+4
Сохранить Сохранено 7
×

Что ждет «Адмирала Кузнецова», и нужны ли России авианосцы


Что ждет «Адмирала Кузнецова», и нужны ли России авианосцы

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Единственный российский авианосец (если быть более точным — авианесущий крейсер) отправляется на капитальный ремонт. По различным оценкам он может продлиться от двух до трех с половиной лет. Чем могло быть мотивировано это решение и есть ли ему альтернативы?

© Марина Лысцева/ТАСС

С мечтою об авианосцах

Судьба российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», во многих отношениях показательна. Судьба советской программы развития большого океанского флота во многом отразила те противоречия и парадоксы, которые были характерны для военной политики СССР после 1945 г.

После окончания Второй Мировой войны горячим сторонником строительства авианосного флота был адмирал Н. Г. Кузнецов, чьё имя носит корабль. Нарком военно-морского флота находился под сильным впечатлением от американских операций на Тихом океане, когда ВМС США внесли решающий вклад в разгром островной Японской империи. При этом стержнем американского морского могущества выступали именно авианосцы. После японского нападения на Пёрл-Харбор колоссальные возможности американской промышленности позволили США в течение нескольких лет ввести в строй более двадцати эскадренных и более сотни вспомогательных эскортных авианосцев. К моменту капитуляции Японии американский флот составлял 70% от морских сил всех стран мира, вместе взятых. Американская морская мощь стала для адмирала Кузнецова эталоном и своеобразным ориентиром при составлении планов развития советского флота. Он мечтал о создании мощных и сбалансированных корабельных соединений для действий в дальней океанской зоне, но И. В. Сталин не разделял его энтузиазма.

Николай Герасимович Кузнецов

© wikimedia.org

Над и под водой

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз лежал в руинах. Начавшаяся вскоре после победы над Германией Холодная война не позволяла рассчитывать на сокращение сухопутной армии. Основным приоритетом измождённой страны стало создание ядерного оружия. Не менее затратными, чем ядерная, оказались программы создания баллистических ракет и тяжёлых бомбардировщиков. Острый дефицит ресурсов не позволял Сталину поддержать амбициозные проекты Кузнецова. Ставка была сделана на массовое строительство подводных лодок проекта 613 и легких надводных кораблей, крупнейшими из которых стали крейсера проекта 68-бис. Планы строительства быстроходных линкоров, линейных крейсеров и авианосцев были отложены на неопределённое будущее.

Ресурсы решают все

При всех своих недостатках Сталин умел чувствовать границы возможного. К сожалению, о преемниках вождя этого сказать было нельзя. Холодная война началась и закончилась при однозначном преимуществе США и их западноевропейских союзников, к числу которых относилось большинство экономически развитых стран на планете. Строго говоря, удивляться нужно не тому, что СССР в конечном итоге эту войну проиграл, а скорее тому, что ему удавалось выдерживать такое противостояние на протяжении столь длительного времени. Однако проблема общей нехватки ресурсов не должна подменять собой проблему неправильного и неэффективного использования ресурсов, фактически имевшихся в наличии. Утрата политической элитой СССР умения формулировать приоритеты военного строительства, и таким образом экономить силы в условиях неизбежного дефицита материальных средств, имела для Советского Союза самые печальные последствия, поскольку в поединке с Западом он выступал слабейшей стороной. Низкий институциональный статус вооруженных сил внутри советской партийно-политической системы, серьёзно препятствовал поиску оптимальных решений в области национальной обороны.

Непродуманность и непоследовательность

Вслед за второй и последней отставкой Кузнецова в 1956 г. на флоте началась тридцатилетняя эпоха адмирала С. Г. Горшкова. При нём советский ВМФ стал вторым по численности после американского флота, но оборотной стороной деятельности Горшкова и стоявшего за ним бессменного руководителя советского ВПК Д. Ф. Устинова была непродуманность и непоследовательность кораблестроительных программ. Ракетные корабли и подводные лодки строились в больших количествах, но настоящим бичом советского флота стала разнотипность параллельно эксплуатируемых кораблей и систем вооружения. Палубная авиация, а также инфраструктура берегового базирования флота оставались в пренебрежении.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», 1994 год

© Александр Чумичев /ИТАР-ТАСС

На грош пятаков

Погоня за миражом океанского флота на фоне нехватки средств на строительство полноценных авианосцев приводила к неизбежным компромиссам и паллиативам. Тяжёлые авианесущие крейсера проектов 1143 («Киев») и 1143.5 («Адмирал Кузнецов») стали гибридом авианосца и ракетного крейсера. Желание снизить их стоимость привело к тому, что советские ТАКР не имели атомной силовой установки и по водоизмещению значительно уступали американским «Нимицам». Авиагруппа авианосцев класса «Киев» была представлена вертолётами и самолётами вертикального взлёта Як-38 с их весьма скромными боевыми возможностями. Хотя «Кузнецов» уже оснащался полноценными истребителями Су-33 и штурмовиками Су-25, вместо сложной в производстве паровой катапульты на нём установили трамплин, не допускавший взлёт более тяжелых самолётов. В результате корабль остался без средств дальнего радиолокационного обнаружения, аналогичных американским Grumman E-2 Hawkeye, базирующихся на тяжелых самолетах. Это резко снизило его возможности по своевременному обнаружению кораблей, самолётов и крылатых ракет противника в открытом море.

Тришкин кафтан?

После краха СССР «Кузнецов» остался единственным отечественным авианосцем. Начавшийся капитальный ремонт позволит продлить его жизнь в строю, обновить многие бортовые системы, заменить устаревшие Су-33 на МиГ-29КУБ, усовершенствовать сильно изношенную и не слишком удачную силовую установку. Но, по сути, все это является лишь очередным латанием старого и в конец заношенного «тришкиного кафтана». Никакой ремонт не в силах исправить принципиальные недостатки проекта. Главная проблема «Кузнецова» - недостаточная длина взлетной палубы, что затрудняет запуск и посадку современных самолетов. В полной мере прочувствовать это военным морякам довелось во время последнего средиземноморского похода авианесущего крейсера. Исправить этот недостаток при помощи ремонта невозможно. Чтобы в состав российского флота вошёл настоящий авианосец, такой корабль придётся строить заново.

© Лев Федосеев/ТАСС

Необходимая для этого научно-техническая, опытно-конструкторская и производственная база потребует очень серьёзных затрат. В бюджете морского ведомства таких средств нет. Увеличить бюджет моряков при нынешней экономической ситуации можно лишь за счёт перераспределения, то есть сократив в пользу флота расходы на сухопутную армию, авиацию и ракетно-ядерные силы. Но такое решение для континентальной страны потребует серьёзного обоснования.

Нужны ли России авианосцы?

В Советском Союзе, как и в Российской империи, флот не был основным видом вооружённых сил. Развитие российской экономики не зависит от контроля морских коммуникаций, и в равной степени безопасность России в военно-стратегическом смысле не требует глобальной морской мощи. Нежелание принимать в расчёт эту диктуемую географией реальность в прошлом не раз приводило к ситуации, когда в области морской политики соображения престижа ставились впереди стратегической целесообразности.

Алексей Кривопалов, к. и. н., эксперт Центра изучения кризисного общества специально для «Ридуса»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (14)

  • maclen0k
    maclen0k 24 марта 2017

    интересно, сколько из проголосовавших имеют хоть малейшее техническое представление о том, за что так рьяно голосили?

    Ответить
    1 +
  • Максимилиан
    Максимилиан 24 марта 2017

    что вы предлагаете? Сделать мини тест на проверку знаний , а затем допускать к голосованию?

    Ответить
    2 +
  • maclen0k
    maclen0k 25 марта 2017

    предлагаю насыпать колбасных обрезков. или вам милее апельсины?

    Ответить
    1 +
  • Три Студентки
    Три Студентки 04 апреля 2017

    Нужно больше авианосцев. Хороших и разных.

    Ответить
    0 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 24 марта 2017

    Для каких боевых задач (окромя специфической Сирии, да и то, так понимаю, проверки боевой готовности ради) нужны авианосцы? Калибры, вроде как, ставятся даже на малых кораблях и "бюджетных" подводных лодках. П.С: не голосовал, малейшего технического представления не имею ;)

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 25 марта 2017

    готовь сани летом..

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 25 марта 2017

    да вот ещё, а в Сирии Кузя много помог? при наземных то базах..

    Ответить
    0 +
  • Три Студентки
    Три Студентки 24 марта 2017

    Нужно обязательно отремомтировать и послать в поход.

    Ответить
    1 +
  • Ivan
    Ivan 24 марта 2017

    На сегодняшний день денег нет. Держимся. Воевать чужие прибрежные страны у нас нет ресурсов. А для обороны родного берега авианосцы не нужны

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 25 марта 2017

    ресурсы есть. по распределению не доходят..

    Ответить
    3 +
  • Ivan
    Ivan 03 апреля 2017

    Смена распределения затрагивает смену власти и строя.

    Ответить
    1 +
  • Sergei
    Sergei 30 марта 2017

    Бесспорно - авианосцы нужны России, мы морская держава. А что бы страна была сильной и богатой, не надо стоять на обочине с протянутой рукой - надо плодотворно работать и гнать паршивой метлой вороватых чиновников, наводнивших Россию.

    Ответить
    2 +
  • Sergei
    Sergei 05 апреля 2017

    Таким странам как Бенилюкс, может быть авианосцы и не нужны, но у России другой статус и российский флаг и флаг ВМС России должен реять на всех морях. Китайцы в отличии от нас, давно уже поняли эти прописные истины и всеми правдами и неправдами выкупили у хохлов, брата "Адмирала Кузнецова" и таким образом расширили границы своих китайских интересов.

    Ответить
    0 +
  • Sergei
    Sergei 05 апреля 2017

    Модернизация - это прежде всего опыт и развитие мысли, для следующего шага. Корабль , это сложное инженерное сооружение и жизнь просто заставляет пройти через все тернии к звездам.

    Ответить
    0 +