Голливудская «капсула времени» на вооружении ВВС Ирана
- 22 июня 2025 03:16
- Игорь Онищенко
Продолжающаяся воздушно-ракетная война на Ближнем Востоке обнажила и обострила и до того известный факт. ВВС Ирана практически не имеют современных боевых самолётов и вынуждены летать едва ли не на музейных экспонатах.
Израильским воздушным ударом по иранскому аэродрому поражено два находившихся на нём истребителя. При последующем анализе фотографий поверженных целей выяснилось, что это легендарные американские F-14 Tomcat, воспетые Голливудом в фильме «Лучший стрелок» и прочно вошедшие в историю ВВС США благодаря участию в многочисленных военных операциях недавнего прошлого.
В фильме 1986 года лейтенант Пит Митчелл по прозвищу Мэверик в исполнении ещё молодого Тома Круза летает на F-14 над небоскрёбами, взлетает с авианосцев и ведёт воздушные бои с вражескими МиГами. Затем в сиквеле 2022 года самолёт возвращается для борьбы с самыми современными самолётами противника.
При этом в США F-14 Tomcat давно снят с вооружения. Оставшиеся его образцы стали экспонатами военных музеев, отправились на свалку или переработку. Единственной страной, где Tomcat всё ещё остаётся на вооружении, является Иран. Впрочем, в отличие от фильмов, в реальности противостоять современным израильским самолётам эта «кинозвезда» уже не в состоянии, в связи с чем никаких упоминаний об активном участии иранских F-14 в нынешнем конфликте пока нет.
«Капсула времени»
Печально, что некогда грозная машина более не является серьёзной боевой единицей и выступает преимущественно в качестве мишени для ударов противника. Однако данное обстоятельство не снижает, а даже возрождает интерес к некогда превосходному истребителю прошлой эпохи.
F-14 Tomcat — истребитель завоевания превосходства в воздухе, созданный компанией Northrop Grumman. Аппарат остаётся одним из самых известных боевых самолётов в истории американской и мировой авиации. Впервые представленный в 1970-х годах, он стал одним из самых высокоэффективных военных самолётов, использовавшихся в конфликтах от Вьетнама до Ближнего Востока.
Последний F-14 снят с вооружения ВМС США в 2006 году после появления многоцелевого палубного самолёта Boeing F/A-18 Super Hornet, оказавшегося более эффективным и простым в обслуживании.
В середине 1970-х годов, будучи союзниками Ирана, США поставили Тегерану значительную партию F-14, прежде чем исламская революция прервала отношения между странами, сделав их противниками. При этом в условиях дефицита современных боевых самолётов Ирану удалось сохранить некоторые из поставленных тогда Tomcat в рабочем состоянии, несмотря на американские санкции и попытки США помешать Ирану получать запчасти.
F-14 Tomcat: капсула времени и призрак холодной войны
Как заявил в интервью изданию Business Insider эксперт по авиации и управляющий директор AeroDynamic Advisory Ричард Абулафия, в момент появления F-14 стал «невероятно передовым самолётом и удерживал многочисленные рекорды на протяжении многих лет».
По его словам, иранские самолёты — это «своего рода капсула времени и призрак холодной войны».
Причиной создания F-14 Tomcat стала необходимость в самолёте-перехватчике, который мог бы противостоять дальним бомбардировщикам Советского Союза и растущей угрозе, исходящей от ракет большой дальности. Данная потребность привела к появлению F-14, созданного для замены F-4 Phantom II от McDonnell Douglas.
Новый самолёт оснащался самым современным на тот момент радаром с возможностью отслеживания сразу нескольких целей и имел изменяемую геометрию крыла.
Tomcat стал единственным самолётом своего времени, способным нести ракету класса «воздух — воздух» большой дальности AIM-54 Phoenix. Данная ракета могла поражать цели на расстоянии почти в 200 километров, далеко за пределами прямой видимости. Возможность истребителя совершать дальние воздушные атаки была критически важна в то время, когда США требовалось защищать авианосцы от бомбардировщиков.
США впервые применили F-14 в 1975 году в ходе операции Frequent Wind для воздушного патрулирования во время эвакуации Сайгона в конце войны во Вьетнаме. Первые боевые победы в составе ВМС США Tomcat одержал в 1981 году в схватке с ливийскими Су-22.
Самолёт выполнял задачи противовоздушной обороны во время операции Desert Storm в 1991 году. Позднее истребитель принял участие в боевых действиях в Ираке и Афганистане.
Хороший, но очень дорогой
F-14 Tomcat стали впечатляющими самолётами своего времени. Но довольно скоро они столкнулись с проблемой дорогих запасных частей и высокими требованиями к обслуживанию. К тому же ВМС требовался более универсальный самолёт.
Пришедший на смену Super Hornet обладал улучшенными характеристиками, сниженной потребностью в техническом обслуживании и способностью наносить удары по земле. При этом мог весьма успешно участвовать в воздушных боях.
В итоге большая часть F-14 Tomcat отправлена на слом. Некоторые непригодные к эксплуатации модели экспонируются в Национальном музее морской авиации во Флориде и Музее моря, воздуха и космонавтики Intrepid в Нью-Йорке.
Окончание программы США по F-14 оставило Иран единственной страной, которая имела их на вооружении. США приложили все усилия, чтобы парализовать программу Ирана по F-14, вводя санкции и перекрывая поставки запчастей для F-14, которые необходимы для поддержания иранских самолётов в боеспособном состоянии.
F-14 на службе Исламской Республики
В общей сложности до Исламской революции 1979 года Иран приобрёл у США 79 единиц F-14 Tomcat. Самолёты подоспели исключительно вовремя к началу ирано-иракской войны в 1980 году. Иран использовал F-14 для достижения превосходства в воздухе и осуществления противовоздушной обороны. По иранским данным, в ходе войны его Tomcat сбили более 100 иракских самолётов.
Когда США прекратили поддержку и поставку запасных частей для F-14, Иран нашёл собственные возможности по техническому обслуживанию F-14. При этом страна организовала закупку запчастей на чёрном рынке.
По словам Абулафия, сегодня Иран использует F-14 практически как самолёты системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления, которые помогают ВВС осуществлять наблюдение, командование и контроль «благодаря мощности этого радара». Он назвал его «лучшим инструментом, который у них когда-либо был для обнаружения воздушных угроз».
На сегодняшний день у Ирана нет современных Военно-воздушных сил. Имеющийся воздушный парк состоит из устаревших западных, советских и китайских самолётов.
«Tomcat был единственным устройством, на котором иранцы могли летать для отражения некоторых израильских авиаударов. Это был блестящий ход — сосредоточиться на них на раннем этапе», — отметил бывший заместитель помощника генерального секретаря по оборонно-инвестиционному отделу НАТО отставной генерал-майор армии США Гордон Дэвис.
Открытое небо Ирана
Практически не имея современной боевой авиации, Иран в значительной степени зависит от наземных средств ПВО, которые израильтяне систематически уничтожают.
Израиль заявляет, что достиг превосходства в воздухе над Ираном. Это означает, что способность Ирана остановить Израиль в своём воздушном пространстве практически сведена к нулю.
Ранее в этом году Тегеран заявил о закупке современных истребителей Су-35 российского производства. Так ли это на самом деле, и если так, то когда они смогут вступить в бой, совершенно неясно.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: