+4
Сохранить Сохранено 7
×

Где во Владивостоке жить хорошо? Луговая — страна озер, пробок и трамваев. Фоторепортаж


4 12 399

Где во Владивостоке жить хорошо? Луговая — страна озер, пробок и трамваев. Фоторепортаж

Серию публикаций проекта VL.ru «Где во Владивостоке жить хорошо?» продолжает материал, посвященный району площади Луговой и его окрестностей. Во втором выпуске — истории Минного городка, яркая жизнь в серых «коробках», последние в городе трамвайчики, безумный уличный траффик и другие особенности этого крупного района.

У района Луговой, в отличие от Снеговой Пади (Выпуск №1), нет четких границ. На западе он переходит в центральную улицу Светланскую, на севере — перетекает в район Баляева, на юге — в Спортивную и Чуркин, а с востока Луговую подпирают бесконечные спальные районы 64-го и 71-го микрорайонов.

Во конце XIX века, когда Владивосток состоял из слободок, здесь, в низине, располагалась Госпитальная Падь, к которой вплотную подходили Артиллерийская (со стороны улиц Воропаева и Приходько) и Матросская слободки (со стороны Гайдамака). На склонах сопок рос лес, а низина, по которой протекала речка Буяковка, была покрыта лугами. К слову, в русле этой реки в начале XX века военные выкопали каскад прудов (озера Минного городка), а позже русло маленькой речушки было убрано в коллектор и спрятано под землю.

Долгое время площадь Луговая была еще одним пригородом Владивостока и конечной остановкой первой трамвайной ветки, проложенной сюда из центра города. Господа и дамы ездили на Луговую на прогулки. Проходящая рядом лесопарковая полоса вдоль речки Объяснения была одним из излюбленных мест отдыха горожан того времени.

Заселение микрорайона началось только после Великой Отечественной войны. Первый жилой дом на Луговой появился в 1953 году. Сейчас эта "сталинка" находится по адресу Луговая, 21 — на островке в окружении оживленных магистралей, а двор этого здания — самое тихое место в сердце площади.

В 1960 году на Луговой открылся кинотеатр «Владивосток».

Справа от кинотеатра расположилось здание трамвайного депо, в котором сейчас кипит торговля Луговского рынка, слева — появились ресторан «Зеркальный», существующий до сих пор, и комбинат бытовых услуг «Магнолия», превратившийся в магазин бытовой техники. В те времена площадь представляла собой сквер с лавочками и фонтанами. Сейчас же вся эта территория — как саркофагом — закрыта пешеходно-торговым центром.

В это же время на склонах долины реки Буяковки началось масштабное строительство. Проект 1960-го года «Большой Владивосток» дал жизнь новому жилому микрорайону Минный городок. Его главную улицу назвали в честь африканского революционера Патриса Лумумбы, позже она рассыпалась на улицы адмиралов Юмашева и Кузнецова. Во второй половине 80-х годов жилищное строительство потянулось на восток от Луговой — на месте деревень частного сектора вырастали каскады типовых серых "коробок", свечек и бесконечных крейсеров.

Корреспонденты VL.ru обратились к жителями района Луговой с просьбой рассказать об особенностях их района, его проблемах и положительных чертах.

Владимир Владимирович: «В 1980 году мы с семьей переехали во Владивосток и купили здесь дом в частном секторе в расчете на снос. Крейсеров на Невельского и Каплунова еще не было — везде стояли частные дома. А на месте Громова, 12 была военная часть. Все улицы тут назывались Террасными — их было тринадцать. Район строился, дома сносили. Но процесс остановился как раз у наших домов. И вот уже 33 года живем в частном секторе. Конечно, хорошо, что есть свой огород. Весной засеваю его весь редиской — на продажу. Имею свой доход.

Когда живешь в доме, не возникает вопроса, куда поставить машину. Хотя, надо сказать, дороги в районе ужасно разбитые. Это, наверное, главная проблема здесь. А в частном секторе так вообще ни разу даже бульдозер не пустили, чтобы грунтовки подравнять. С магазинами, аптеками тут все хорошо, два рынка рядом — на Спортивной и Луговой. Почта только далеко.

Этому частному сектору уже лет 70. В последнее время соседи стали продавать свои дома, уезжать в пригород. Там условия жизни лучше».

Анна: «Я живу здесь с рождения — с 1981 года, в 1983 году мы заехали в новый дом. У нас всегда был зеленый район. Единственное, что появились новые высотки, но вид из окна они не портят. У меня, например, из квартиры открывается вид на всю бухту Золотой Рог. Появились хоккейная коробка, новая детская площадка. Единственное, что здесь на район только один развивающий клуб "Эллада" на Громова, но там только для детей с трех лет, а совсем малышей водить некуда заниматься. Если бы что-то появилось, было бы замечательно. И хотелось бы, чтобы бассейн построили».

Валентин Федорович: «Живу в районе Луговой лет двадцать. Вообще, во Владивостоке я с 1954 года. Помню, когда-то вот этой дороги с Луговой до Баляева не было, была грунтовая полоса, ведущая на шестой километр. Когда мы учились в институте, бегали по ней кросс 10 км. В парке были только озера и пороховые погреба.

Мне, пенсионеру, на моем месте легко живется. Рядом базар. Вот мы с моим другом, таким же старпером, ходим отдыхать в парк Минного городка, смотрим на людей. Озера, правда, захламленные, но куда деваться — нет хозяина. А так бы почистили пруды, и люди, может, рыбку бы здесь ловили. В парке в субботу-воскресенье собираются очень много шахматистов, приходят люди, играют тут и в домино, и в шашки.

Но место не очень спокойное. Четыре дня назад тут в парке нашли труп в канаве, месяца три назад еще один — сожженную женщину. Когда труп нашли, тогда полиция приехала, а так не видно их. Вот, например, все лето тут стоит палатка, в которой торгуют пивом, а из-под полы и чем покрепче, но никто не контролирует.

А из проблем — автобусы здесь по-дурному ходят. Я вот на днях хотел пораньше поехать в поликлинику, а первый автобус подошел только в половине седьмого, а раньше транспорт начинал с шести работать. И еще — неудобно такое говорить — чужестранцев много. Хотя нас никто не трогает, мы старики, если, конечно, никто не напился и не заблудился ночью… Но никуда тут от приезжих не деться».

Виктория Владимировна: «В новом доме в микрорайоне я живу 27 лет, но на этом месте у меня еще стоял частный дом, так что в общей сложности в районе Луговой я живу 35 лет. Когда строились эти дома, обещали — где-то здесь будет спортивный комплекс с бассейном и детские спортивные кружки. Это было в 1985 году. Ничего так и не появилось. А мой сын все время гулял на каких-то камнях, стеклах, сам мастерил какие-то кольца для баскетбола. Но молодежи и теперь здесь заняться нечем.

Я считаю, что у нас самый зеленый микрорайон. Вот здесь есть скверик, и две мамы инициировали строительство в нем детской площадки. Было два варианта — отремонтировать дом на Каплунова, 8 или установить площадку. Решили установить площадку, потому что детям здесь совершенно нечем заняться.

Я застала всю планировку этого района Каплунова-Невельского. Конечно, не очень хорошо спланировали район. Эти высотки на сопках… Дома создают эффект амфитеатра. Тут сильные ветра и очень хорошая акустика, на девятом этаже слышно, как вдалеке лают собаки и разговаривают дети на площадке. Здесь мало детских садов, надеюсь, будут строить. Правда, не знаю, куда их здесь воткнуть.

Район, в принципе, спокойный, к приезжим мы пока толерантно относимся. Был у нас во дворе уборщик узбек. Так как он хорошо убирал, никто не убирал! Но жителям он не понравился, и они его благополучно выгнали. А так, приезжие у нас здесь не безобразничают.

С автомобилями, как в некоторых других районах города, у нас проблем нет. Тут буквально на каждом шагу стоянки, машину есть где поставить. А еще недавно восстановили 66-й маршрут — это вообще стало удобно — сесть на площади и оказаться у себя в районе».

Светлана: «Живу здесь с рождения — 25 лет. 19 из них прожила в частном секторе. Я не скажу, что это очень комфортный район. Хотелось бы, конечно, жить где-нибудь поближе к центру — там и работа, и развлечения.

Но здесь тоже свои плюсы — в глубине района — тишина, мало машин, много зелени и просторно, дома расположены на больших расстояниях друг от друга. Кстати, и рельеф у нас такой — спортивный: на работу — с сопки, с работы — в сопку. А вот вечерами ходить страшновато — как ни крути, а маршрут пройдет либо по темной дороге мимо гаражей, либо через пустынную школьную или придомовую территорию. Неприятных личностей и стай бродячих собак тут достаточно.

Когда жила в частном доме, был свой огородик, банька. Летом — красота, а вот зимой — сложнее. Кстати, район от снега и льда тут чистят крайне скверно. Сейчас мы все в предвкушении зимы. Впереди покатушки с наших сопочек, борьба за место в автобусе на Луговой и пешие походы на работу по Светланской».

В настоящее время Луговая и прилегающие к ней жилые кварталы — это многоликий район, в котором можно найти следы всех этапов развития Владивостока — от старинных зданий военных казарм и массивных домов сталинской постройки до серых безликих коробок и симпатичных современных многоэтажек.

При этом жилые кварталы улиц Каплунова, Невельского, Громова, Горной и Зейской были спроектированы таким образом, что, несмотря на широкие пространства между домами, вписать в них еще одно строение было бы весьма проблематично. Вероятно, поэтому жилищное строительство за последние годы здесь практически не ведется. В 90-е на Горийской и Владикавказской появились две современные высотки и 9-этажный многоквартирный дом. А в 2010 году на краю сопки на Каплунова вырос жилой «небоскреб» с претензией на элитность.

К слову, цены на 70-метровые квартиры в новострое колеблются от 6 до 7 миллионов рублей. В общем же, цены на умеренно комфортное типовое жилье в этом умеренно отдаленном от центра районе — умеренные. Так, самое большое количество предложений здесь — от владельцев 2-, 3-комнатных квартир. И цена за «квадрат» — порядка 103 тыс. руб. за метр в однушке, 74 тыс. руб. — в двушке, 67 тыс. руб. — в трешке.

Частный сектор в районе Луговой жив до сих пор и занимает значительное пространство улиц Куйбышева, Мира и Ракетной. Потеряв надежду на снос, его обитатели, многим их которых дома перешли по наследству, ставят на месте прогнивших избушек каменные благоустроенные коттеджи, оформляют земли в собственность. По словам специалистов администрации края, начать на месте такого частного сектора капитальное строительство — крайне проблематично. Хозяева домов вправе самостоятельно назначать цены за свое жилье, выкупить которые решится далеко не каждый инвестор. Для бюджета Владивостока же ликвидировать эти деревни внутри города — неподъемный труд.

Что касается необходимой для жизни инфраструктуры, в районе Луговой открыты три школы — № 22, 77 и 80 - и несколько детских садов, на своих местах стоят Дальзаводская больница № 4 на Невельского, детская поликлиника № 2. Два рынка — на Луговой и Спортивной — надежно снабжают жителей пропитанием и хозяйственно-бытовой продукцией по доступным ценам. С этими торговыми «монстрами» не выдержали конкуренцию уже два супермаркета, появление которых в близком соседстве с базарами вызвало у жителей района недоумение.

Транспортные проблемы также неведомы жителям этого района. На современной Луговой сходятся пути трех видов общественного транспорта. Крупный автобусный узел расположен на самой площади. С обеих сторон от главной дороги — две остановки, с которых можно уехать в любой конец города и за его пределы. Чуть выше кинотеатра «Владивосток» находится железнодорожная станция «Луговая». И, конечно, этот район остался последним в городе, где еще сохранилась единственная трамвайная ветка.

Развязка на Луговой пережила немало реконструкций. Каждая новая перестройка приводила к расширению дороги и оптимизации траффика, однако это не избавило улицу от постоянных утренних и вечерних пробок. До строительства моста через бухту Золотой Рог Луговая была единственной транспортной артерией, связывающей Тихую и Чуркин с другими районами города. Теперь перегруженная транспортом площадь вздохнула чуть свободнее, но от напряженного и зачастую хаотичного траффика так и не избавилась.

Из «интересных» объектов здесь расположены завод «Соллерс», мечеть Казыятского управления мусульман Приморского края, парк Минного городка, психоневрологичекий диспансер, возрожденный кинотеатр «Владивосток».

Открытые люки - типичная картина для Владивостока

Парк Минного городка - история с территорией запутана... Все отнекиваются от нее... Ухаживать некому...

А это типичная для Владивостока детская площадка, мэрия очень медленно восстанавливает их...(

Спасибо за внимание!)

Следующий материал выйдет о Второй речке)


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (11)

  • анна-8075
    анна-8075 14 ноября 2013

    Богатейший регион и так опущен!Не обижайтесь,владивостокцы,не вам упрёк,а правительству за урезанные квоты на вылов,за продажу этих квот китайцам и много кому ещё,за увод денег с региона.А как с налогм навывезенные машины поступили отвратно.Демонтаж власти нужен.Тошно на это смотреть

    Ответить
    6 +
  • Товарищ
    Товарищ 14 ноября 2013

    интересно. Не зря мне Владивосток не нравился, хотя там не был.)..Все равно,жалко будет, когда он станет китайским.

    Ответить
    0 +
  • Падре
    Падре 14 ноября 2013

    А мне город нравится. Видел не мало фоток и видео Владивостока, иногда почитываю местные сайты, да и корни по отцовской линии оттуда. Очень хочу туда слетать. Рано или поздно, мечта сбудется.

    Ответить
    0 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 14 ноября 2013

    Съездить бы
    лицом к океану

    Ответить
    0 +
  • Чекмурин
    Чекмурин 14 ноября 2013

    Жил там. Учился на мореходном факультете ДТИ. Красиво и правда. По-партийному,жму руку.

    Ответить
    0 +
  • Dudikoff
    Dudikoff 14 ноября 2013

    Состояние трамвайных путей на последней фотографии убило.
    Вроде ка город, но запущен и опущен (предпоследнее фото). И девки там на вид не ахти (или,не фотогеничны может?), судя по фото.

    Ответить
    0 +
  • Dudikoff
    Dudikoff 14 ноября 2013

    *вроде как

    Ответить
    0 +
  • Olegus
    Olegus 15 ноября 2013

    Был этим летом во Владивостоке. В самом городе трамвай извели как класс, его там нет. Рельсы только из асфальта местами торчат.
    А город красивый.
    Поспрашивал местных - действительно ли им нужен новый мост на о. Русский? Ответили утвердительно - да, нужен, на рыбалку ездить.

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 15 ноября 2013

    Спасибо за репортаж!
    Когда смотрю фоторепортажи российских городов, не покидает мысль насколько они похожи друг на друга - это и типовые постройки разных лет и эпох и даже детские площадки, как с одного конвейера.

    Ответить
    0 +
  • vitz
    vitz 15 ноября 2013

    город с удивительно бестолковой инфраструктурой. это и логично, потому что " в основном все население моряки и рыбаки, остальные все крутые, держат в бардачках стволы". Странное ощущение. сюр какой-то

    Ответить
    0 +
  • светлана-3934
    светлана-3934 18 ноября 2013

    Понапринимали всякиx антиалкогольныx законов, а как следить за выполнением - так тут же голову в песок. Браво.

    Ответить
    0 +