Глобальный энергетический переход стоит на критическом перепутье
- 20 ноября 2025 18:36
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В бразильском Белене завершается главный международный саммит по климату COP30. В этом году он вызвал повышенный интерес, поскольку прошло ровно десять лет с момента подписания Парижского соглашения, а итоги неутешительны. Негативные последствия глобального потепления усиливаются. Прошлый год стал самым жарким за всю историю наблюдений. Глобальный энергетический переход находится на критическом перепутье.
По данным немецкой страховой группы Allianz, прямой ущерб от изменения климата уже достиг 300 миллиардов долларов, а общие экономические потери исчисляются триллионами. Текущие тенденции указывают на потепление выше 3°C от доиндустриального уровня к 2100 году.
Глобальные выбросы не смогли полностью отделиться от экономического роста и в течение последнего десятилетия продолжали увеличиваться. Удержание потепления ниже 2°C потребует быстрой электрификации, резкого сокращения использования ископаемого топлива и ускоренного внедрения чистых технологий.
Стратегии, принятые в этом году, будут иметь решающее значение для определения траектории изменения глобального климата на следующее десятилетие.
Прогресс ускорился
В отчёте Allianz Green Transition Tracker эксперты компании напоминают, что в первой половине 2025 года возобновляемые источники обогнали уголь в мировом производстве электроэнергии. С 2015 года мощности низкоуглеродной энергетики выросли на 53%.
Стоимость экологически чистой энергии резко снизилась: солнечной — на 87%, ветровой — на 48–55%, а аккумуляторных батарей — более чем на 80%. Это делает её в целом конкурентоспособной по цене в отношении альтернативных вариантов на основе ископаемого топлива.
Инвестиции в низкоуглеродную энергетику достигли 2,1 триллиона долларов, увеличившись на 78% за десятилетие. Однако ежегодный дефицит в размере 2,6 триллиона долларов для смягчения последствий изменения климата сохранится до 2030 года, прогнозируют аналитики.
В отчёте Allianz оцениваются 69 стран по пяти показателям: углеродоёмкость и энергоёмкость, выбросы на душу населения в зависимости от потребления и территориального распределения, а также доля низкоуглеродной электроэнергии.
В нём используются два измерения: Peer Score (рейтинг сравнения), который сравнивает текущие показатели разных стран, и Progress Score (рейтинг прогресса), который измеряет темпы декарбонизации каждой страны относительно её базового уровня 2015 года и целевого показателя нулевых выбросов к 2050 году.
«Результаты показывают, что, хотя многие страны движутся быстрее, чем принято считать, разрыв между лидерами и отстающими увеличивается», — говорится в релизе компании.
Текущие показатели отражают известные структурные различия. Бедные страны, такие как Шри-Ланка и Колумбия, показывают хорошие результаты благодаря низкому уровню выбросов на душу населения, в то время как развитые европейские экономики, во главе с Швецией, Данией и Швейцарией, получают высокие оценки благодаря устойчивой декарбонизации и расширению использования чистой энергии.
В то же время, страны, которые зависят от ископаемого топлива и имеют высокий уровнем выбросов, включая Саудовскую Аравию, Катар, Китай и США, продолжают отставать.
Темпы декарбонизации обнадёживают, но всё ещё недостаточны
Индекс Progress Score показывает, что пятнадцать стран уже преодолели как минимум треть пути к нулевому уровню выбросов, в первую очередь Люксембург и Швейцария, чему способствуют высокая энергоэффективность и энергосистемы, более чем на 90% состоящие из низкоуглеродных источников.
Ещё двадцать стран, включая Испанию, Бразилию, Польшу и Австралию, достигли прогресса не менее чем на 20%, демонстрируя измеримую, но всё ещё недостаточную динамику.
В то же время такие страны, как США и Китай, на долю которых совокупно приходится около 40% мировых выбросов, продемонстрировали лишь незначительные улучшения с 2015 года, что подчёркивает масштаб сохраняющейся проблемы.
Крупнейшие экономики определят глобальный результат
Ряд государств и регионов играют решающую роль в глобальном энергетическом переходе. У каждого свои достижения и проблемы.
Китай стал движущей силой глобального расширения чистой энергетики. На его долю приходится 42% международных инвестиций в возобновляемые источники энергии и более 60% производства ветровой, солнечной энергии и аккумуляторов. Тем не менее, он остается крупнейшим источником выбросов в мире, обеспечивая около 90% первичной энергии за счет ископаемого топлива.
США демонстрируют частичный декаплинг (когда использование природных ресурсов и антропогенное воздействие уменьшаются, а экономика продолжает расти). Рост возобновляемых источников энергии в стране сокращает выбросы в энергетическом секторе, но ископаемое топливо по-прежнему доминирует в энергетическом балансе.
Индия быстро расширяет возобновляемые источники энергии и уже достигла целевых показателей по использованию энергии, не связанной с ископаемыми источниками. Однако ископаемое топливо всё равно обеспечивает более 93% энергии на фоне растущего спроса.
Европа лидирует в сокращении выбросов и структурном декаплинге, но выбросы, связанные с потреблением, и зависимость от ископаемого топлива сохраняются.
Бразилия сочетает в себе чистое электроснабжение с большими поглотителями углерода, хотя вырубка лесов и выбросы, связанные с сельским хозяйством, сводят на нет прогресс.
«Декарбонизация этих ключевых экономик, на которые в совокупности приходится более 56% мировых выбросов, будет иметь решающее значение для сдерживания глобального потепления и продвижения к низкоуглеродному будущему», — заключают авторы отчета.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: