+13
Сохранить Сохранено 7
×

Двухэтажные поезда: за и против


Двухэтажные поезда: за и против

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Последние несколько лет на российских железных дорогах появляется всё больше и больше двухэтажных поездов. Появились они впервые в 2013—2014 годах, а сейчас уже обслуживают 26 направлений. В перспективе предполагается заменить ими плацкартные вагоны, чтобы пассажиры ездили в большем комфорте. Действительно ли двухэтажники удобнее одноэтажных плацкарт и купе? Давайте разберёмся.

РЖД любит двухэтажники особой любовью, запуская их каждый год на новых маршрутах. И вот уже подобные картины — норма.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Первый маршрут двухэтажного поезда Москва — Адлер, на котором я ездил в 2014 году.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

А сейчас такие составы курсируют из Москвы в Питер, Анапу, Казань, Пензу, Кисловодск, Оренбург, Петрозаводск, Самару, Ижевск, из Питера в Мурманск, Кострому, Белгород, из Ростова в Сочи.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В скором времени планируется перевести на двухэтажники маршрут Москва — Тольятти.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

На двух этажах помещается 16 купе и, соответственно, 64 места (32 — в люксе). Разумеется, хочется поехать сперва именно на втором этаже.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

С него всё такое высокое!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Место начала Чертковского обхода на магистрали Москва — Ростов.

Интересно, что места на первом этаже нумеруются стандартно. А вот на втором почему-то с 81-го по 112-е.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Вообще, конечно, выглядят вагоны и снаружи и внутри довольно комфортно и модно. Хочется в таком проехать, факт.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Но, разумеется, есть и нюансы. И главный из них — недостаток места. Очевидно, что двухэтажность «съедает» пространство, и если пассажиры ещё как-то могут с комфортом разместиться, то вот их багаж — уже нет. Той самой легендарной «полки над проходом» или просто третьих полок тут нет в принципе! А пространство под нижними полками меньше, чем в обычном купе (опять же экономия на каждом сантиметре).

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Обратите внимание на верх купе второго этажа. Из-за того, что оно под самой крышей, скос вагона находится прямо над второй полкой. Если вы будете спать головой к окну, то прямо в него упрётесь! Поэтому, когда я там ехал, спал головой к двери.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Кстати, в 2014-м мне повезло, что я ехал всю дорогу один.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

А теперь представьте, что в такое купе сели четыре человека с сумками, баулами, пакетами. Представьте, как они будут друг друга стеснять!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

На втором этаже в коридоре не постоишь не помедитируешь на проносящиеся пейзажи. Не, ну если ты ребёнок или карлик, то можно. А если обычный взрослый человек, то сделать это можно лишь присев или сильно скрючившись. Иначе верхняя кромка окна окажется в лучшем случае на уровне подбородка. Ну и классических откидных сидушек тут тоже не предусмотрели (а зря). Выходит, что эти окна на втором этаже вообще мало полезны.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Поэтому для комфортного созерцания пейзажей через окна приходится спускаться на первый этаж. Но там уже не будет того чувства высоты. Кстати, в них вы будете видеть противоположную сторону: вагон так спроектирован, что купе разных этажей расположены на разных сторонах.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Ну и внутривагонная лестница небезопасна. Особенно при резких толчках есть риск полететь с неё. Опять же, усложняется процесс посадки с тяжёлыми вещами: даже если вы их дотащили без лестниц до платформы, то внутри вагона по-любому без преодоления ступенек чемоданы не донести до купе. А представьте, каково ходить в вагон-ресторан? Постоянно вверх-вниз придётся перемещаться.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Кстати, о вагоне-ресторане. Он тоже устроен интересным образом. Внизу обычно бар и кухня.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В принципе, он даже выиграл за счёт того, что теперь ему предоставлено два этажа, можно и кухню больше сделать, и обеденный зал.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Из интересного: раздельный сбор мусора. Вот это было неожиданно!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Забавно, что над лестницей повешено зеркало. Видимо, чтобы не столкнуться с поднимающимся человеком с кипятком в руках.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Кстати, о кипятке. Увы, прекрасный титан в двухэтажниках отсутствует. Вместо этого вот такой офисный автомат с полутёплой водой. Иногда отдельный кипятильник есть ещё и у проводника. Но в целом, конечно, с горячей водой тут проблема. Этот автомат быстро опустошается и долго нагревается. А представьте, что 64 человека одновременно захотели заварить себе дошираку?

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Кстати, туалетов тут три. То есть примерно по одному на 21 пассажира. Это лучше, чем в плацкарте (27 пассажиров на туалет), но хуже, чем в одноэтажном купе (18).

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Двухэтажные поезда есть уже не только у РЖД. Железнодорожный перевозчик «Гранд Сервис Экспресс», ездящий в Крым, тоже ими обзавёлся. Сейчас двухэтажники ходят по маршруту Москва — Симферополь.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

А в Воронеж и Брянск ходят двухэтажные сидячие поезда. Тоже интересный вариант.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Так что если подытожить, то моё мнение такое: двухэтажные поезда имеют право быть, но ни в коем разе они не должны заменять собой обычные плацкартные, да и купе. Пусть остаются и те и другие. У двухэтажников есть своя ниша и свой пассажир, а у одноэтажников — свой. Походники, байдарочники, велосипедисты, пассажиры с животными, да и многие другие — им такие тесные купе никак не подойдут. Да и мы, когда ездили, вынуждены были детскую коляску в тамбуре держать.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Проблема тут только в том, что они как раз заменяются. Там, где раньше ходили плацкарты, теперь начинают ходить двухэтажники. Вот только проблема в том, что стоят они часто дороже. Потому что это всё же купе, а не плацкарты, и на них не распространяются субсидии. А порой двухэтажник остаётся единственной возможностью уехать.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Одноэтажный поезд с классическими вагонами может на нужной станции не останавливаться, иметь неудобное расписание или вообще отсутствовать. Как быть условным байдарочникам и барахольщикам — не очень понятно. Сдавать всё в багажный вагон?

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

И если на верхние места (у тех самых скосов) стоимость билетов ещё как-то может быть сопоставимой с плацкартой, то у нижних она обычно вообще космическая.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Источник

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+13

 

   

Комментарии (0)