Греф предсказал России новую катастрофу
- 06 сентября 2021 00:16
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В России снова заговорили о кризисе. На днях Центробанк опубликовал альтернативные сценарии макроэкономического прогноза, один из которых так и называется — «Финансовый кризис». В нем заложено резкое ужесточение денежно-кредитной политики на Западе, что в итоге приведет к новому коллапсу мировой экономики, сопоставимому с событиями 2008−2009 годов, «с длительным периодом неопределенности и затяжным восстановлением».
Самой сильной головной болью мировых ЦБ сегодня становится разгон инфляции из-за «вертолетных» денег. Уже сейчас в развитых государствах и большинстве развивающихся стран ее темпы близки к максимальным уровням с 2006 года. Если обуздать рост цен не удастся, регуляторы начнут повышать ставки, а накопленные дисбалансы на рынках к этому моменту не самоустранятся, говорится в материалах Банка России. Результатом станет распродажа рисковых активов на финансовых рынках, обострение долговых проблем и нефть по 40 долларов за баррель.
Россию в этом сценарии ждет сокращение экспортной выручки на 30%, ускорение оттока капитала до 70 миллиардов долларов в год и сокращение ВВП на 1,4−2,4%. Потребителям придется урезать расходы на 2,7−3,7%, а ключевая ставка ЦБ может превысить 9%.
При этом в базовом сценарии нефть стоит 50−60 долларов за баррель, российская экономика растет на 2−3% в год, а чистый отток капитала замедлятся почти втрое — с 54 до 20 миллиардов долларов в год. Но регулятор поступает правильно, обозначая риск глобального финансового кризиса, считает глава Сбербанка Герман Греф.
Мы уже много раз страдали от недооценки рисков, лучше их переоценить, чем недооценить. Перегрев на мировых финансовых рынках очевиден, такая опасность в среднесрочной перспективе, к сожалению, присутствует, — сказал он в кулуарах ВЭФ-2021.
Откуда придет кризис?
Финансовые кризисы определяются состоянием крупнейших экономик мира, сегодня это США и Китай. Именно последний может стать источником новой глобальной рецессии, полагает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук.
Китай показал максимальный рост ВВП после пандемии — 18% годовых. Быстрый выход из локдаунов помог Пекину активно скупать западные технологии и привлекать прямые иностранные инвестиции. Однако обратной стороной таких достижений стал огромный корпоративный долг в 150% ВВП, и он может взорваться, как «пороховая бочка», поясняет эксперт.
В ближайшие два года китайским компаниям предстоит погасить или рефинансировать долги более чем на 2 триллиона долларов. Уже сейчас в КНР началась волна дефолтов по корпоративному долгу, — сказал он «Ридусу».
Что же касается США, экономика страны быстро оправляется от последствий пандемии, постепенно восстанавливается деловая активность. В то же время выпуск товаров и услуг еще значительно меньше докризисного уровня. Безработица снижается, но тоже нестабильно. Сегодня она составляет 5,4%, тогда как еще в феврале была на рекордно низком уровне 3,5%. В августе прибавилось только 235 тысяч рабочих мест после более чем миллиона в июле.
В этих условиях Вашингтон вряд ли пойдет на значительное ужесточение монетарной политики, считает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Ожидается, что ФРС США уже 22 сентября примет решение о сворачивании стимулирующих госпрограмм. Но есть вероятность, что оно будет отсрочено до декабря или даже до начала следующего года, допускает эксперт.
Судя по последним выступлениям чиновников как ФРС США, так и ЕЦБ, всерьёз и круто сворачивать стимулирующие программы никто из них не намерен. И даже если инфляция превысит их ожидания, до полного восстановления занятости мощности «денежных принтеров» могут лишь чуточку уменьшить, прогнозирует аналитик. Процентные ставки и ФРС, и ЕЦБ тоже обещают оставить вблизи нуля как минимум до середины 2023 года, но и затем их могут приподнять весьма незначительно. Так что вероятность близких жестких кризисов в мировой экономике, по мнению эксперта, пока все же мала.
В Высшей школе управления финансами тоже не видят поводов для возникновения финансового кризиса в американской экономике в среднесрочной перспективе. Хотя безудержная раздача денег уже увеличила долговую нагрузку США до рекордного уровня в 28,5 триллиона долларов, новую планку госдолга американские конгрессмены установят уже этой осенью.
Это приведет к очередному выпуску ценных бумаг и их покупке инвесторами разных стран. На сегодняшний день американские долговые бумаги по-прежнему остаются надежным инструментом сохранения долларовых сбережений во всем мире, — указывает Валерий Корнейчук.
Но в более отдаленной перспективе излишне инфляционный характер мировой экономики не сулит ничего хорошего, предупреждает Пётр Пушкарёв. Для устранения имеющихся дисбалансов даже таким гигантам, как США и ЕС, мало рассчитывать на печатный станок. Нужно выстраивать работу по ликвидации торговых перекосов с Азией и опираться на собственные доходы для финансирования восстановления и роста на более материальной основе.
Именно за эти процессы взялась, как могла, начиная с 2016 года, команда Трампа, но смена власти остановила эти, безусловно, позитивные для мира перемены. А коронавирусная сага лишь отсрочила решение накопившихся проблем, хотя всё же думаю на гораздо более долгий срок, чем два или три года, — рассуждает аналитик.
Не там ищем
России давно пора искать проблемы в себе, а не в окружающем мире, призывает Пётр Пушкарёв. В прогнозах ЦБ его огорчает не упоминание возможности близкого кризиса, а предполагаемая реакция самого регулятора, который в этом случае традиционно готовится к подъёму процентной ставки, вместо того чтобы разработать долгоиграющую смягчающую денежную программу.
Снижение ключевой ставки в 2020 году принесло намного лучшие плоды, чем задирание вверх, о которое Россия обожглась ещё в 2014—2015 годах, напоминает аналитик. При этом и в прошлом году доступ к деньгам для подавляющего большинства предприятий был или «надёжно» перекрыт или дорог, так как не было масштабной программы правительственных субсидий, а купающиеся в деньгах коммерческие банки дёшево кредитовать без софинансирования правительства реальный сектор, и особенно малый бизнес, не спешили.
Для многих компаний кредиты и при ключевой ставке ЦБ в 4% предлагались банками под 16−18%. Так каких же ужасов можно ожидать, если они станут отталкиваться от ключевой ставки ЦБ в 8,5% или выше? — интересуется эксперт.
Привычка искать корни инфляционных всплесков где угодно, кроме дико зашкаливающий долговой и налоговой нагрузки на предприятия, не сулит российской экономике ничего хорошего в случае по-настоящему неблагоприятных внешних обстоятельств, добавляет он. А идея распечатать кубышку золотовалютных резервов хотя бы на треть от накопленных там 600 миллиардов долларов почему-то в качестве полезной меры даже не рассматривается.
Деньги, отложенные на чёрный день, всё больше становятся похожи на гробовые накопления, если их совсем не тратить на развитие страны в экономически более молодом, если не зрелом возрасте, — невесело шутит аналитик.
Валерий Корнейчук, в свою очередь, уверен, что накопленные резервы позволяют России оставаться устойчивой в мировой экономике и продолжить свое поступательное развитие в среднесрочной перспективе. При этом постепенный отказ от доллара сыграет на руку в случае серьезных проблем в американской экономике.
В настоящее время инвестиции России в ценные бумаги США минимальны. Фонд национального благосостояния в первом полугодии текущего года уменьшил их долю до нуля. Поэтому, если и будет какая-то вероятность возникновения финансового кризиса, дефолта американской валюты, и перехода его в мировые масштабы, Россию это коснется в незначительной степени, — предсказывает эксперт.
По состоянию на 1 августа текущего года международные резервы Банка России составляли 601 миллирад долларов США, в том числе иностранная валюта — 453,8 миллиарда долларов. В валютной корзине доля американского доллара составляла 22%, китайского юаня — примерно 12%, золота — 23%, остальные доли были разделены между японской йеной и фунтом стерлингов. Недавно МВФ распределил России 18,5 миллиардов специальных средств заимствования (СДР) для подъема экономики после пандемии.
В России принята программа развития водородной энергетики, напоминает Валерий Корнейчук. По его мнению, эти меры правительства и рост потребления углеводородного сырья в странах Юго-восточной Азии дадут России время, чтобы справиться с переходом на рельсы водородной энергетики в долгосрочной перспективе. Это позволит нивелировать сокращение валютной выручки от экспорта нефти и газа, нарастить поставки водорода в страны ЕС, и тем самым избежать возникновения финансового кризиса в России.
Переход к более зеленым технологиям и диверсификация экономики позволит получить не только больше защиты от внешних форсмажоров, но и куда большую степень свободы, чтобы договариваться с западными партнёрами о поиске действительно взаимовыгодных инвестиционных вариантов, соглашается Пётр Пушкарёв.
Именно с этих позиций я воспринимал бы и предостережения главы Сбербанка Германа Грефа. Только шокируя можно привлечь должное внимание к проблеме переориентации экономики. Поэтому, конечно, Греф основательно перегибает палку и даже, думаю, вполне сознательно, дабы потом ситуация с энергопереходом не застала страну врасплох, — заключает он.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: