сетей быстрого питания тоже все еще работают в России. Команда Зонненфельда обнаружила, что у «Сбарро пиццы» есть действующее заведение в Москве, которое, по-видимому, поддерживается русскоязычным веб-сайтом. Компания не ответила на запрос о комментарии.
По данным Йельского университета, по-прежнему работают в России и независимые франчайзи TGI Fridays. Компания еще в марте прошлого года заявила, что только местные франчайзи могут решать, оставаться ли им открытыми, и пообещала пожертвовать выручку от своих франчайзинговых сборов группе, поддерживающей Украину и ее беженцев.
Некоторые компании защищают свое постоянное присутствие в России, ссылаясь на желание избежать дополнительных проблем для сотрудников и клиентов, которые находятся в стране. Обещание уйти с рынка — одна из тех вещей, которые легко сказать, но трудно сделать, и это может привести к финансовому удару, поясняет профессор маркетинга в Школе менеджмента Келлога Северо-Западного университета Тим Калкинс. Он допускает, что сейчас компании не испытывают особого давления, связанного с выполнением своих обещаний, поскольку у потребителей много других, более насущных проблем.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: