Эксперты «Авито Авто» рассказали, как подготовить автомобиль к зиме
- 17 ноября 2025 07:31
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Зима уверенно продвигается по России. Минусовая температура и снег уже добрались до Москвы. Опытные автомобилисты давно сменили резину. Но для полноценной подготовки к сезону морозов, слякоти и реагентов этого недостаточно. Эксперты «Авито Авто» специально для «Ридуса» собрали подробные рекомендации, которые помогут подготовить автомобиль к зиме, не забыв ничего важного.
Протестируйте аккумулятор
С понижением температуры аккумулятор теряет часть емкости, а запуск двигателя требует больше энергии. Поэтому стоит убедиться, что батарея полностью исправна. Клеммы следует очистить от окислов, обработать токопроводящей смазкой и плотно зафиксировать — слабый контакт может привести к перебоям в работе электрики. Измерьте напряжение мультиметром — значение ниже 12,5 В говорит о необходимости зарядить аккумулятор.
Протестируйте работу генератора. Включите печку, обогрев стекол, ближний свет и снова сделайте замеры на клеммах аккумулятора — в норме показатель не опускается ниже 13 В. Также загляните в руководство по эксплуатации автомобиля и проверьте регламент замены приводного ремня — обновите его, если срок уже подошел.
Проверьте систему охлаждения
Охлаждающая жидкость отвечает не только за стабильную температуру двигателя, но и за работу «печки» в салоне. Уровень антифриза должен находиться между отметками min и max на расширительном бачке, а сам состав — быть прозрачным, без осадка. Менять жидкость следует каждые 2−3 года или 50−60 тысяч км пробега, а также при обнаружении ее загрязнения.
Запустите и прогрейте двигатель, включите «печку» и убедитесь, что теплый воздух равномерно поступает во все зоны салона. Если поток холодный или слабый, причин этому может быть несколько: недостаточное количество антифриза, неисправность термостата или вентилятора отопителя, засорение фильтра салона и другие. Устранять такие проблемы лучше в сервисе, где систему промоют и восстановят циркуляцию жидкости.
Замените моторное масло
Со временем моторное масло теряет свою эффективность, а специальные присадки в его составе для защиты двигателя перестают работать. Если с момента последней замены прошло больше года или пробег авто преодолел отметку в 10−15 тысяч километров, масло и масляный фильтр лучше заменить.
Важно убедиться, что выбранный состав подходит вашему автомобилю по вязкости. В маркировке, например, 15W-40, первые цифры с буквой W (winter) показывают, как жидкость поведет себя в морозы, следующие после дефиса — максимальную рабочую температуру летом.
На схеме — подробная классификации вязкости моторных масел:
Для средней полосы России обычно подходят варианты 5W-30 или 5W-40, которые сохраняют текучесть до −30 °C. Для регионов с регулярными морозами ниже −35 °C стоит рассмотреть масла 0W-30 или 0W-40, но строго в пределах рекомендаций производителя.
Обновите свечи зажигания или накаливания
У бензиновых двигателей свечи зажигания стоит проверять каждые 30−60 тысяч километров для никелевых деталей и 60−100 тысяч километров для платиновых или иридиевых. В дизельных моторах камеры сгорания прогревают свечи накаливания — их ориентировочный интервал замены составляет от 80 тысяч километров для металлических и до 160 тысяч километров для керамических. Точные показатели для своей модели вы можете найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При отсутствии точных данных о типе деталей разумно проверять их состояние каждые 50 тысяч километров, а особенно перед наступлением холодов. Изношенные свечи приводят к трудностям при запуске мотора, его нестабильной работе и повышенному расходу топлива.
Подготовьте топливную систему
В отличие от бензина дизельное топливо делится по сезонам. Зимнее отличается тем, что не парафинизируется и сохраняет текучесть при низких температурах — это важно для эффективной работы двигателя и топливной системы. На заправках такой тип ДТ появляется, как правило, в октябре.
Еще одна важная рекомендация, уже для обоих типов двигателя, — проверить срок замены топливного фильтра. Обновлять его рекомендуется каждые 20−40 тысяч км пробега для бензина и 10−20 тысяч км для дизеля. Это поможет избежать перебоев в подаче топлива при низких температурах.
Оцените состояние тормозной системы
Зимой сцепление с дорогой становится хуже из-за снега и льда, поэтому особенно важно, чтобы тормозная система работала исправно. Изношенные компоненты могут снижать эффективность торможения и приводить к скрипам в системе и вибрации рулевого колеса. Оценить выработку деталей можно по остаточной толщине. Для колодок критическим считается износ до 2−3 миллиметров, для дисков — в соответствии с рекомендациями производителя, указанными в руководстве или на поверхности элемента.
Тормозная жидкость — гигроскопична, с возрастом она впитывает влагу, снижая эффективность всей системы. Поэтому в инструкциях, как правило, рекомендуют менять состав раз в два года или каждые 40−60 тысяч километров пробега. Также обновлению подлежит помутневшая или потемневшая жидкость, вне зависимости от достижения сроков выработки ресурса. Делать это лучше с помощью профессионалов — в сервисе очистят тормозные механизмы от грязи и соли, промоют и прокачают всю систему, удалив из нее воздух.
Проверьте шины и давление
Согласно Правилам дорожного движения, использование зимних шин обязательно с 1 декабря по 28 (или 29) февраля. Однако Минтранс России рекомендует менять резину, когда среднесуточная температура опускается до +5 °C и наступают первые постоянные заморозки. Кроме того, по правилам дорожного движения глубина протектора на зимнем комплекте должна составлять не менее 4 миллиметров — это обеспечивает надежное сцепление с обледенелым и снежным покрытием.
Также с наступлением холодов стоит проверить давление в шинах: каждые 10 °C оно снижается примерно на 0,1−0,2 бара. При этом недокачанные колеса увеличивают расход топлива и ухудшают управляемость, а перекачанные — уменьшают площадь контакта с дорогой и делают машину менее устойчивой. Поэтому давление в шинах следует отрегулировать в пределах, рекомендованных производителем.
Подготовьте все для идеальной видимости
Короткий световой день, снегопады и «каша» на дорогах требуют отдельного внимания к созданию хорошего обзора. Протестируйте фары и фонари, замените перегоревшие лампы. В бачок стеклоомывателя залейте зимний омыватель, рассчитанный на минимальные температуры региона, иначе летняя жидкость замерзнет, прекратит подачу и, возможно, даже выведет насос из строя. Также замените щетки стеклоочистителя — зимние «дворники» не теряют эластичность от холода и справляются с грязью на лобовом стекле даже в сильные морозы.
Позаботьтесь о кузове
Зимой на состояние кузова особенно влияют перепады температур, соль и реагенты. Поэтому еще до наступления морозов подготовьте автомобиль к суровым условиям: тщательно вымойте машину, уделяя особое внимание аркам и порогам, затем осмотрите ЛКП и подкрасьте все сколы, нанесите защитный воск или полимерное покрытие. В сервисе можно дополнительно обработать днище и скрытые полости антикоррозийным составом — это защитит металл на несколько лет. Резиновые уплотнители дверей обработайте силиконовой смазкой, чтобы они не примерзали.
Дополните содержимое багажника
Кроме обязательного комплекта вещей, опытные водители всегда имеют при себе базовые инструменты и буксировочный трос. Зимой этот набор стоит дополнить теплой одеждой, проводами для «прикуривания», щеткой и лопатой. Если планируются поездки по бездорожью, лучше также приобрести цепи противоскольжения и антипробуксовочные траки — компактные и эффективные инструменты, чтобы вытащить авто из колеи и усилить сцепление со скользкой поверхностью. Устанавливать их можно вручную, прямо в дороге, когда необходима дополнительная помощь.
«Подготовка автомобиля к зиме требует отдельного внимания. Проверив основные узлы и жидкости, резину и содержимое багажника, вы обезопасите себя от большинства распространенных проблем в зимний период. А профилактика в сервисе обойдется значительно дешевле, чем ремонт машины, не пережившей морозы», — заключают в «Авито Авто».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: