+26
Сохранить Сохранено 7
×

Города США превращаются в копии друг друга


Города США превращаются в копии друг друга

Города по всей Америке претерпевают большие изменения. Переход на удаленную работу в начале пандемии вызвал активную миграцию населения из мегаполисов в небольшие поселения поблизости. И почти каждый регион в США в какой-то момент ощутил на себе это влияние.

Например, в долине Гудзона — созвездии небольших городков к северу от Нью-Йорка — в 2021 году наблюдался массовый приток более чем 30 тысяч жителей, которые отказались от своих манхэттенских квартир в пользу фермерских домов. В городах среднего размера, в частности Остине (штат Техас) и Шарлотте (штат Северная Каролина), наблюдался аналогичный бум приезжих.

Растущая стоимость жилья и новая свобода удаленной работы способствовали «великому переселению», но малые города за последнее десятилетие заложили основу для привлечения этих беженцев из больших городов. Фишка в том, чтобы за меньшую цену предоставить те удобства, которые работники со средним и высоким доходом привыкли ожидать от городского района — пешеходные центры, разнообразные рестораны, пабы с крафтовым пивом.

«Во все большей степени то, что они оставили позади, они могут найти в Шарлотте, Денвере, Миннеаполисе, Солт-Лейк-Сити, Далласе или Луисвилле», — сообщила недавно New York Times о тех, кто покидает мегаполисы.

Но у этих проектов обновления есть и темная сторона: они превратили города по всей территории США в копии друг друга. Парадоксально, но в своих попытках выделиться многие места стали выглядеть одинаково, пишет в статье для Insider директор отдела исследований глобализации Университета Олбани SUNY Дэвид А. Бэнкс.

В погоне за креативным классом

© VisualHunt.com

По мере глобализации и перемещения реальных производств в страны третьего мира главную скрипку в корпоративном секторе развитых экономик стали играть «белые воротнички» с высокой зарплатой, у которых было гораздо больше гибкости в выборе места и времени работы. И самыми экономически успешными оказались города, которые были приспособлены к образу жизни этих высокомобильных профессионалов. Начался бум создания космополитичных даунтаунов для креативщиков из высшего класса. В результате большие города росли, а малые и средние увядали.

Затем пришла пандемия, и удаленная работа внезапно сделала небольшие города подходящим пристанищем для креативного класса, так что после 40-летнего марша по нескольким крупным городским центрам его взгляды начали блуждать по карте. По оценкам New York Times, в 2021 году крупные города в совокупности потеряли более 200 тысяч человек.

Многие работники переехали в города с населением менее четверти миллиона человек, где чистый прирост населения не наблюдался более десяти лет. Но города, извлекшие выгоду из этого сдвига, следовали схеме, которую автор статьи называет «аутентичным» городским планом.

Однотипная уникальность

Города могут привлекать жителей не только наличием рабочих мест. На рубеже ХХ века началось движение «красивый город»: правительства и предприятия строили массивные, богато украшенные здания в попытке привлечь дополнительные инвестиции. Например, Вашингтон (округ Колумбия), который мы знаем сегодня — от большого национального торгового центра до культовых зданий в неоклассическом стиле, был официально заложен только в 1902 году в рамках этого движения.

Вторым таким движением стала модель «эффективного города», где использовались технологии космической эры для модернизации городов с помощью точного проектирования и строгих законов зонирования. Она дала современный небоскреб из стали и стекла.

В последние два десятилетия города обратились к «аутентичной» стратегии экономического развития. Новое движение во многом основано на ностальгии и фетишизации «местного». Города, использующие эту концепцию, довольно схожи: у них старая архитектура, которая предлагает современные удобства по более низкой цене, чем в мегаполисе.

В рекламе Агентства промышленного развития округа Фултон в северной части штата Нью-Йорк рассказывается о его «исторических величественных зданиях с самобытной архитектурой, столетним кирпичом и деревянными полами в окружении многочисленных бесплатных парковок».

Афины (штат Джорджия) с населением 120 тысяч человек хвастаются, что «старая шинная компания теперь является любимой пивоварней и фермерским рынком, а бывший хлопковый склад превратился в район искусств», при этом арендная плата «на 200 долларов меньше, чем в среднем по стране».

Талса (штат Оклахома) даже предложил десять тысяч долларов любому, кто переедет туда на удаленную работу, рекламируя «оживленный район искусств, который может похвастаться модными кофейнями, веганскими тако, стейк-хаусами, виски-барами, художественными галереями, коворкингами и школой разработки программного обеспечения».

Другими словами, эти города предлагают относительную доступность по цене, не жертвуя при этом атмосферой модного городского района. Их усилия понятны: в постиндустриальной экономике США способность города привлекать новых жителей и инвестиции может означать жизнь или смерть для местной экономики. Но задача для городов, следующих «аутентичному» сценарию, заключается в том, чтобы найти баланс между уникальностью и доступностью, вписаться в общество и при этом выделиться.

Большинство пытаются добиться невозможного с помощью предсказуемо «уникальных» культурных предложений: крафтовые пивоварни, которые предлагают одни и те же напитки, но с локальными названиями; фуд-холлы с одинаковыми блюдами по завышенным ценам и декадентскими «кровавыми Мэри», но с ингредиентами местного производства. И не устают напоминать, что все это находится в красивых особняках из коричневого камня в викторианском стиле, которые пощадили бульдозеры прежних городских обновлений.

Годы забвения превращаются в преимущество, поскольку аутентичность стареющих зданий убеждает миллениалов в том, что они живут не в заурядных пригородах своих родителей, а переживают что-то настоящее.

Скучные копии

По мере того как местные достопримечательности заменяются инстаграмными* кафе и художественными галереями, город становится все меньше похожим на дом и все больше на чей-то бренд стиля жизни. А стремление быть предсказуемо уникальным может задушить самобытность, которая и привела к успеху, и превратить города в надоевшие копии друг друга.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы насладиться прогулкой по фермерскому рынку в выходные дни. Создание города, который был бы захватывающим, веселым и манящим, — это безусловное благо. Но сейчас города по умолчанию делают это так, что создают недоступные по цене и скучные городские пейзажи.

Помимо однотипности, в использовании «аутентичного» городского сценария есть и другие опасности. По мере притока высокооплачиваемых специалистов из больших городов домовладельцы и рестораторы подстраиваются под их вкусы и повышают цены, вытесняя местных жителей.

Так, в северной части штата Нью-Йорк население округа Ренсселер за 2010–2019 годы увеличилось всего на 1%, но средняя арендная плата выросла на 25%. Еще больше она повысилась во время пандемии. В целом девять округов к северу от Нью-Йорка, возможно, поглотили много высокооплачиваемых горожан, но еще больше людей покинули их из-за роста цен, что привело к небольшой чистой потере населения в 2019–2020 годах.

Важными инструментами здесь являются контроль над арендной платой и государственное жилье, но есть и другой вариант, который может быть менее спорным с политической точки зрения, — создание муниципального траста. В отличие от аренды, такие фонды позволяют жильцам управлять постоянно доступным жильем на своих условиях и накапливать небольшой капитал.

В любом случае городам, которые приняли на себя основную тяжесть исхода населения из мегаполисов, необходимо будет обеспечить устойчивое управление своим желаемым ростом. Если они этого не сделают, ажиотаж вокруг новых типовых городов Америки наверняка угаснет.

_____________________

* Соцсеть Instagram принадлежит компании Meta, запрещенной в России.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+26

 

   

Комментарии (0)