+29
Сохранить Сохранено 7
×

Физики-ядерщики помогли искусствоведам установить истинные цвета древнерусских фресок


Физики-ядерщики помогли искусствоведам установить истинные цвета древнерусских фресок

Реставрация

Российским учёным удалось определить истинные цвета древнерусских фресок в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря и церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде, а также в Смоленском соборе московского Новодевичьего монастыря. Для того, чтобы сделать это, реставраторам и искусствоведам пришлось привлекать физиков-ядерщиков.

Физики из группы нейтронного активационного анализа Лаборатории нейтронной физики Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне применили целый ряд специфических методов, чтобы выяснить, какого цвета должны были быть облачения святых на средневековых росписях.

По словам старшего научного сотрудника группы Ольги Филипповой, сотрудники лаборатории начинают исследования с помощью портативного прибора рентгенофлуоресцентного анализа (РФА). Прикладывая аппарат к фреске, они проводят экспресс-анализ элементного состава красок.

«С помощью портативного спектрометра мы можем прямо на месте назвать элементный состав. Есть характерные элементы, которые определяют цвет пигмента: например, присутствие ртути в красной краске говорит об использовании киновари, напротив, большое количество железа указывает на красную охру. Спектрометр обладает некоторой глубиной проникновения — мы видим все красочные слои до штукатурки. Но в результате мы узнаем только общий состав, будто цвета перемешали. Чтобы точно послойно установить пигменты, мы берем пробу и анализируем ее уже в лаборатории», — рассказала «Газете.Ru» Филиппова.

Для более точного исследования фресок ученые помещают образцы в поток нейтронов, обрабатывают снятый спектр и вычисляют точный элементный состав средневековой краски. На всё исследование от снятия образца до первых результатов уходит от полутора до двух месяцев.

«Большинство элементов мы видим с чувствительностью 1 атом на 1 млн других. Для некоторых, например, золота соотношение более точное — 1 на 1 млрд. На основе элементного состава мы можем говорить об использованных материалах: пигментах и штукатурках», — объяснил начальник ГНАА ЛНФ ОИЯИ Андрей Дмитриев.

С помощью технологий ОИЯИ удалось, например, установить подлинный цвет плаща Георгия Победоносца на фреске XII века из Георгиевского собора Юрьева монастыря. Сейчас он чёрно-коричневый, хотя канон требует, чтобы одеяние этого святого было красным. Но исследование элементного состава фрески показало, что живописец использовал нестабильные свинцовые белила, «перекрасившие» плащ.

Плащ новгородского Георгия Победоносца до и после реставрации
Плащ новгородского Георгия Победоносца до и после реставрации

«Есть пигменты, которые меняют цвет на противоположный из-за различных воздействий. К ним относятся и свинцовые белила — они сначала имеют белый цвет, но потом из-за разных факторов — жизнедеятельности бактерий, перепадов температуры и влажности — разлагаются и становятся черными. Такой пигмент мы обнаружили в изображении святого Георгия Победоносца», — добавил Дмитриев.

Сейчас физики, искусствоведы и реставраторы ведут совместное исследование фресок Успенского собора Московского Кремля, чтобы по данным анализа красок верифицировать закупочные документы XVII века на материалы. Но эта задача выглядит посложнее — реставраторы XIX и начала XX столетий спокойно прописывали новые росписи поверх старых современными им материалами.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+29

 

   

Комментарии (0)