«Газовое оружие 2.0»: чем грозит России «НАТОвский» газопровод Midcat?
- 08 февраля 2022 00:09
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В попытках найти альтернативу российскому газу НАТО стряхивает пыль с «антикварных» проектов. По данным испанской газеты La Vanguardia, альянс предлагает построить газопровод Midcat между Каталонией и Францией, чтобы поставлять алжирский газ в Центральную Европу. Природный газ, по замыслу НАТО, можно будет сразу закачивать в местные хранилища, а переработкой сжиженного займутся восемь регазификационных заводов в Испании и Португалии.
Эту идею выдвинул генерал де Голль еще в 1950-х годах. Но три года назад проект был заблокирован испанскими и французскими регуляторами из-за низкой рентабельности. Российским экспертам экономическая целесообразность такой магистрали тоже кажется весьма сомнительной.
Догнать вчерашний день
Во второй половине прошлого века Северная Африка рассматривалась как серьезный поставщик газа в Европе, и при де Голле это направление действительно развивалось, было проложено несколько труб. До недавних пор «голубое топливо» шло в ЕС по трем африканским трубопроводам: две ветки выходят на Пиренеи и одна в Италию. Но на испанском направлении сейчас работает только Меdgaz, который напрямую связывает Алжир с Испанией. Трубопровод Магриб-Европа (MEG) остановлен с 1 ноября 2021 года из-за дипломатического конфликта между Алжиром и Марокко, по территории которого он проходит. Марокко планирует использовать эту магистраль для экспорта СПГ.
Еще в начале XXI века существовал целый ряд проектов по расширению поставок газа из Алжира, Туниса и Египта. Тот же MEG изначально предполагал продолжение до Страсбурга и далее по всей Европе. Но потом ситуация стала меняться: запасы в Африке постепенно иссякали, подтверждения новых не было, а страны, которые еще вчера считались потенциальными крупными экспортерами, нарастили собственный спрос вплоть до того, что им потребовалось газ импортировать.
Тот же Египет, несмотря на то, что обсуждал несколько проектов с трубами, в том числе через Израиль, Турцию с заходом в Европу, построил себе регазификационные терминалы, чтобы импортировать газ, — сказал «Ридусу» директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
На пределе
Северная Африка продолжает по действующим газопроводам подпитывать Европу, и остается значимым игроком на этом рынке. Африканская газотранспортная система постепенно модернизируется, что позволило Алжиру увеличить свои поставки в Европу в период острого дефицита топлива в Старом Свете более чем в два раза. Но вряд ли реанимация проекта 1950-х годов способна существенно повлиять на энергобаланс Еврозоны, отмечает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.
Уже сейчас газовая генерация Алжира работает на пределе мощностей и даже с учетом собственного СПГ не закрывает текущих потребности своих традиционных партнеров (Италии, Испании, Португалии), поясняет он. Так, рост цен на газ в Испании, приведший к массовым протестам в прошлом году, во многом был связан с недопоставками из Алжира (помимо, разумеется, переориентации продавцов СПГ из США).
Ограниченные мощности трубопроводной системы и возможностей расширения добычи, накладывают естественно-экономические ограничения на перспективное использование газовых месторождений Алжира. Для остальной Европы, попросту не хватит соответствующего ресурса этой африканской страны, — констатирует эксперт.
Дорого, мудрено, нелогично
Еще более неразумной выглядит идея перекачивать по новой трубе СПГ после его регазификации. Необходимые для этого терминалы и заводы уже стоят в разных регионах Европы, и не очень понятно, почему нужно перекидывать газ именно по этому направлению, а не подвести танкер ближе к потребителю. Провезти топливо лишнюю тысячу километров по морю намного дешевле, чем прогнать его на то же расстояние по трубе, говорит Вячеслав Кулагин.
Трубопроводная система всегда основана на подключении к какому-то конкретному месторождению, а СПГ — только добавление к этому, продолжает он. Никто в мире не строит магистрали специально под СПГ, чтобы регазифицировать его в одном месте и поставить в другое. И везде регазификация делается на минимальном расстоянии от места потребления до ближайшего порта или морской точки, так что проще и выгоднее построить там новые терминалы и заводы, нежели тянуть трубу откуда-то издалека.
По словам эксперта, есть куда более разумные решения, которые действительно будут работать и влиять на ситуацию с энергоснабжением Европы, например, с расширением подземных хранилищ. А такие проекты, как Midcat, вряд ли стоит рассматривать всерьез с точки зрения экономики.
Конечно, Германия была бы заинтересована в дополнительной газовой трубе. Однако, Франция с ее развитой атомной генерацией вряд ли готова стать активным участником дорогостоящего проекта с непонятными перспективами, да еще с подачи НАТО, полагает Анатолий Гожий. Но даже если допустить, что проект все же будет реализован, его запуск существенно не повлияет на позиции традиционных поставщиков газа в Европу, уверен он.
Другое дело, что Запад упорно ищет альтернативу поставкам энергоносителей из нашей страны. И решать эту проблему наши зарубежные партнеры буду посредством комплексного использования различных источников электроэнергии. И, хотя в ближайшие 8−10 лет российский газ останется востребован европейскими потребителями, реальностью становится переориентация поставок «голубого топлива» в направлении нашего азиатского соседа, — заключает эксперт.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: