+1
Сохранить Сохранено 7
×

Что происходит в Красном море — просто война или террор?


Что происходит в Красном море — просто война или террор?

© Михаил Чекмасов

Четвёртый месяц продолжается новая арабо-израильская война, начавшаяся со вторжения группировки палестинского исламского движения ХАМАС на территорию еврейского государства из сектора Газа 7 октября прошлого года.

За Израиль вступились западные демократии в лице США и Великобритании, за палестинцев — часть исламского мира. С 19 октября йеменские хуситы из движения «Ансар Аллах» стали пытаться применять ракеты и беспилотные летательные аппараты по территории еврейского государства, но эти попытки так и не достигли целей.

Спустя месяц эта шиитская боевая организация решила перейти к асимметричным действиям и взять под контроль судоходство в южной части Красного моря и Аденском заливе, пользуясь выгодным географическим положением.

Первоначально заявлялось об атаках на торговые суда, принадлежащие и управляемые израильскими компаниями или несущие израильский флаг. Результат стал более осязаем, когда до конца ноября им удалось захватить ролкер Galaxy Leader бизнесмена Авраама Унгари и танкер Central Park компании Zodiac Maritime под флагами Багамских островов и Либерии. Но затем аппетиты боевиков выросли, и «под раздачу» стали попадать и другие.

Если ещё недавно в этом районе «люди доброй воли» боролись исключительно с сомалийскими пиратами, то теперь возникла новая угроза для международного судоходства. Однако о том, как она называется, придётся поговорить отдельно.

Хорошо известно, что через Красное море проходит жизненно важная артерия мировой торговли с тысячами морских перевозок в год, включая транспортировку углеводородов. Как и предсказывалось ранее, действия хуситов на фоне разгоревшегося ближневосточного конфликта поставили под вопрос энергетическую безопасность европейцев и американцев, что особо актуально в условиях отказа от российских поставок нефти и газа.

Но сегодня от происходящего в Красном море страдает не только эта отрасль морских перевозок, но и вся мировая торговля. Участились случаи направления судов в обход опасного района, то есть вокруг Африки. Трафик через Суэцкий канал упал на 40%. У этой «луны» есть и другая сторона: под угрозой оказались жизни гражданских моряков. Так что делать-то будем, господа демократы?

К чему призвал Совбез ООН

Совет Безопасности ООН «вдруг» вспомнил о проблеме свободы судоходства лишь 10 января наступившего года, приняв резолюцию 2722 на своём 9527-м заседании. То есть после того, как количество атакованных торговых судов стало приближаться к тридцати.

Морские инциденты в Красном море и Аденском заливе с ноября 2023 года.
Морские инциденты в Красном море и Аденском заливе с ноября 2023 года. Инфографика автора по материалам usatoday.com.

Проект резолюции был предложен США и Японией. За неё проголосовали одиннадцать и воздержались четыре государства (Россия, Алжир, Мозамбик и Китай). Оперируя Конвенцией по морскому праву 1982 года (КМП-82) в контексте борьбы с незаконной деятельностью на море и другими понятиями, СБ ООН осудил нападения хуситов на торговые суда, потребовал немедленного их прекращения и освобождения ролкера Galaxy Leader с экипажем и принял к сведению право государств на защиту своих судов. При этом были отклонены три поправки, предложенные Россией.

Таким образом, резолюция получилась с «плавающими» формулировками (что не редкость на этой международной площадке), допускающими двоякое толкование. Это позволило её авторам не только «узаконить» действия заранее сформированной коалиции для проведения операции Prosperity Guardian («Страж процветания»), но и рассматривать происходящее в отрыве от конфликта в секторе Газа. То есть, если он и закончится, не факт, что закончится эта операция. Это относится и к предложенному Израилем 22 января перемирию на два месяца. Как отметил представитель России Василий Небензя, неуместной была и ссылка на КМП-82.

Дело в том, что в качестве незаконной деятельности на море в ней рассматриваются перевозка рабов, торговля наркотиками или психотропными веществами, несанкционированное вещание из открытого моря и пиратство. Как видно, кроме пиратства больше ничего под имеющуюся реальность не подходит. Под ним понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабеж в открытом море против другого судна, или летательного аппарата, или против лиц, или имущества, находящихся на их борту вне юрисдикции любого государства (ст. 101). Да, согласно КМП-82 (ст. 105–107) против этого зла могут применяться военные корабли и летательные аппараты.

Вот только зло должно находиться на пиратском судне или пиратском летательном аппарате, что было продемонстрировано хуситами только дважды, после чего они перешли к другой тактике — созданию угрозы судоходству путём применения ракет и беспилотников-камикадзе. А это уже совсем другая история — террористическая.

Оружие пиратов — автомат Калашникова, а йеменских террористов?

Пиратство и морской терроризм, несмотря на наличие общих признаков, всё же различаются по своим целям, как считают учёные-правоведы. Для пиратов главное — обогащение и нажива, а для террористов — запугивание властей с целью выполнения их требований. Вот, собственно, с этим явлением мы и имеем дело в Красном море.

По заявлению представителя хуситов Мохаммеда Абдулсалама на переговорах в Эр-Рияде 11 января, они стремятся оказать давление на израильтян и американцев с целью добиться прекращения огня, включая снятие осады Газы и продвижение к миру и диалогу, утверждает агентство Reuters.

Однако легитимность власти хуситов в Йемене, как известно, не признана ООН. Так что действительно КМП-82 здесь ни при чём, а авторам резолюции следовало бы оперировать Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года. В ней как раз и говорится о проблемах «актов терроризма на борту или против морских судов» со ссылкой на резолюцию 40/61 Международной морской организации. Тем более что 9 декабря йеменские повстанцы заявили, что намерены подвергать атакам все суда, направляющиеся в Израиль, независимо от их принадлежности. Уже через три дня они претворили свои угрозы в жизнь — атаковали норвежский танкер Strinda с применением крылатой ракеты. Какой именно, мы ещё попробуем разобраться, но то, что это не оружие пиратов, — совершенно точно.

Как известно, после событий 2014–2015 годов (как-то синхронно с украинским Майданом) в их руках оказался значительный арсенал армии Йемена. В том числе 60 катеров, построенных эмиратской компанией Al Fattan Ship Industry. В январе 2017 года в Красном море три таких плавсредства без экипажей атаковали саудовский фрегат Al Madinah. До цели дошёл только один, взорвавшись по корме и причинив кораблю незначительные повреждения.

Как показало «вскрытие» такого экземпляра, оказавшегося в руках президентской гвардии Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), безэкипажный катер (БЭК) был оборудован радиокомандной системой управления на основе персонального компьютера в металлическом корпусе с использованием видеокамеры, приемника GPS Garmin и компас-автопилота Nexus. По представленным на веб-ресурсе Conflict Armament Research материалам нетрудно догадаться, что при создании такой креативной системы вооружения были использованы доступные коммерческие технологии.

Трофейный катер йеменских хуситов, представленный 05.03.2017 г. президентской гвардией ОАЭ.
Трофейный катер йеменских хуситов, представленный 5 марта 2017 года президентской гвардией ОАЭ. © Conflict Armament Research.

Для подрыва на борту размещалась боевая часть противокорабельной ракеты (ПКР) П-15М «Термит» (масса ВВ 375 килограмм) советского производства из боекомплекта поставленных Йемену в конце 80-х годов ракетных катеров проекта 1241РЭ «Молния» (две единицы, обе, по некоторым данным, были уничтожены во время «смуты») или береговых ракетных комплексов «Рубеж».

Впрочем, получить их они могли не только в качестве наследства от Советского Союза. БРК «Рубеж» поставлялся в Индию, Ирак, Египет, Индонезию, Сирию, Алжир, Ливию, Эфиопию. Из этих стран они могли попасть и в Йемен, несмотря на оружейное эмбарго, введённое Советом безопасности ООН в апреле 2015 года. Экспортные поставки осуществлял и Китай, который имел лицензию на их производство. Не исключено, что 18 декабря при попытке атаки на контейнеровоз MSC Clara под флагом Панамы и танкер Swan Atlantic под флагом Каймановых островов использовались такие БЭК. Ещё одна состоялась 4 января. Известны и другие образцы техники для борьбы с поставляемыми в Израиль товарами и ресурсами по морским коммуникациям. Информация о них в открытых источниках порой противоречива, но поговорим о некоторых.

В основном это иранские ПКР Noor, Qader, Khalij Fars, Al-Bahr Al-Ahmar и Fajr-4CL. Однако есть не только советский, китайский и иранский след, но и французский, и чешский, и даже украинский. В 2018 году хуситы представили в качестве собственной разработки ПКР Quds-1. Эксперты признали в ней сходство с иранской крылатой ракетой Soumar, которая представляет из себя копию советской стратегической авиационной КР Х-55. Спросите: а так можно было? Оказывается, можно, только не нам.

Дальности применения (км) противокорабельных ракет йеменских хуситов.
Дальность применения (километры) противокорабельных ракет йеменских хуситов. Инфографика автора.

До 1986 года Х-55 производились на Харьковском авиационном предприятии. В 2005 году бывший президент Украины Виктор Ющенко в интервью американской телекомпании «Эн-би-си» признался, что некоторое количество этих изделий было продано в Иран и Китай по подложному контракту.

Похоже, скопировать их полностью не удалось, и на иранской ракете появился французский турбореактивный двигатель (ТРД). После того как Quds-1 (уже якобы в хуситском упрощённом исполнении) в 2019 году были применены по объектам на территории Саудовской Аравии, по обнаруженным обломкам удалось установить наличие нелицензионной копии ТРД TJ-100 чешской компании PBS Velká Bíteš. Вот такой получается «интернационал» против судоходства.

Заявленные дальности ПКР (особенно Quds-1) позволяют контролировать значительную часть Красного моря и весь Аденский залив, но при наличии собственных и внешних источников целеуказания (ЦУ). Под собственными понимаются РЛС береговых ракетных комплексов (как, например, у БРК «Рубеж») с ограниченной дальностью обнаружения целей в силу законов физики, а под внешними — космические аппараты и авиация, коих у армии «Ансар Аллах» не имеется. Но зато есть БПЛА, предположительно иранского производства, Samad-1 (500 километров), Samad-2 (1500 километров) и Samad-3 (1800 километров), совмещающие разведывательные и ударные функции.

Косвенным подтверждением того, что ЦУ для применения ПКР идёт от них, являются комплексные атаки на торговые суда и военные корабли. Одна из таких состоялась 10 января текущего года, когда восемнадцатью БПЛА и тремя противокорабельными ракетами были атакованы корабли так называемых объединённых морских сил в составе авианосца США D. Eisenhower, американских эсминцев Gravely, Laboon, Mason и Florida и британского Diamond.

Вполне возможно, что есть и другие варианты ЦУ, например с сопровождающих торговые суда хуситских катеров, как это было при атаке на танкер с российской нефтью 12 января в 90 морских милях к юго-востоку от Адена. Ранее лидер хуситов Абдул-Малик аль-Хуси, говоря об атаках против израильских интересов на саудовском государственном новостном канале Al Arabiya English, подчеркивал, что они способны отслеживать израильские корабли и наносить удары по ним. Похоже, не блефовал.

Процветание может встать на паузу

Принятие резолюции СБ ООН 2722, как отмечалось ранее, развязало Белому дому руки для проведения операции «Страж процветания», анонсированной 18 декабря. Активные военные действия в виде ударов по объектам на территории Йемена начались 12 января. Как заявила посол США при ООН Линда Томас-Гринфилд, они были нанесены для того, чтобы прекратить «безрассудные атаки» на коммерческое судоходство в Красном море и Аденском заливе. Она добавила, что это соответствует международному законодательству и отражает неотъемлемое право США на самооборону, как указано в статье 51 Устава ООН. Казалось бы, где Америка и где Аравийский полуостров и при чём здесь эта статья из Устава?

Пояснения по этому поводу ещё в ноябре 2015 года давал юрист Илья Ремесло для МИА «Россия сегодня». В 2001 году, сразу после терактов 11 сентября в США, Совет безопасности ООН принял резолюцию 1368, указав в ней, что эти события представляли собой вооруженное нападение в контексте статьи 51 и США имеют право на самооборону. Но тогда это было непосредственно на их территории. А сейчас? Тем не менее, используя это толкование, Вашингтон самостоятельно и без санкции Совбеза проводил специальные операции за рубежом, разыскивая и уничтожая террористов в государствах, которые их укрывали. Прочитав эту и другие резолюции, написанные витиеватым юридическим языком, могу лишь удивляться тому, как умеют его трактовать на берегах Потомака в свою пользу.

Здесь стоит вспомнить, что администрация Дональда Трампа в конце его президентского срока в январе 2021 года внесла движение «Ансар Аллах» в перечень террористических организаций. Но было оно там недолго. Уже в феврале того же года администрация Джо Байдена исключила хуситов из этого списка. То ли они об этом забыли, то ли что-то пошло не так, но пришлось «давать задний ход». Семнадцатого января на брифинге для журналистов было заявлено об их возвращении в список. И хотя это решение, согласно их правилам, вступит в силу только через 30 дней, объединённые морские силы бомбят Йемен уже сейчас.

Но похоже, что единства взглядов на эту проблему у Запада нет. Ряд стран отказались от участия в операции под флагом США, и Европа заявила о своей миссии в Красном море под названием Aspis. Как отмечает немецкое издание Spiegel, военные корабли будут предназначены только для отражения атак хуситов. Уничтожение их позиций на суше останется под запретом. Очевидно, что это попытка спасти морской трафик и европейскую экономику.

Безусловным является то, что атаки на гражданские суда под любым флагом недопустимы, а корень зла скрывается под палестинским вопросом. Так может, пора остановиться и вернуться к нему? Ведь отказ от поставок российских нефти и газа, ожидаемое к февралю сокращение судоходства через Панамский канал почти на 50% из-за пересыхания питающего его озера Гатун, проблемы Суэцкого канала из-за морских боёв в Красном море и сезонное прекращение навигации по Северному морскому пути могут поставить на паузу процветание как западной демократии, так и всей мировой экономики. И никакой страж тут не поможет.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)