+1
Сохранить Сохранено 7
×

Деньги на Победу и нацпроекты: смогут ли дивиденды Сбера укрепить государство?


Деньги на Победу и нацпроекты: смогут ли дивиденды Сбера укрепить государство?

© коллаж / ridus.ru

В поисках ресурсов для финансирования самых актуальных государственных задач и покрытия дефицита бюджета на первый план вышла инициатива, предложенная главой комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Он видит решение в увеличении дивидендных выплат от одной из крупнейших государственных компаний — Сбербанка. Речь идет о предложении направлять на дивиденды 90% прибыли вместо текущих 50-ти. Этот шаг, по замыслу автора идеи, способен не только пополнить казну, но и дать мощный импульс для роста отечественного фондового рынка, создав эффект домино для всей финансовой системы страны.

Как всё это работает

На полях финансового форума «Финополис» в начале октября прозвучало предложение, способное изменить подходы к формированию бюджетных доходов. Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков озвучил стратегию, направленную на одновременное решение двух задач — укрепления бюджета и стимулирования фондового рынка.

Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков. © Госдума

Ключевая идея законодателя заключается в пересмотре дивидендной политики Сбербанка в сторону увеличения доли распределяемой прибыли: «Если бы Сбер направил на дивиденды не 50%, а 90% прибыли, его капитализация значительно бы выросла», — аргументировал свою позицию депутат.

Экономический расчет подтверждает перспективность этого подхода. По подсчетам экспертов, в период с 2026 по 2028 год бюджет может получить около 1,2 трлн рублей доходов от дивидендов Сбербанка. На ближайший 2026 год поступления оцениваются в 795 млрд рублей, из которых половина будет направлена в Фонд национального благосостояния. При этом сам банк придерживается ранее утвержденной стратегии, подтвердив намерение выплачивать 50% чистой прибыли по итогам 2025 года.

В условиях дефицитного бюджета предложение увеличить дивидендные отчисления от системообразующего финансового института звучит логично: такой шаг не только позволил бы избежать дополнительной нагрузки на экономику, но и закрыл бы насущные потребности государственной казны, а заодно и создал бы мощный стимул для роста капитализации всего фондового рынка, где акции Сбера традиционно относятся к числу наиболее востребованных активов.

Бюджетный маневр: от дивидендов — к национальным проектам

Экономист Евгений Коган приводит конкретные цифры, позволяющие оценить масштаб потенциального влияния на бюджет.

«В 2025 году Сбер выплатил акционерам 786,9 млрд рублей дивидендами — это 50,6% от прибыли по РСБУ. Половина этих денег, 393,5 млрд рублей, ушла в бюджет через ФНБ, так как государству принадлежит контрольный пакет в 50% плюс одна акция», — констатирует эксперт.

Он же указывает на прогноз Минфина, ожидающего от банка около 400 млрд рублей дивидендов в 2026 году при сохранении текущей нормы выплат.

«Но если бы Сбер платил не 50%, а 90%, то бюджет получил бы уже более 700 млрд рублей, — продолжает Коган. — Это поступления всего из одного источника, причем крупнейшей корпорации». Экономист предлагает сравнить эти суммы с другими бюджетными статьями. Например, повышение НДС до 22%, по оценкам Минфина, принесет дополнительные 2,3 трлн рублей в 2026 году.

«Дивиденды Сбера в 90% от прибыли могли бы дать четверть этой суммы. А вот отмена льгот по НДС для покупки отечественного ПО даст всего 25 млрд рублей — это просто несопоставимые величины», — подчеркивает эксперт.

Для наглядности Коган приводит примеры из проекта бюджета на 2026 год: «На модернизацию и строительство школ заложено свыше 400 млрд рублей — ровно столько, сколько Сбер перечислил в ФНБ в этом году. Этих же средств хватило бы на две другие важные статьи: модернизацию коммунальной инфраструктуры (182,3 млрд рублей) и на ликвидацию аварийного жилищного фонда (более 160 млрд рублей)».

Эксперт заключает, что если бы поступления от Сбера достигли 1 трлн рублей, это покрыло бы половину суммы, заложенной на финансирование всех национальных проектов, на которые направят порядка 1,9 трлн рублей.

Решение двух задач одним ударом

Экономист Никита Кричевский поддержал предложение Аксакова.

«Я нахожу эту инициативу заслуживающей права на жизнь. Основной акционер у Сбера — государство. Все остальные акционеры в расчет не берутся, потому что решает государство: Сбер — государственный банк, имеет 50% и 1 акцию, значит, это контрольный пакет», — напомнил эксперт в интервью «Ридусу».

Экономист видит в предложении двойную пользу: «Получается, предложение Аксакова решает сразу две задачи: пополняет бюджет без удара по населению и стимулирует фондовый рынок». Эксперт напоминает о поставленной президентом цели удвоить капитализацию фондового рынка России к 2030 году и считает, что высокие дивиденды по популярным у россиян акциям Сбера простимулируют рост всего рынка.

Поддержку инициативе оказывает и аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов, который смотрит на ситуацию с точки зрения рынка капитала.

«Отечественные инвесторы традиционно уделяют повышенное внимание дивидендному вопросу, и увеличение нормы дивидендных выплат до 90% могло бы стать хорошим драйвером роста акций „Сбера“, да и рынка в целом», — заявил «Ридусу» эксперт.

Додонов подтверждает, что параллельно это помогло бы правительству в борьбе с дефицитом бюджета.

Что важно, идея не чужда и финансовому блоку правительства. Прямым подтверждением этому служат слова министра финансов Антона Силуанова: «Мы стимулируем все госбанки, чтобы они платили дивиденды». Глава Минфина пояснил эту логику тем, что большая часть крупнейших банков — государственные, и увеличение дивидендов является для бюджета более эффективным механизмом, чем прямое повышение налога на прибыль для этой отрасли.

Самая важная цель

Обсуждая инициативу депутата Аксакова, эксперты указывают не только на необходимость пополнить казну для реализации национальных проектов, но и на выполнение самой актуальной на сегодняшний день цели: государству нужны деньги на Победу. Дополнительные сотни миллиардов рублей точно нашли бы свое применение в рамках выполнения задач специальной военной операции на Украине.

© АГН «Москва»

Впрочем, по словам экономиста Никиты Кричевского, у крупнейшего государственного банка существует масса иных способов для того, чтобы направить деньги на СВО другими путями.

«Самый простой вариант — это профинансировать или выдать льготные кредиты оборонным предприятиям. И для этого не надо принимать какие-то решения, достаточно решения Сбера и на этом все и закончится. Более того, я уверен, что Сбер активно участвует и без наших советов в финансировании СВО. У нас все крупные госкомпании в той или иной форме участвуют в этом финансировании, как и все мы», — отметил эксперт.

Более того, даже такая благая цель, как поддержка целей СВО, может столкнуться с суровой реальностью корпоративных процедур в публичном акционерном обществе. Член экспертного совета Института фондового рынка и управления Михаил Беляев в интервью с «Ридусом» напомнил о крылатом выражении Карла Либкнехта о том, что «капитал не признает отечества».

«Мы должны вспомнить, что высшим органом управления акционерного общества, коим является Сбербанк, выступает общее собрание акционеров, а вовсе не Анатолий Аксаков или Герман Греф. Именно они решают, какая часть от прибыли должна распределяться на дальнейшее содержание акционерного общества, какая часть пойдет на его дальнейшее развитие, а какая останется для выплаты по дивидендам», — пояснил Михаил Беляев.

Эксперт указывает на возможное сопротивление миноритарных акционеров: «Вполне возможно, что эти самые акционеры могут запросто торпедировать предложение Аксакова. И даже если инициатива будет исходить от высшего менеджмента, торпедировать ее может практически любой миноритарий. Так что здесь может быть такой вот камень преткновения».

Сомнения и риски: взгляд скептиков

Инициатива главы комитета Госдумы по финансовому рынку не обошлась и без критики. Экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин в беседе с «Ридусом» поставил под сомнение саму целесообразность увеличения перечислений, исходя из текущей бюджетной политики.

«Деньги на что-то полезное, скорее всего, направлены не будут, потому что, скажем, при корректировке бюджета на текущий 2025 год поддержка промышленности была сокращена более чем на 200 миллиардов рублей, но эти деньги не были направлены даже на погашение дефицита, эти деньги были просто заморожены на счетах федерального бюджета» — отметил парламентарий.

По словам собеседника «Ридуса», если бы государству действительно нужны были бы эти деньги на реализацию нацпроектов или финансирование армии, то представители государства в совете директоров Сбербанка не увеличивали бы дивиденды, а организовали целевое финансирование, «если бы кого-то в совете директоров действительно интересовали бы проблемы бюджета».

Наконец, звучат предупреждения и о потенциальных рисках для самого Сбербанка. Игорь Додонов, несмотря на свой оптимизм относительно рынка, признает: «Выплаты в 90% от прибыли могут означать снижение возможностей по развитию банка, а в будущем также могут привести к ослаблению капитальной позиции и проблемам с устойчивостью. И учитывая большую значимость „Сбера“ для российской экономики, я думаю, что власти вряд ли пойдут на такую меру».

Аналогичную озабоченность высказывает и Евгений Коган, отмечая, что высокая payout-политика может в будущем привести Сбер к проблемам с капиталом и отсутствию денег на развитие.

Дискуссия вокруг дивидендной политики Сбербанка вышла далеко за рамки финансового вопроса отдельной корпорации: она затрагивает фундаментальный выбор между моделями пополнения казны под наиболее актуальные статьи расходов и стимулирования экономики. Тем временем аргументы сторонников возможного бюджетного маневра сталкиваются с резонными замечаниями о корпоративных рисках и практической эффективности бюджетных расходов.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)