+58
Сохранить Сохранено 7
×

Где законно сбивать самолеты? Как морское право трактует зоны ПВО


Где законно сбивать самолеты? Как морское право трактует зоны ПВО

Периодически в средствах массовой информации проскакивают новости о том, что силы ВВС Китайской Народной Республики вошли в зону ПВО Тайваня. Это в лучшем случае, так как иногда пишут и о вхождении в воздушное пространство. 

В зону ПВО или в воздушное пространство Тайваня входят и выходят, а ПВО молчит. В чём причина? 

Вроде, как и дело это не морское, но предлагаю разобраться. Ведь не зря самолёты называют воздушными судами и даже кораблями.

В первой половине прошлого века произошло скачкообразное развитие боевой авиации и авиационных средств поражения. От полёта самолёта братьев Райт 17 декабря 1903 г. до появления бомбардировщика И. Сикорского прошло 10 лет, ещё через 18 лет появился первый в мире тяжёлый бомбардировщик А. Туполева ТБ-1 (1931 г.). 

От первого применения «аэропланных бомб» в Ливии в 1911 г. до атомной бомбардировки японских городов Нагасаки и Хиросима прошло 34 года. Ещё более бурное развитие авиации и авиационных средств поражения происходило в послевоенный период на фоне начавшейся «холодной войны». 

Авиация стала приобретать стратегические очертания, лишая неуязвимости не только далеко расположенные друг от друга континентальные государства, но и заокеанские территории оппонентов. С этим надо было что-то делать.

Конечно, в первую очередь развивались системы ПВО, но с возрастанием скоростей уменьшалось время их реакции, а рубежи принятия решения на применение истребительной авиации отдалялись от государственных границ. Из международного права известно, что территория любого государства, как и воздушное пространство над ней, обладает суверенитетом и входить в чужой дом «со своим уставом» не принято. 

Единственными направлениями, в пределах которых возможно воздушное нападение и осуществление дальних перехватов воздушных целей без входа в воздушные пространства сопредельных государств, являются морские. Кстати, ещё до появления конвенций ООН по морскому праву понятие территории государства было закреплено в Конвенции о регулировании воздушных передвижений 1919 г., согласно которой (ст. 1) под территорией государства считается «национальная территория метрополии и колоний вместе с территориальными водами, прилегающими к упомянутой территории».

В связи со всеми указанными обстоятельствами приморские государства, стремясь обеспечить свою безопасность, начали устанавливать над прилегающими акваториями воздушные оборонительные зоны опознавания — ADIZ (Air Defense Identification Zone). Иногда их ещё называют зонами идентификации ПВО, зонами опознавания ПВО или просто зонами ПВО.

Впервые такая зона была установлена США в 1950 г. с удалением от побережья на 300 миль. В последующем о своих ADIZ заявило около 20 государств, включая Канаду, Индию, Японию, Пакистан, Норвегию, Великобританию, Китай, Республику Корея, Тайвань, Швецию и Исландию.

ADIZ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

© avatars.mds.yandex.net

Удаление внешних границ зон от побережья у каждого государства разное, но, как правило, охватывает только воздушное пространство над бесспорной акваторией в пределах своей исключительной экономической зоны (200 морских миль), хотя в Азиатско-Тихоокеанском регионе ADIZ Китая, Тайваня, Республики Корея и Японии перекрываются по причине наличия спорных островных территорий

ADIZ Тайваня.

ADIZ Тайваня.

© avatars.mds.yandex.net

Более того, ADIZ Тайваня включает часть воздушного пространства над континентальной территорией КНР, Республики Корея — над территорией КНДР, а Японии — над акваторией исключительной экономической зоны России в Японском море.

Взаимное расположение ADIZ и ИЭЗ (EEZ) Японии и КНР.

Взаимное расположение ADIZ и ИЭЗ (EEZ) Японии и КНР.

© www. aa.com.tr

Национальными законодательствами предусматривается, что внеплановое вхождение самолётов в ADIZ должно сопровождаться радиообменом полётной информацией вне зависимости от правил ИКАО. 

Однако после подписания и вступления в силу Конвенции об открытом море 1958 г. возникло противоречие с понятием свободы открытого моря, означающим «все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). Согласно Конвенции свобода открытого моря включает «свободу судоходства, свободу рыболовства, свободу прокладывать кабели и трубопроводы и свободу летать над открытым морем» (ст. 2). Ну и как тут без Морского дела?

В 1982 г. в Конвенции ООН по морскому праву появляется понятие исключительной экономической зоны — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Особый правовой режим заключается в юрисдикции прибрежного государства на разведку и разработку ресурсов при сохранении свободы судоходства и полётов авиации, в том числе для кораблей и самолётов вооружённых сил иностранных государств. 

Других норм международного права по данному вопросу не имеется, что ещё больше ставит под сомнение правомерность одностороннего установления ADIZ, особенно там, где пересекаются установленные международными конвенциями правила. На самом деле на ADIZ не распространяются ни суверенитет, ни юрисдикция прибрежных государств, а выполнение установленных национальных требований не признаётся многими пользователями воздушного пространства, в первую очередь в отношении государственной авиации (включая военную).

Интересно, что опротестование этих зон в международных инстанциях не проводилось, что может закрепить их существование в качестве нормы обычного права. А пока они существуют «де-факто», так как «де-юре» их создание не запрещено, но и не предусмотрено международным правом.

Таким образом, ВВС КНР ничего не нарушают. Разве что тренируют ПВО Тайваня, не признанного в качестве государства подавляющим большинством членов ООН.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+58

 

   

Комментарии (0)