Глазьев угодил в ловушку новой нормальности
- 22 ноября 2016 14:40
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Советник президента России Сергей Глазьев во вторник приравнял состояние российской экономики к инфаркту миокарда.
«Как нетрудно было предвидеть, и мы уже об этом говорили, как только денежные власти пошли по пути освобождения курса рубля в свободное плавание, тут же мы получили девальвационный скачок, инфляционный шок, от которого до сих пор не можем оправиться. И наша макроэкономическая система подобна больному инфарктом миокарда», — заявил Глазьев на форуме «Ловушка «новой нормальности».
Он добавил, что переход к плавающему курсу рубля был «экзотической новацией» и подчеркнул, что российская экономика оказались в стагфляционной ловушке.
В Кремле не разделяют мнение Сергея Глазьева, приравнявшего состояние российской экономики к инфаркту миокарда, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
ЦБ вытянул экономику за волосы
Диагноз Глазьева недалек от реальности, но он совершенно несправедливо осуждает за «инфаркт экономики» политику ЦБ, не согласен эксперт Центра Развития при ВШЭ Николай Кондрашов.
«Стагфляция — это вообще крайне редко встречающееся состояние экономики, когда страна умудряется жить одновременно при взаимоисключающих тенденциях — рецессии и инфляции. В России такая экзотика возникла из-за того, что произошла девальвация рубля. Но ЦБ в этом не виноват, к девальвации привели экзогенные, не зависящие от страны, факторы — конкретно, падение цен на нефть в 2,5 раза», — сказал он «Ридусу».

Даже в «тучные» годы, когда ВВП России рос на 7−8% в год, лишь около 1% этого роста приходилось на развитие экономики вне нефтегазового сектора. Рост ВВП достигался почти исключительно экстенсивным расширением экспорта, как это было в СССР.
Обвал цен на нефть и привел к тому, что рост ВВП естественным путем «очистился» от экспортной накачки, а рубль так же естественно потерял поддержку на валютном рынке.
«Конечно, ЦБ мог бы поддерживать курс в районе 30 руб за доллар еще пару лет, просто продавая резервы, но тогда бы мы сейчас оказались с тем же самым обменным курсом, зато без резервов. И дефицит бюджета сейчас был бы в разы больше. Глазьев про это не говорит», — заочно защищает Набиуллину эксперт.
Что там в другом измерении?
Любой врач знает, что некоторые лекарства не лечат болезнь, а только прячут ее симптомы, что приводит к тому, что воодушевленный больной не лечится по-настоящему, и болезнь разъедает организм всё глубже.
Для экономики России таким псевдолекарством был нефтяной фактор. Так как он больше не затушевывает реальное положение вещей, можно ожидать, что текущее состояние экономики в самом деле является дном, полагает Кондрашов.
«От теперешней точки движение может быть только либо в небольшой рост, по пол-процента в год, либо в стагнацию, но не вниз. И страна удержалась на этой скользкой дорожке исключительно благодаря девальвации рубля», — говорит он.

Термин «Новая нормальность» именно потому так и звучит, что на эту ситуацию Россия при структуре ее экономики повлиять никак не может. Это не какой-то вывих или временное отклонение, это именно нормальный процесс для мировой экономики — постепенный уход от традиционных источников энергии.
«Для России эта ситуация абсолютно внешняя. Что бы ни делало правительство, изменить объективный процесс оно не в состоянии, он происходит как бы в ином измерении. Экономика поэтому должна адаптироваться к этой новой нормальности, а не ждать, что солнце вдруг взойдет с другой стороны — то есть, что цены на нефть вернутся к $100», — считает эксперт.
В октябре эксперты ВШЭ также заявляли о «структурной деградации» российской экономики. Им внушают тревогу состояние потребительского спроса и неразрешенные бюджетные проблемы.
Они отмечали, что экономика России «застряла на дне» и прогнозировали перспективы роста экономики в ближайшие годы примерно в 0,5% при стабильном уровне цен на нефть и проведении бюджетной консолидации.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: