Друзья Карлсона. Фоторепортаж

- 20 июля 2012 20:33
- Редакция
Я уже рассказывал про малую авиацию в нашей стране, тогда это был рассказ про легкие самолеты типа Цессны. Сейчас летать над просторами нашей страны намного проще, чем, скажем, лет шесть-семь назад. Очередная серия о покорителях воздуха — рассказ о вертолетчиках. Каждый год вертолетный клуб «Аэросоюз» проводит внутренние соревнования под названием «Кубок Карлсона». Я был на этих соревнованиях в прошлом году, был и в этом. Поэтому в отчете присутствуют фото и прошлогодние, и снятые неделю назад. Те, где хорошая погода, грязная матрица и все старше на год, это свежие фото.
В прошлом году на подъезде к Яхроме (именно там находится вертолетный клуб) я попал в многокилометровую пробку. Стоял и думал, что было бы здорово сесть где-нибудь на МКАДе в вертолет и минут за пятнадцать оказаться под Яхромой.
Как оказалось, это реально. Можно позвонить и заказать вертолет-такси. Он заберет вас с одной из многочисленных подмосковных площадок и доставит на нужное место. В аэропорт, например, или в Питер. В Питер лететь всего три часа.
«Аэросоюз» не только оказывает всяческие услуги, но и объединяет людей по интересам. Т.е. это самый настоящий клуб. Сюда может прилететь любой владелец вертолета и ему будут рады. Нередко останавливаются зарубежные гости, тут есть небольшая гостиница, сервис, заправка.
Несколько раз в год члены клуба собираются на массовые вылеты в Европу, Америку, Африку. Да и по России летают регулярно, у клуба есть филиалы в нескольких крупных городах, в том числе в Новосибирске и Ухте. А в этом году клуб прилетал на Нашествие. Земфира прилетела на сцену на Робинсоне «Аэросоюза».
Между тем на площадку клуба прибывают участники соревнования. Этот экипаж — победители всего и вся Максим Сотников и Олег Пуоджюкас. Уже не первый год они выигрывают в этих соревнованиях.
Сами соревнования проходят рядом на поле. Жители поселка постоянно в курсе последних вертолетных событий. Правила и инвентарь незамысловаты. Вертолет должен припарковаться в определенной точке.
Точность до сантиметра. «Перелетай!»
В команде пилот (сидит справа) и оператор. Пилот, соответственно, пилотирует, а оператор получает инструкции, инвентарь и выполняет всю тяжелую работу.
Упражнение «Почтальон». На земле стоят три бочки, вертолет на определенной высоте облетает их несколько раз, а оператор должен попасть в бочку мешочком или кеглей.
С земли все кажется просто, а на самом деле от винта идет сильная волна воздуха, вертолет может покачиваться, да и вообще, целиться метров с пятнадцати в небольшое отверстие довольно трудно.
Не попал.
Техника у всех разная. Кто-то кидает вперед, кто-то вбок. Многое зависит от пилота и слаженности.
Выигрывает тот, кто за меньшее время попадет большее количество раз.
Следующий!
Человек, похожий на Пуговкина, и есть Олег Пуоджюкас. Видимо делится опытом с молодым пилотом.
Ему объяснять ничего не надо, а вот пилота инструктируют перед прохождением упражнения.
Кусочек интервью Олега: «Никак не мог понять, что я неправильно делаю в упражнении «Развозка грузов», выполняю все, как обычно, но не получается. Посмотрел твое видео и сразу все видно. Кисть поворачиваю не в том направлении». Профессионал.
Посмотреть на соревнования собираются не только вертолетчики, но и их друзья, знакомые да и просто местные жители. В этом году выступало семь экипажей и присутствовало около ста зрителей. Одна из разновидностей «Почтальона». В бочку на веревке опускается кегля, потом поднимается и опускается в следующую бочку.
В последней бочке кегля оставляется вместе с веревкой.
Говорят, что под вертолетную площадку можно оформить пяточок практически на любом земельном участке. Нужно только согласование с администрацией и документы на землю. Ну и деньги с желанием. Кстати, в свободное от соревнований время поле, как и большинство не застроенной подмосковной земли, простаивает без дела.
Все знают, что рассказывают охотники и рыбаки. А что рассказывают летчики? «Лечу я, значит, низЕнько-низЕнько…»
Еще одно упражнение «Слалом». Конечно, вертолеты не загоняют в флажки, все же это больше любительские соревнования. Оператор держит длинную веревку, к концу которой привязано ведро с водой. Задача провести ведро через шесты-заборы и расплескать как можно меньше.
Опять же выигрывает тот, кто быстрее довезет наибольшее количество воды. Кстати, совершенно не обязательно участвовать в соревнованиях на своей технике. При наличии свидетельства пилота-любителя гражданской авиации можно было летать на вертолетах клуба.
Пока команды выполняют задания, расскажу немного о клубе и вертолетах.
Что же представляет из себя клуб? Это небольшая территория с несколькими посадочными площадками, административным зданием и ангарами для техники.
Красавец Bell 407. Используется клубом как аэротакси для перелетов на значительные расстояния.
А это самый распространенный, самый практичный, самый доступный… Короче, самый-самый в мире Robinson R44.
На уличных площадках проходит мелкий ремонт, тестирование оборудования, заправка и подготовка к полету. В Robinson установлен карбюраторный поршневой двигатель, работающий на бензине 100 LL. В крайнем случае можно заправлять Аи-95 и он все равно будет летать. Очень удобно в путешествиях: не надо искать аэродромы с заправками, достаточно наличия обычного автомобильного бензина.
Расход у Робинсона порядка 50-ти литров в час. Если вспомнить, что пробок в небе нет, а за час можно преодолеть около двухсот километров, расход получается как у большого джипа.
«Живут» вертолеты в специальных ангарах. По территории они перемещаются на колесах и специальных тележках-тягачах.
Вот тут они и отдыхают. Хозяин сам решает, хранить ли свой вертолет у себя на приусадебном участке или ставить в клубный ангар. Те, кто хранят вертолеты в клубе, чаще всего еще и сдают их. Таким образом отбиваются не только затраты на хранение и обслуживание, но и появляется прибыль. Все как с лошадьми.
В соседнем боксе ремонтная мастерская. По статистике, Робинсоны не только самые распространенные и неприхотливые аппараты любительского класса, но и самые безопасные. Не зафиксировано ни одной аварии по вине отказа оборудования, только ошибки пилотов. Статистика штука строгая, с ней не поспоришь.
Это более серьезная техника Eurocopter AS350.
Тут уже больше грузоподъемность, больше приборов, вообще другой класс. На него установлен более мощный газотурбинный двигатель и в него уже не зальешь 95-й бензин, только авиационный керосин. Да и расход тут раза в четыре больше.
Если театр начинается сами знаете с чего, то практически любое другое заведение начинается с ресепшена, по-русски — регистратуры. Тут можно получить любую информацию о клубе, мероприятиях, оставить заявку на полет, записаться на курсы и много чего еще.
На первом этаже наличествует бар и кафе, а на втором бильярд, небольшой музей и выставка фотографий клуба. Там можно залипнуть надолго. И понять, что вертолетный туризм открывает новые горизонты, о которых, возможно, даже не догадывался. Вот, к примеру, подборка фотографий с полетов над Америкой. Или Европой.
Тут же находятся гостиничные номера и рубка диспетчера. Если услышите позывной «Волен-Вышка», это тут. Он координирует полеты над территорией клуба, от него же уходят запросы на полеты в управления воздушным движением. Можно позвонить в клуб и подать заявку за сутки или, если срочно, за два часа. Обязательно указывается время полета, место старта и посадки. С недавнего времени запросы стали уведомительными, т.е. просто сообщается, что борт такой-то в такое-то время вылетит оттуда-то туда-то.
Наглядно показано, что при сильном ветре летать на маленьком вертолете опасно. «Взрослые» модели менее прихотливы к погоде.
После подсчета всех баллов проходит церемония награждения. Это прошлый год, но люди практически те же, что и в этом
Прошлогоднее групповое фото. На заднем плане координаты клуба, точно не заблудитесь.
А это уже свежее фото.
На закуску самое интересное. Что же видит пассажир Робинзона? Пилотировал вертолет шеф-пилот клуба Сергей Царегородцев, он же доставил на Нашествие Земфиру Талгатовну.
Окрестности Яхромы.
Сергей профессиональный летчик с большим стажем. Начинал на военных самолетах, потом попробовал пилотировать Ми-8 и перешел на вертолеты. Участвовал в боевых действиях. Сейчас обучает членов клуба, водит группы во время полетов. Настоящий профессионал, R44 в его руках как послушная игрушка. Говорит, что может сделать на вертолете большинство фигур высшего пилотажа, включая петлю Нестерова, да вот Робинзон слишком легкий и многого не позволяет. Хотя и за те десять-пятнадцать минут, что мы летали, впечатлений мне хватило
Железнодорожный мост через канал им. Москвы. Очень хорошо охраняется и детально разглядеть его можно разве что вот так, с вертолета.
Ничто человеческое пилотам не чуждо. Легким движением руки Сергей задирает дамам юбки
«…Отважных летчиков и моряков…» Да.
В заключение, хочется сказать, что удовольствие это очень не дешевое. Только пятнадцатиминутный полет будет стоить вам около 6 тысяч рублей, летный час такси около 20. Сам Robinson R44 в России стоит порядка 17-23 миллионов, есть машины с налетом, они немного дешевле. Добавьте сюда затраты на содержание, хранение, лицензию пилота и получите довольно круглую сумму.
Но даже если у вас нет возможности пройти 42-х часовые курсы пилота и купить себе вертолет, прокатитесь хоть раз пассажиром в легком вертолете. Это незабываемые ощущения, которые вы не получите в более мощных машинах, а тем более в самолетах.
Кстати, в конце августа на этом же поле в Дракино будет проводится 14-й Чемпионат Мира по вертолетному спорту. Отличная возможность познакомиться поближе!
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: