+-1
Сохранить Сохранено 7
×

Германии грозит десятилетка стагнации экономики из-за нехватки рабочих


Германии грозит десятилетка стагнации экономики из-за нехватки рабочих

Германия приближается к кульминации экономического суперцикла, который начался после Второй мировой войны и превратил разрушенную страну в производственный центр и одно из самых богатых государств мира. Эра, когда жизненный уровень нескольких поколений немцев поднимался за счет неуклонного расширения рабочей силы, подходит к концу.

«Эти дни прошли. Фундамент для дальнейшего роста благосостояния рушится», — заявил банк развития KfW.

Рабочая сила в Германии сейчас насчитывает около 47 миллионов человек и, согласно моделированию, проведенному немецким правительственным исследовательским институтом, вот-вот перестанет расти. Возможно, уже перестала. В ближайшие годы рабочая сила и вовсе может резко сократиться, что подорвет экономический рост, усилит инфляционное давление и создаст особенно серьезные проблемы для производственных компаний.

Рабочих рук становится все меньше

© flickr.com
© flickr.com

Прогнозируется, что в течение следующего десятилетия предложение рабочей силы в Германии сократится на три миллиона человек, или на 7%, если немцев, выходящих на пенсию, не заменит значительный приток мигрантов. Только для того, чтобы оставаться на месте, стране нужно 400 тысяч приезжих в год.

Численность населения трудоспособного возраста в Германии фактически достигла своего пика в конце прошлого века, но стране удалось на какое-то время предотвратить демографический спад благодаря прибытию миллионов иммигрантов и увеличению числа работающих женщин. Но сейчас обе тенденции исчезают, как и уходят на пенсию беби-бумеры.

Это означает, что рост экономики будет зависеть от повышения производительности имеющихся рабочих, и он вряд ли превысит 1% в течение десятилетий, подсчитали в Bloomberg Economics.

У Международного валютного фонда такие же мрачные перспективы. «Встречный ветер, связанный со старением населения, уже существует и в ближайшие годы будет усиливаться», — заявил журналистам глава миссии МВФ в Германии Кевин Флетчер.

По данным Bloomberg Economics, в следующем десятилетии Германия столкнется с более сильным демографическим сдерживающим фактором роста, чем любая из западных стран. Только Япония — исторически более закрытое общество с более низким уровнем участия женщин и более быстрым старением населения — находится дальше по этой траектории, чем Германия.

Два основных рычага, доступные политикам, — это увеличение числа работников и максимальное использование тех, кто уже есть. Но оба могут оказаться очень трудными.

Где кадры брать?

Миграция была большим благом для экономики Германии и остается наиболее вероятным способом изменить траекторию развития страны. Министр труда Хубертус Хайль пообещал, что правительство «сделает все возможное», чтобы привлечь квалифицированных рабочих. Но волна иммигрантов из Центральной и Восточной Европы замедляется, поскольку уровень жизни там догоняет Германию.

За последнее десятилетие страна стала привлекать больше квалифицированных рабочих из Индии, с Филиппин и из Индонезии. На этой неделе Хайль с министром иностранных дел Анналеной Бербок едут агитировать рабочую силу в Латинской Америке.

Но иммиграция остается политически коварной проблемой. Немецкое общество изо всех сил пытается интегрировать миллион украинцев, прибывших в прошлом году. Местные чиновники говорят, что школы переполнены, а жилья не хватает, в то время как резко возросла поддержка антииммиграционного движения «Альтернатива для Германии».

В Италии, которая должна стать следующей страной ЕС, столкнувшейся с серьезными демографическими препятствиями, только 40% женщин трудоспособного возраста экономически активны. Это означает, что там существует резерв дополнительной рабочей силы, которую можно использовать. Но Германия уже исчерпала этот ресурс. Уровень участия женщин подскочил примерно на 10% за последние 30 лет, сравнявшись с США и обогнав другие крупные экономики ЕС.

Есть одна группа, в которой Германия могла бы добиться большего успеха, — люди пенсионного возраста. Менее 9% немцев в возрасте 65 лет и старше работают, по сравнению с почти 20% в США и примерно каждым четвертым пожилым японцем. С постепенным повышением пенсионного возраста до 67 лет к 2030 году это число должно увеличиваться, но очень медленно.

Производительность «замерзла»

© соцсети
© Соцсети

Даже в условиях стагнации рабочей силы экономика может расти, если будет повышаться производительность каждого работника. Именно этот фактор в течение многих лет служил мощным двигателем для германской экономики, где завидная производительность обеспечивалась тысячами высокотехнологичных машиностроительных и автомобильных компаний, от небольших до глобальных, таких как Siemens AG и Volkswagen AG.

Но после быстрого роста в течение десятилетий, предшествовавших мировому финансовому кризису, в последние годы производительность труда в Германии не изменилась. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, с 2015 года она выросла менее чем на 2% по сравнению с 8% в США за тот же период.

Одна из причин — сильное отставание от других стран в переходе к цифровому веку. В Индексе цифровой экономики и общества Еврокомиссии Германия в прошлом году заняла 13-е место из 27 стран-членов, что чуть выше среднего показателя по ЕС.

Феномен ChatGPT в этом году вызвал новый прилив оптимизма в отношении того, что искусственный интеллект и робототехника могут помочь странам с развитой экономикой, таким как Германия, управлять своим стареющим населением. Но представители производственного сектора в этом не уверены.

Новые технологии могут повысить производительность, но по-прежнему будут нужны квалифицированные работники для обслуживания роботов и настройки цифровой инфраструктуры, пояснил Bloomberg владелец семейной фирмы Schulte-Suedhoff Schuko Андре Шульте-Зюдхофф.

Высокотехнологичные производственные и машиностроительные отрасли, которые долгое время лежали в основе конкурентного преимущества Германии, обслуживались постоянным потоком квалифицированных рабочих через хваленые профессиональные школы страны и системы наставничества. Но молодые немцы больше не хотят учиться этим навыкам. Соискателей уже примерно на 100 тысяч меньше, чем доступных вакансий. Вместо этого все больше и больше студентов предпочитают поступать в университет, а пандемия создала дополнительные препятствия для подбора кадров.

Без существенных изменений в ответ на демографические вызовы перспективы страны выглядят пессимистично. «В противном случае нам просто нужно ограничить себя экономически и признать, что рост происходит где-то еще», — резюмирует Шульте-Зюдхофф.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-1

 

   

Комментарии (1)

  • Виктор
    Виктор 07 июня 2023

    Блин. Забирайте мигрантов из России. Они всё умеют и всё будут делать за "копейки" (пардон, пфенниги). А, главное, столько вам чернявых немцев наплодят, что ахнете. Забирайте, на здоровье и во имя процветания фатерлянд...

    Ответить
    0 +