+25
Сохранить Сохранено 7
×

Есть ли связь между атакой на Крымский мост и зерновой сделкой?


Есть ли связь между атакой на Крымский мост и зерновой сделкой?

Зерновая сделка, имеющая официальное название «Черноморская зерновая инициатива», прекращена до лучших времён. Это главная новость июля. Основная причина — невыполнение Меморандума о взаимопонимании между Российской Федерацией и ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки.

Как известно, меморандум подписывался вместе с Соглашением об экспорте зерна с Украины, то есть в едином пакете. Однако ООН не приняла действенных мер для выполнения взятых на себя обязательств. С нашей стороны предпринимались неоднократные попытки вразумить международную организацию и ключевых игроков на этом рынке, однако безуспешно. И вот долгожданный результат. Согласно заявлению МИД от 17 июля, российская сторона возражает против дальнейшего продления зерновой сделки, отзывает гарантии безопасности судоходства, сворачивает морской гуманитарный коридор, восстанавливает режим временно опасного района в северо-западной части Чёрного моря и отзывает своих представителей из Совместного координационного центра (СКЦ) в Стамбуле.

Вслед за этим состоялись заявление Минобороны России и истерика украинской стороны, что подлило масла в пепел черноморской инициативы. Недавно Киев атаковал Севастополь и Крымский мост беспилотными летательными аппаратами и безэкипажными катерами (БЭК). Как это было и раньше, тут же поднялась риторика о том, что БЭК применялись под прикрытием зернового коридора.

Зачем торпедировать черноморскую инициативу?

С 21 сентября прошлого года Украина произвела восемь атак с применением 27 БЭК, и все они, как ни крути, производились со стороны зернового коридора, так как иного направления не предусмотрено географией.

Схема украинских атак с применением БЭК под прикрытием «зернового коридора».
Схема украинских атак с применением БЭК под прикрытием зернового коридора. Инфографика автора.

Получилась работа под прикрытием, так как с нашей стороны действовали те самые гарантии безопасности, ради которых мы даже покинули остров Змеиный. Именно тогда Киев спекулировал на теме надвигающегося продовольственного кризиса, ссылаясь на тотальный российский контроль над северо-западной частью Чёрного моря.

Вторил ему и Запад. А дальше простая статистика: атаки 22 марта на Севастополь и 24 мая на «И. Хурс» выполнялись после продления зерновой сделки. Конечно же, были и другие, причём ежемесячно, но они как-то не привязываются к теме нашей толерантности. В этот же раз система дала сбой. Такое впечатление, что Зеленский пошёл ва-банк после саммита НАТО в Вильнюсе (11–12 июля), на котором ему, с одной стороны, дали от ворот поворот, а с другой, создали Совет Украина — НАТО. Зерно ведь лишь номинально украинское, а по факту в значительной степени принадлежит американским корпорациям Cargill, DuPont и Monsanto.

Девятая атака против патрульного корабля Черноморского флота «Сергей Котов» выполнялась 25 июля, уже после прекращения зерновой сделки. В отношении всех применённых средств атаки отмечу, что это не MANTAS T12 американской компании Maritime Tactical Systems, как считают многие эксперты (сам заблуждался). По информации Naval Technology, MANTAS модификаций Т5, T6, T8 и Т12 приводятся в движение электродвигателем от аккумуляторной батареи компании Oakridge Global Energy Solutions и имеют крейсерскую скорость около 11 узлов, а максимальную 24–32 узла.

Дальность хода под электромоторами без подзарядки батарей — от 23 до 60 миль. Маловато будет, так как для атак на Севастополь и тем более на Крымский мост с территории Украины требовалось преодолеть около 160 и 320 миль соответственно. Так что традиционная схема с катером, при которой этот параметр зависит от объёма топливного бака, явно предпочтительнее. Факт наличия двигателей внутреннего сгорания на украинских БЭК установлен. Появилась версия и о том, что это были переоборудованные гидроциклы, что вполне правдоподобно. Кстати, на разнице расстояний и времени взрывов несложно рассчитать и крейсерскую и экономскорость БЭК. Она получится равной где-то семи узлам, а время отхода от украинского берега — около 06:00 15 июля.

Возможным, но не бесспорным является мнение о неких судах-матках под удобным флагом. Но спускать (грузить, перегружать) БЭК с неприспособленной палубы танкера Khudayar Yusifzade или высокобортного Beks Loyal, как считает некая группа хакеров, то ещё удовольствие. А уж перевозить взрывоопасные предметы — полный идиотизм. Это равнозначно тому, чтобы сесть на бочку с порохом и поджечь фитиль.

 Слева танкер Khudayar Yusifzade (бывший Gobustan), справа танкер Beks Loyal (бывший Antikeros).
Слева танкер Khudayar Yusifzade (бывший Gobustan), справа танкер Beks Loyal (бывший Antikeros). Источник: vesselfinder.com.

Если и транспортировать на каком-либо судне БЭК с последующим спуском на воду, то удобнее это делать на болгарском пароме Drujba класса Ro-Ro со специальной аппарелью в корме. Он осуществляет регулярные рейсы по маршруту Бургас — Батуми, несёт флаг государства — члена НАТО и с 13 по 17 июля выполнял рейс и погрузочно-выгрузочные работы в указанных портах. Не на нём ли путешествовала фура со взрывчаткой в сентябре прошлого года? Ведь, как доложил президенту России глава Следственного комитета Бастрыкин, маршрут движения грузовика проходил в том числе через Болгарию и Грузию, которые разделяет Чёрное море, а соединяет как раз этот паром. Проторенная дорожка получается.

Грузопассажирский паром Drujba на переходе из Бургаса в Батуми 22 июля 2023 года.
Грузопассажирский паром Drujba на переходе из Бургаса в Батуми 22 июля 2023 года. Источник: vesselfinder.com.

И всё-таки, кому и зачем надо было торпедировать черноморскую инициативу? У кого есть мотив к её прекращению? Цены на зерно на мировых биржах пошли на взлёт, а беднейшие страны как были ни с чем, так и остались. На Западе же завели старую шарманку. Британская The Guardian пишет: «Россия держит человечество в заложниках из-за сделки с черноморским зерном». Ложь, но она подогревается, в том числе созывом только что созданного Совета Украина — НАТО. Тогда Зеленский — расчётливый провокатор.

Скорее всего, ему надо было вывести Россию из процесса, чтобы исключить контроль персонала СКЦ за возможными поставками вооружений. Но при этом остаться «под зонтом», чтобы российские ракеты по гуманитарным соображениям не прилетали в зерновые порты на Дунае и Чёрном море. Ведь контрнаступление, о котором так долго говорили на Банковой, не задалось. Не зря ведь из Киева прозвучало: Украина намерена продолжать выполнение зерновой сделки и без России.

А ещё было бы неплохо столкнуть Россию с НАТО. На этом фоне кому-то померещилась даже война на море. Отставной адмирал Джеймс Ставридис заявил, что США могут сопровождать суда с зерном и в случае угрозы открывать огонь по кораблям ВМФ России. Кому же, как не ему, магистру гуманитарных наук в области права и дипломатии, доктору философии в области международных отношений, не знать морское право и право в войне на море. Впрочем, это о чём? Он же американец… Но просто убрать Россию с этого поля не удалось.

Судоходство временно опасно, просим не беспокоить

Из заявления Минобороны России: с 00:00 по московскому времени 20 июля 2023 года все суда, следующие в акватории Чёрного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения. Соответственно, страны флага таких судов будут считаться вовлечёнными в украинский конфликт на стороне киевского режима. Ряд морских районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Чёрного моря объявлены временно опасными для судоходства. Ничего удивительного, всё в рамках международного права.

Декларация о праве морской войны 1909 года предусмотривает, что нейтральное судно (судно под флагом любого государства, не являющегося стороной конфликта) конфискуется и вообще подвергается тем последствиям, коим оно подлежало бы, если бы было неприятельским торговым судном, которое принимает прямое участие в военных действиях, находится под начальством или под контролем особого лица, помещенного на судно неприятельским правительством, зафрахтовано целиком неприятельским правительством, привлечено к перевозке неприятельских войск или к передаче сведений в интересах неприятеля.

В случаях, предусмотренных настоящей статьей (ст. 46), товары, принадлежащие собственнику судна, равным образом подлежат конфискации. Не перегружая текст цитатами, добавлю, что под товарами в первую очередь понимается военная контрабанда, и её перечень тоже определён в Декларации. Вот такое оно, право морской войны.

Объявление временно опасных для судоходства районов из-за военной деятельности тоже является нормальной международной практикой, направленной на обеспечение безопасности торговых судов без различия флага.

 Временно опасный для судоходства район в северо-западной части Чёрного моря, объявленный с 24 февраля 2022 г.
Временно опасный для судоходства район в северо-западной части Чёрного моря, объявленный таковым с 24 февраля 2022 года. Инфографика автора.

Такой район уже объявлялся и действовал с началом специальной военной операции, пока не была заключена зерновая сделка.

А пока мы имеем право на военно-морской контроль, остановку и досмотр любых гражданских судов, которые попадут под подозрение в коммерческой перевозке грузов военного назначения и попытаются пройти в порты Украины. Надо сказать, что Великобритания в 1982 году в отношении Фолклендских (Мальвинских) островов поступила жёстче, объявив, что в 200-мильной зоне вокруг них любые обнаруженные суда и летательные аппараты станут ее законными целями.

Кстати, блокаду, как считают некоторые, Россия не объявляла. В этом нет необходимости, так как её основной целью является недопущение прохода сил и войск противника через блокадную зону, а ВСУ по морю ходить уже не на чем. Однако можно вспомнить ещё один британский пример от бывшей владычицы морей, объявившей 2 ноября 1956 года морскую блокаду египетского побережья с целью воспрещения доступа к портам, через которые могло поставляться оружие Египту из Советского Союза и других стран (Суэцкий кризис). Чем не пример для подражания? Или это другое?

Черноморский флот не станет применять оружие против гражданских судов, если они будут соблюдать установленный режим плавания и выполнять требования командиров военных кораблей. Разъяснение по этому поводу дал МИД: российская сторона будет делать запросы о грузах, которые перевозят суда в Чёрном море, при необходимости досматривать их, прежде чем принимать какие-либо меры.

Проведённое на днях учение по изоляции района, временно закрытого для судоходства, с отработкой задержания судна-нарушителя и применения ракетного оружия демонстрирует готовность к подобного рода действиям, если у кого-то возникнут сомнения. Как говорится, «наш бронепоезд стоит на запасном пути», но под парами, вдруг Ставридис конвой поведёт…

Враг хитёр и коварен. Огонь!

В ответ на прекращение участия в зерновой сделке и заявление России последовал демарш Киева с намерением продолжать её через территориальные воды Турции, Болгарии и Румынии. Вслед за этим оборонное ведомство Украины заявило, что с 00:00 21 июля 2023 года все суда, следующие в акватории Чёрного моря в направлении морских портов России, могут рассматриваться как перевозящие грузы военного назначения, со всеми соответствующими рисками. А с 05:00 20 июля Украина запрещает судоходство в районах северо-восточной части Чёрного моря и Керчь-Еникальского канала.

Тут они, конечно, погорячились, однако некоторые изменения в морском трафике происходили. Это несложно было заметить при сравнении данных мониторинговых ресурсов. Поток судов между проливом Босфор и портами России с 22 по 25 июля редел, но не исчезал. Отмечались суда под флагами Белиза (MY MERAY), Панамы (SHAMAN) и даже Великобритании (EMERALD BAY). Интересно, британцы тоже могут попасть под украинскую раздачу? Хотелось бы посмотреть… Следовали они в порт Кавказ через Керчь-Еникальский канал.

 Судоходная обстановка в Чёрном море и британское извещение мореплавателям.
Судоходная обстановка в Чёрном море и британское извещение для мореплавателей. Инфографика автора по данным информационных ресурсов vesselfinder.com/ru и msi.admiralty.co.uk.

Не изменили курса и другие судоходные компании. В этом плане интересно опубликованное гидрографической службой Великобритании извещение (UK Hydrographic Office, на рисунке выше): «Из-за недостатка информации не всегда возможно обеспечить полную актуальность морских изданий Адмиралтейства в отношении новых опасностей или изменений в навигационных средствах. Поэтому морякам рекомендуется проявлять особую осторожность при плавании в украинских водах». А где они ещё остались? Правильно, в северо-западной части Чёрного моря, куда никто и не ходит. Трафик гражданских судов в направлении российских портов, пока писалась эта статья, восстановился.

Военно-морским силам Украины нечем осуществлять военно-морской контроль, он могут создать только угрозу международному судоходству, если будут применять те же БЭК, но это будет уже другая история. Атака любого гражданского судна без проведения процедур, предусмотренных международным гуманитарным правом, является военным преступлением.

Не это ли хочет в очередной раз записать Киев на свой счёт? Реальным является только проводка судов в территориальных водах сопредельных государств и по Дунаю. До сих пор в ходе специальной военной операции воздействие на судоходство по нему не оказывалось, включая омываемые берега Украины с портами Рени, Измаил, Килия и Вилково. Попасть в них из Чёрного моря, равно как и выйти в него, можно через основные судоходные пути — международный Сулинский канал (глубина судового хода 7,32 метра), украинский канал устье Быстрое (глубина судового хода 4,5 метра) или румынский Дунай — Чёрное море (глубина судового хода 4–5,5 метров). Но это будут уже гораздо меньшие объёмы перевозок. Для сравнения: порт Одессы принимает суда дедвейтом 30 000 тонн, а Измаил — только до 18 369 тонн.

Возможные маршруты «зернового коридора» без участия России.
Возможные маршруты зернового коридора без участия России. Инфографика автора.

Однако ни у кого уже не вызывает сомнений тот факт, что под прикрытием зерновой сделки через порты Украины на Дунае поставлялось оружие и продукция двойного назначения (топливо, например). Не просто же так на территории Румынии в непосредственной близости от морских и речных портов находятся склады ВиВТ армии США. «Ридус» писал об этом в статье «Трансатлантический „экспресс“: кто и как поставляет оружие и снаряжение на Украину» ещё в октябре прошлого года. Использовались в военных целях и порты Одесса, Черноморск и Южный, включённые в зерновую сделку.

Выход России из нее взбесил Киев по причине того, что тем самым Москва развязала себе руки для нанесения ударов по военным целям в этих портах. Ведь районы их размещения были единственными, куда ещё не долетали наши ракеты и ударные беспилотники. Впрочем, до Одессы уже долетали: ювелирно у причала в Рабочей гавани, рядом с зерновым терминалом, был уничтожен средний десантный корабль «Юрий Олефиренко». А после прекращения сделки — некий «тральщик или минный заградитель», как писали СМИ, скорее всего «Балта». Так что… как там в «Марше артиллеристов» на слова Виктора Гусева и музыку Тихона Хренникова: «Артиллеристы, Сталин дал приказ!»

В Стамбуле всё спокойно, в Вашингтоне и Брюсселе хорошая погода

Информационная среда продолжает кипеть, а эксперты выдвигают различные версии. У каждого своя правда и свой мотив. Но если посмотреть официальную хронику, включая зарубежную, то Реджеп Тайип Эрдоган, который активно продвигал зерновую сделку, спокойно отнёсся к произошедшему. По информации Forbes, главными получателями не совсем украинского зерна стали Китай (восемь миллионов тонн), Испания (шесть миллионов тонн), Турция (3,2 миллиона тонн), Италия (2,1 миллиона тонн) и Нидерланды (два миллиона тонн). Все довольны. Российская авиация приступила к тушению лесных пожаров, которые разбушевались в провинциях Анталья, Маниса и Кахраманмараш. Российский турпоток в Турцию превысил доковидные показатели, пришлось даже поднять цены. Турецкий лидер уехал в зарубежную командировку, но обещал вернуться и поговорить с Путиным в августе.

В Вашингтоне заявили о сосредоточении на поддержке стран, особенно Глобального Юга и Африки, чтобы они призвали Россию вернуться к соглашению. Как отметила Саманта Пауэр, такое возвращение возможно только при условии, что Россия будет гарантировать безопасность грузов и их перевозка будет осуществляться без каких-либо проблем. Вполне логично.

Брюссельский обком провёл консультации в рамках созванного Совета Украина — НАТО, на котором осудили решение России выйти из черноморской зерновой сделки. Заодно осудили и всё остальное, кто бы сомневался. Решили, что ситуация в Чёрном море сложная, необходимо повысить бдительность, усилить ведение воздушной разведки, а поставленные боеприпасы перепрятать…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+25

 

   

Комментарии (0)