Эмират, шариат и общинность: как Афганистан будет строить свою экономику

- 17 сентября 2021 00:13
- Танай Чолханов, Исламовед
Поднимая афганский вопрос, я в последнее время встречаю в социальных сетях и в личном общении огромное количество скептиков. Мнения разнятся, начиная от полностью пессимистических, типа «они дикари и государственность им неведома», заканчивая умеренно — пессимистичными, например «никто им не даст ничего там построить». Постепенно я постараюсь сформулировать ответы на все эти вопросы в своих статьях.
Но главный вопрос, который интересует абсолютное большинство моих подписчиков и читателей касается исламской экономической модели.
Как Афганистан, освобожденный от внешнего влияния, будет строить свою экономику?
Основы исламской экономики
Экономика исламских стран отличается от экономики светского государства.
Заинтересован в создании сильной и развитой экономики и обновленный Афганистан. Сейчас задача новой администрации — остановить скатывание страны в пропасть, укрепить, на сколько это возможно, национальную валюту и обеспечить людям рабочие места. Афганистан, в первую очередь, должен стабилизировать экономику. Необходимо дать людям работу и социальную защищенность. Показатели экономического роста и рост благосостояния населения можно обеспечить только в экономически стабильном государстве.
Содержание идеи исламского экономического порядка и вытекающие из нее права содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека.
Ниже — ее положения, которые касаются экономической деятельности.
В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества.
Недра Афганистана бесконечно богаты природными ресурсами, которые требуются сегодня на мировых рынках. Эта скалистая земля скрывает в себе золото и драгоценных камни, медь и железо. Сегодня мир переходит на безуглеродные технологии.
Афганистан — одна из немногих стран, недра которой содержат поистине фантастические запасы дефицитного лития, столь необходимого сегодня для производства энергоемких элементов питания.

Страна располагает богатейшими запасами нефти (Сари-Пуль, Ангот, Кашкари) и природного газа (Шибирган, Ходжа-Гугердаг, Джаркудук). На разведанных месторождениях они составляют 200 млн тонн и 137 млрд кубометров соответственно. В недрах Афганистана имеются запасы каменного угля. Крупнейшие месторождения: Шабашек (общие запасы более 50 млн тонн), Дарваза (20 млн т), Каркар и Дудкаш (12−15 млн тонн).
Разумеется, потребуются инвестиции для разработки этих месторождений. И, конечно же, США будет вводить все новые санкции, стараясь уничтожить всякие попытки молодого государства подняться на ноги. Но уже сейчас с временным правительством Афганистана ведут интенсивные переговоры такие страны, как Китай, Катар, Иран, Индия и, разумеется, соседний Пакистан. Необходимо так же заметить, что оккупационный режим, который был создан США в Афганистане, практически не уделял никакого внимания развитию добычи природных ископаемых. Долгосрочные проекты были невозможны при такой нестабильной обстановке в стране.
Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (шариатом).
В этом пункте говорится о том, что вся экономическая деятельность должна носить законный характер. Для сегодняшнего Афганистана это более, чем актуально. Посредством оккупации, американцы создали в стране власть, которая больше походила на мафиозную группировку. Коррупция, похищения людей с сопутствующей работорговлей и наркотрафик — вот, пожалуй, вся экономика Афганистана в период американской оккупации страны.
Правовой базис
Сегодня ситуация меняется в явно лучшую сторону. За торговлю и употребление наркотиков, за работорговлю и содержание малолетних секс-рабов установлена смертная казнь. Казнокрадство жестоко карается. Отряды полиции снова вышли на работу. На местах вновь создаются органы самоуправления. Разумеется, для того, что бы навести порядок полностью, потребуется какое-то время.
Каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов.

Согласно исламской правовой традиции признаётся и охраняется государством право частной (личной) собственности, в том числе на земельные участки. Однако необходимо учесть такой принцип исламского права как «земля принадлежит Аллаху и правители правоверных», исходя из которого, мусульмане-правоведы выводили правило о том, что государство могло лишить человека статуса собственника земельного участка и передать вещь в публичную собственность, с возмещением такому лицу действительной стоимости имущества. Такие действия возможны как раз при необходимости национализации собственности, например, для строительства на определенных землях заводов, электростанций и других сооружений.
Шариатское правило гласит о том, что всякий акт отнятия собственности, совершаемый государством, без достаточного на то основания, считается несправедливым относительно формы, но действительным и обязательным относительно сущности акта.
Исламские правоведы уже несколько веков тому назад разрешили вопрос о том, что является недвижимым имуществом. Согласно исламскому праву собственности недвижимым имуществом является только земельный участок — сооружения, строения, дома, которые находятся на чужом земельном участке, называются исламским правом (фикхом) «спекулятивной собственностью» (ихтикар). Такое право собственности на строения, здания может быть прекращено в любое время по требованию собственника земельного участка с компенсацией предыдущему владельцу стоимости такого имущества. Исходя из этого правила, продажа земельного участка влечёт и продажу «посевов», зданий, строений и растительности (деревья), которые находятся на этом земельном участке в момент заключения сделки по купле-продаже участка земли.
Социальная защита
Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «закятом» и выделяемую в соответствии с Законом.
Данный пункт говорит об обязательности социальной защиты людей. Говоря о социальной защите, на ум, прежде всего, приходят бедные и нуждающиеся. Если в обществе не существует социальных гарантий то это общество, разумеется, обречено на обнищание.
В Коране сурово порицаются те, кто не защищает права бедных и обездоленных:
«Но нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство» (сура аль-Фаджр 89/17−19).
Кроме того, отказ в помощи нуждающемуся в Коране считается одним из признаков неверия: «Когда им говорят: „Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах“, — неверующие говорят верующим: „Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении“» (сура Йа-Син 36/47).
Разумеется, в переходный период в Афганистане проблема социальной защиты встанет особенно остро. И справится с ней будет не легко, это потребует максимальной консолидации всего общества.
Общинная экономика

Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться.
Исходя из этого пункта, управление производством должно быть мудрым и централизованным. По своей сути, это модель плановой экономики. Собственно, в условиях жестких санкций и разбитой войной экономики, ничего другого, вероятно, воплотить в жизнь не получится. Государственный контроль за всеми сферами экономической деятельности неминуем.
Для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии, чрезмерное лоббирование коммерческих интересов, ростовщичество, принудительные меры при заключении сделок и публикацию лживой рекламы.
Очень важный пункт, за исполнением которого новому аппарату придется строго следить. Сама по себе плановая модель экономики не подразумевает жесткую политику в отношении производителей. Но при разгуле коррупции и криминала во всех структурах власти прежней администрации, коммерческий сектор придется долго отучать от всего этого. Обман, спекуляции, взятки за уничтожение бизнеса конкурентов — это то, чем была пропитана вся экономика Афганистана благодаря «американской демократии». Теперь с этой «демократией» придется бороться временному правительству.
В обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не нарушают исламские законы и ценности.
Совершенно очевидно, что экономическая активность должна быть направлена на созидание и развитие. С точки зрения шариата, запрещено все, что приносит вред отдельному человеку или обществу в целом. Таким образом, в исламской стране нельзя открыть казино, публичный дом и другие подобные вещи. Нельзя торговать алкоголем и наркотическими веществами. С другой стороны, под строгим запретом находятся так же сомнительные продукты питания и вредящие здоровью пищевые добавки. На производствах, потенциально опасных для окружающей среды должны быть предприняты все меры, сводящие риски аварий и выбросов к минимуму.
Разумеется, описываемая в рамках данной статьи модель это достаточно идеализированный взгляд на вещи. Никто сейчас не может с точностью прогнозировать, как будет развиваться ситуация в регионе. Но пока что временное правительство Исламского Эмирата Афганистан старается действовать согласно этой программе выхода из кризиса. Сможет ли Афганистан справиться с ситуацией, судить трудно. Но, с учетом огромного интереса к региону как непосредственных соседей Афганистана, так и других стран, перспективы развития у региона вполне реальные.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: