+24
Сохранить Сохранено 7
×

Франция на грани очередной революции?


Франция на грани очередной революции?

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ».

После трех месяцев потрясений по поводу грандиозной пенсионной реформы президента Эммануэля Макрона народ Франции снова испытывает искушение покончить со своей Конституцией и начать все заново. Дух новой французской революции буквально витает в воздухе, пишет Джон Личфилд из издания Politico.

Всплеск народной ярости

Нешуточные противоречия, возникшие на почве дискуссии о повышении пенсионного возраста, по словам экспертов, вышли за рамки споров о том, должны французы выходить на пенсию в 62 или 64 года. Сегодня авторитетные французские историки и политологи говорят уже о «демократическом кризисе» или «кризисе режима».

Французский президент использовал полный арсенал своих конституционных полномочий для осуществления реформы, отвергнутой 70% взрослых французов, и это пробудило — или даже ускорило — более глубокое политическое противоречие.

Протесты во Франции
Протесты во Франции. © Соцсети

Как отмечают политологи, в эпоху интернета и формировавшегося десятилетиями презрения к элите властная квазимонархическая система власти, придуманная Шарлем де Голлем 65 лет назад, больше не работает.

Единоличные решения президента и исполнительной власти, преодолевающие результаты парламентского голосования (в соответствии со статьей 49.3 Конституции Пятой республики) реализовывались в стране 100 раз с 1958 года. Во всех этих случаях все заканчивалось не более чем ропотом оппозиционных политиков. Однако на этот раз можно наблюдать настоящий всплеск народной ярости, отчасти искусственной, но и отчасти реальной, резюмирует Politico.

Восстание «желтых жилетов» в 2018–2019 годах было лишь первой попыткой и требованием усиления народного контроля над правительством. Теперь люди на улицах с удивлением обнаруживают, что Пятая республика наделяет президента и исполнительную ветвь властью, преобладающей над парламентом и народом.

Кризис Макрона

По словам Джона Личфилда, что-то лопнуло или вот-вот лопнет в доверии Франции к своей системе правления. Страна, переживающая нервный срыв из-за скромной пенсионной реформы, вряд ли сможет легко договориться о новой конституции.

Все смены режима во Франции за последние 234 года происходили после вооруженных революций или проигранных войн, и автор надеется, что ни та, ни другая судьба Францию не постигнет.

По его мнению, это кризис непосредственно президента страны Эммануэля Макрона, а не конституционный. В первоначальной концепции Шарля де Голля президент стоял в стороне от повседневных конфликтов партий или политиков. Он поддерживал прямую связь с народом.

Президент Франции Эммануель Макрон
Президент Франции Эммануэль Макрон. © glav.su

Макрон решил реформировать Францию ​​для ее же блага, нравится это народу или нет. Он придерживается мнения, что многие беды Франции и, конечно же, ее проблемы с государственными финансами являются результатом прошлых решений президента отказаться от реформ перед лицом уличных протестов.

По мнению Макрона, специальные конституционные полномочия были созданы не просто так, он обязан их использовать, и однажды страна скажет ему спасибо.

Однако политический историк Жан Гарриг предполагает, что это неправильное прочтение не только Конституции де Голля, но и всей французской истории.

«Макрон привязан к своей институциональной легитимности, но он забывает другую легитимность, вписанную в нашу историю со времен Французской революции: необходимость прислушиваться к голосам граждан, выраженным через профсоюзы и СМИ», — говорит историк.

В этом есть правда, соглашается с Гарригом Джон Личфилд. Однако, по его мнению, сомнительно, чтобы первоначальная модель президентства де Голля могла успешно работать в менее почтительную эпоху социальных сетей.

Хаотичное восстание «Желтых жилетов» было предупреждением и в то же время напоминанием о том, почему существует Пятая республика. Никакие два Gilets Jaunes не могли договориться о чем-либо надолго. Они ненавидели всех лидеров, включая своих собственных.

Франция несовместима с парламентской демократией?

По мнению автора, возврат к более парламентской системе (или вечным референдумам, за которые выступали «желтые жилеты») может привести к возврату к запутанным системам правления Третьей республики 1930-х годов или к парламентской войне Четвертой республики с 1946 по 1958 год.

За 12 лет существования Четвертой республики сменилось 28 правительств, некоторые из них просуществовали всего несколько дней. Де Голль в 1958 году пришел к выводу, что Франция несовместима с чистой парламентской демократией. В соответствии с этой схемой президент должен председательствовать. Повседневное же управление предоставляется политикам и технократам.

Взятие Бастилии
«Взятие Бастилии».

Этот формат в некотором смысле сохранился и по сей день. Премьер-министр Макрона Элизабет Борн — технократ. В то же время правительство технократов и парламенты, подвластные президентам, кажутся странными в нынешнюю эпоху, характеризуемую подозрительным отношением к «элитам» со стороны народа, требующего демократического «контроля» за властной системой. Неудивительно, что Конституция Пятой республики считается среди демократических стран исключительной аномалией.

Как могла бы выглядеть Шестая республика?

Парламентская система правления по британской или немецкой модели может быстро привести к перипетиям времен Четвертой республики. За парламентскую систему выступает радикальный левый блок во главе с Жан-Люком Меланшоном, хотя он зачастую ведет себя непарламентски, замечает Джон Личфилд.

Все остальные политические силы, в том числе ультраправые Марин Ле Пен, в целом поддерживают нынешнюю систему. В парламентской Франции Ле Пен никогда не могла бы быть избрана премьер-министром, сейчас же у нее есть слабая надежда стать президентом на выборах в два тура.

Одним словом, сегодняшняя Франция явно жаждет политических перемен, так как жить и управляться в прежнем формате Пятой республики она уже не в состоянии, о чем свидетельствует происходящее на улицах (и не только). Во Франции жаждут «перемен», хотя единого мнения об их сути и направлении по-прежнему нет.

Макрон пообещал возобновить институциональную реформу, по сути, воздействуя на нынешнюю систему, однако его надежды на достижение согласия по чему-либо существенному в оставшиеся четыре года близки к нулю, резюмирует Джон Личфилд.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+24

 

   

Комментарии (0)