Чубайс: уже скоро мир поделят между собой новые элиты
- 05 августа 2021 00:23
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Отказ человечества от нефти и газа приведет к формированию новых мировых элит, считает спецпредставитель президента России по связям с международными организациями Анатолий Чубайс. По его мнению, глобальный энергопереход — это новая технологическая революция, по масштабу охвата экономики и радикальности сравнимая лишь с процессами конца XVIII — начала XIX века. И эта революция в течение ближайшего десятилетия приведет к глобальной страновой перегруппировке.
Не позже конца 2020-х годов сформируется группа лидеров, которые уйдут в отрыв и образуют новую мировую элиту XXI и, вероятно, XXII веков, предупредил Чубайс в письме, которое оказалось в распоряжении «РБК».
В общей сложности новая технологическая революция «займет всего около 30-50 лет», прогнозирует Чубайс. А у России, как водится, в ней особый путь. «В силу уникальной роли топливно-энергетического комплекса в российской экономике, ее природного и технологического потенциала и географического положения таким же уникальным (в страновом смысле) окажется и удар, который будет нанесен этой революцией по российской экономике, и возможности, которые одновременно перед ней открываются», — говорится в письме.
Россия уже готовится: еще в июне премьер-министр Михаил Мишустин решил создать рабочие группы «по адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу». Их задача — определить риски и возможности «безуглеродной мировой диеты» для российской экономики, оценить сценарии «по всем развилкам» и выработать оптимальный. По данным «РБК», за последний месяц в правительстве прошла в закрытом режиме серия дискуссий на эту тему.
Шутки кончились
Мировая климатическая повестка откровенно переходит в раздел экономики, и российские власти, безусловно, это видят. Затихли разговоры о глобальном потеплении, не высчитывается прирост градусов. Зато все обсуждают углеродный налог: с каких товаров его взимать, как считать углеродный след, платить или нет
По сегодняшним нормам получается, что наши компании, пока что только нескольких отраслей, должны выплачивать углеродный налог. Он, может быть, небольшой, но тем не менее получается, что эти деньги из страны будут уходить. И я думаю, основная задача правительства сейчас — создать свой механизм взимания у себя углеродного налога и добиться, чтобы его признали на международном уровне, чтобы эти деньги оставались в стране, — сказал он «Ридусу».
Что же касается глобального энергоперехода в целом, пока он есть только на словах и на бумаге, отмечает эксперт, но на деле почти ничего нет. Нет рынка выбросов: все еще только ждут, как он будет развиваться, сколько будет стоить тонна СО2, что будет дешевле: например, у себя провести модернизацию для сокращения выбросов или просто налог заплатить. Все говорят о водороде, но рынка тоже нет вообще никакого, в том числе рынка автомобилей на водороде. Есть только отдельные элементы, у кого-то одна-две модели, но массово они не ездят по дорогам.
Все ждут сейчас. И в этих условиях компаниям нефтегазового сектора ничего не остается, как просто продолжать свою основную деятельность, — отмечает эксперт.
В любом случае резкого перехода не будет. И не факт, что традиционные добывающие отрасли в результате умрут. Да, определенная доля добычи нефти и газа сократится, но что-то пригодится для нефтехимии, а из газа будут делать тот же водород. Вполне возможно, найдется и другое применение «энергетическим изгнанникам».
Как до Луны
Люди практически всегда переоценивают скорость технологических инноваций, отмечает главный аналитик компании Esperio Лев Кравец. Согласно представлениям массовой культуры середины ХХ века, человечество уже сейчас должно передвигаться на летающих машинах, победить все болезни и колонизировать другие планеты.
Ничего из этого за последние 40-50 лет так и не удалось достичь, хотя ряд успехов в указанных направлениях, конечно же, были сделаны. И это не значит, что нам не удастся перейти на «летающие машины» или освоить ближний космос, просто произойдет это значительно позже, — уточняет эксперт.
Для примера он предлагает вспомнить черно-белый фильм 1902 года «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. Реальный космический корабль «Апполон-11» прилунился 24 июля 1969 года, всего через 67 лет после фильма. Если сопоставить этот временной интервал с текущими представлениями массовой культуры о будущем, среди которых «чистая энергетика» — обязательный элемент, то окажется, что реализуются они примерно к концу ХХI века, в 2080—2090 годах.
По словам аналитика, это неплохо подтверждается и расчетами, в которых в базовом сценарии к 2050 году доля угля, нефти, газа, атомной энергетики в энергетическом балансе мира будет составлять около 80%. Конечно, в некоторых наиболее богатых странах энергетический баланс может быть чуть больше смещен в сторону «зеленой» энергии, но не сильно.
Так что история об энергопереходе в ближайшие несколько десятков лет, конечно, выглядит очень благородно: всем хочется, чтобы экология была как можно более чистой. Но в основе экономического роста лежат другие принципы, напоминает эксперт: это рентабельность, в данном случае рентабельность генерации электроэнергии. А если так, то «забота» США и ЕС о сохранении экологии, с учетом нынешнего низкого уровня развития «зеленых» технологий, на поверку выглядит как инструмент для конкуренции и лоббирования интересов национального бизнеса.
Где здесь есть место для новой элиты или для изменения статуса стран, непонятно. Скорее, все останется без изменений, потому что никто, кроме наиболее богатых стран, не сможет себе позволить столь дорогую электроэнергию, — констатирует аналитик.
Каким ты был, таким ты и остался
Не видит причин для смены элит и Игорь Юшков (по крайней мере, с точки зрения глобальной политики). Именно западные страны возглавляют энергопереход по той простой причине, что у них собственные углеводороды заканчиваются, а сильно зависеть от импорта очень не хочется. Если бы у Европы не истощались месторождения, она бы прекрасно жила с углеводородами и не пыталась бы искать замену, уверен эксперт. Что касается США, тут логика несколько сложнее: раз эта история развивается и ты не можешь ей противодействовать, надо ее возглавить. Поэтому они тоже активно включились в развитие «зеленого» тренда.
В рамках энергоперехода западные страны не просто сохранят элитный статус, но еще и попытаются укрепить свои позиции, прогнозирует аналитик. И это большая угроза для нефтедобывающих государств. Если раньше, благодаря доходам от экспорта ресурсов, они были хотя бы экономической элитой, то теперь рискуют и это потерять.
С ними и так считались, исключительно чтобы сохранять поставки углеводородов и потому, что у них есть деньги. Теперь их этот современный элитарный Запад затолкает обратно в донефтяную эпоху, на уровень начала ХХ века, — предупреждает аналитик.
В экономическом плане действительно может образоваться новая элита, допускает он. Но вряд ли именно этот сценарий подразумевает Чубайс. Дело в том, что для возобновляемой энергетики тоже нужны ископаемые ресурсы (литий, кобальт, всевозможные редкоземельные металлы), чтобы производить аккумуляторы, микросхемы. И эти элементы сосредоточены по миру гораздо кучнее, чем углеводороды: их запасами могут похвастаться буквально 10-15 стран, тогда как месторождениями нефти и газа обладают десятки государств.
При этом свыше 50% залежей редкоземельных металлов приходится всего на четыре страны, и они далеко не на Западе. В основном эти запасы находятся в Китае. Так что КНР и несколько стран из Южной Америки и Африки могут сформировать новую экономическую элиту, потому что у них будут вот эти ископаемые, которые необходимы для возобновляемой энергетики.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: