Что грозит Лиз Трасс на посту премьер-министра Великобритании?

- 08 сентября 2022 16:33
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
Лиз Трасс заступила на пост премьер-министра Великобритании под аплодисменты, голоса критиков и даже оскорбления. Но гораздо большей проблемой, нежели ядовитые комментарии от оставшихся не у дел представителей кабинета Бориса Джонсона, являются экономические вызовы, стоящие перед правительством Лиз Трасс.
Великобритания сталкивается с растущей инфляцией, потенциальной рецессией и рекордным сокращением уровня жизни, вызванным резким ростом цен на энергоносители.
Как отмечает Эллен Миллиган из Bloomberg, Лиз Трасс приняла власть над страной, встретившись «с жестоким экономическим встречным ветром, который угрожает погрузить миллионы британцев в нищету этой зимой».
Лиз Трасс въехала на Даунинг-стрит, 10, возможно, в самый сложный период из 12 лет пребывания консерваторов у власти, соглашается с автором из Bloomberg Энн Хаслетт из либерального The New Statesman.
Она получила от Бориса Джонсона страну, которая все еще восстанавливается после пандемии, население которой трясет от роста инфляции и чья экономика, как ожидается, впадет в рецессию до конца года. «Пожары бушуют во всех частях экономики», — заключает госпожа Хаслетт.
«Я выступала как консерватор и буду управлять как консерватор. Нам нужно показать, что мы сделаем в течение следующих двух лет. Я представлю смелый план по сокращению налогов и росту экономики», — сказала Трасс, выступая перед лидерам партии в Лондоне.
Перед правительством Лиз Трасс стоят такие проблемы, как налаживание отношений с ЕС, проецирование британской позиции в российско-украинском конфликте на страны Европы. В Эдинбурге Шотландская национальная партия Николы Стерджен требует референдума о независимости, который угрожает расколом Соединенного Королевства.
Но наиболее серьезными проблемами, которые предстоит решать новому премьеру, являются внутренние — цены на энергоносители, забастовки, жилищный кризис, инфляция и нехватка рабочих рук.
Цены на энергоносители
Рост цен на энергоносители стал крупнейшим кризисом, с которым сталкивается Великобритания. В прошлом месяце Ofgem, регулятор в сфере энергетики, объявил, что с октября средний счет за энергию вырастет до 3549 фунтов стерлингов в год для типичного домохозяйства.

По данным благотворительной организации National Energy Action, число домашних хозяйств, находящихся в «топливной бедности», вырастет с 6,5 миллионов до 8,5 миллионов.
В минувшие выходные Лиз Трасс заявила «Би-би-си», что объявит о мерах по преодолению энергетического кризиса «в течение одной недели». Выступая сегодня в Палате общин, премьер заявила:
«Это правительство немедленно переходит к введению новой гарантии цен на энергоносители, которая даст людям уверенность в счетах за электроэнергию, обуздает инфляцию и стимулирует рост… Эта гарантия, которая включает в себя временную приостановку „зеленых“ сборов, означает, что с 1 октября типичное домашнее хозяйство будет платить не более 2500 фунтов стерлингов в год в течение следующих двух лет, пока мы возвращаем энергетический рынок в нужное русло».
По словам премьера, меры сэкономят типичному домохозяйству 1000 фунтов стерлингов в год.
Многие в энергетической отрасли ожидают, что государственное вмешательство наложит ограничение на рост цен, как это уже произошло в других странах. В отличие от лидеров других стран, Трасс исключила нормирование энергии, хотя последнее планирование «наихудшего сценария» со стороны правительства повышает риск отключения электроэнергии без ограничений по требованию.
Говоря о росте цен на энергию, премьер обвинила президента России Владимира Путина в росте мировых цен из-за начала конфликта на Украине и в использовании поставок газа в Европу в качестве оружия. При этом Лиз Трасс обошла стороной роль «зеленого поворота» в плачевной ситуации с энергетикой, в которой оказались Великобритания и Евросоюз.
Ответом на жестокий удар реальности по идеям «зеленых» может, по данным Times, стать увеличение объемов добычи нефти и газа. Возможно, будет снят мораторий на добычу методом гидроразрыва пласта.
Однако это мало повлияет на счета: на прошлой неделе консалтинговая компания Energy Aspects заявила, что ожидает, что цены на газ будут колебаться между 270 и 370 евро за мегаватт-час.
Инфляция
Инфляция, которая была запущена противопандемийными ограничениями, нарушившими цепочки поставок, была подстегнута меняющимся спросом и усугублена ростом цен на энергоносители из-за российско-украинского конфликта и Brexit.
Банк Англии предположил, что инфляция может достичь 13% в октябре. Экономисты Citi bank считают, что она может достичь 18% в начале 2023 года. В Goldman Sachs предположили, что она может вырасти до 22% в начале следующего года.

Лиз Трасс пообещала принять чрезвычайный бюджет в первый месяц пребывания в должности, что, вероятно, произойдет до 22 сентября, когда парламент сделает перерыв в работе. Предполагается, что в нем будет стратегия, которая была принята в условиях пандемии.
Основным пунктом в презентации Лиз Трасс перед членами Консервативной партии, которые ее избрали, была программа снижения налогов на 30 миллиардов фунтов стерлингов (хотя некоторые экономисты оценили ее в 50 миллиардов фунтов стерлингов в год), включая снижение ставки НДС на пять — десять процентных пунктов с ее нынешнего уровня в 20%.
Это оставило бы на руках у британцев больше денег после уплаты налогов, но Институт фискальных исследований указал, что увеличение суммы располагаемого дохода создаст больший спрос и приведет к повышению цен. По мнению специалистов института, целевая помощь домохозяйствам, которые больше всего в ней нуждаются, была бы лучшим способом снижения налогов.
При этом, как отмечается в докладе аналитического центра Resolution Foundation, отмеченный за последние 12 месяцев номинальный рост заработной платы на 4,1% съедается ростом инфляции потребительских цен — годовая инфляция CPIH составила 4,9% в январе этого года.
«Реальная средняя еженедельная заработная плата упала на 0,7% за 12 месяцев до января 2022 года. На самом деле это было улучшение по сравнению с показателем падения в предыдущем месяце на 1%. Но, к сожалению, это просто период относительного спокойствия перед бурей — реальная заработная плата может упасть более чем на 4% в следующем году и не начать расти снова в годовом выражении до лета 2024 года. Предыдущий рост минимальной заработной платы на 6,6% будет сведен на нет инфляцией», — отмечает автор доклада.
Как заявили Bloomberg источники, знакомые с планом Трасс, должностные лица в Казначействе готовят планы на основе предвыборных обещаний как Трасс, так и Сунака, чтобы их можно было быстро реализовать, как только новая администрация придет к власти.
Ранее Трасс поклялась помочь британцам, отказавшись от повышения сбора национального страхования на 1,25 процентных пункта и подоходного налога и сократив «зеленые» сборы в счетах за электроэнергию, сэкономив таким образом 150 фунтов стерлингов в год на семью. Тем не менее она отказалась дать подробную информацию о том, как она будет помогать пенсионерам и людям с самым низким заработком, заявив, что об этом объявит новый канцлер Квази Квартенг.
К мерам, которые могут быть приняты, относятся дополнительная поддержка домохозяйств по образцу майских субсидий в размере 15 миллиардов фунтов стерлингов и решение продлить программу отпусков по коронавирусу, аналогичное тому, что было принято в декабре 2020 года.

Другие обязательства, взятые премьером во время конкурса, включают отказ от запланированного в следующем году повышения корпоративного налога с 19 до 25%, клятву не вводить никаких новых налогов, в частности исключить любые новые непредвиденные налоги на энергетическую прибыль для финансирования помощи домашним хозяйствам.
Накануне, обращаясь к Палате общин, премьер объявила о новых гарантиях цен на энергоносители, которые будут сдерживать средний счет домохозяйств на уровне не более 2500 фунтов стерлингов с 1 октября. Она заявила, что ее план «сэкономит типичному домохозяйству 1000 фунтов стерлингов в год», добавив, что все британские потребители могут воспользоваться «эквивалентной поддержкой».
Кризис рабсилы
Как отмечает Энн Хаслетт, в то время как домохозяйства столкнутся с неприятной зимой, для небольших компаний она грозит обернуться катастрофой. Рост цен на энергоносители полностью уничтожит их прибыль и во многих случаях помешает им торговать.

Однако даже те предприятия, которым посчастливилось заключить сделку по фиксированной цене на электроэнергию, сталкиваются с резким ростом затрат из-за ситуации на рынке труда, когда предложение рабочих рук отстает от потребности бизнеса. Это стало одним из последствий коронавирусных ограничений, отрезавших Великобританию от рабочей силы из Центральной и Восточной Европы.
В первом квартале этого года впервые в Великобритании было меньше безработных, чем вакансий. Это означает, что работодатели должны предлагать работникам более высокую заработную плату, что ведет к инфляции. Другая причина — старение населения.
Как отмечал в марте исследователь из аналитического центра Resolution Foundation Грег Туэйтс, вакансии находятся на рекордно высоком уровне в 1,3 миллиона. Безработица снова снизилась до 3,9% по трехмесячному показателю, приблизившись к рекордно низкому уровню в 3,8%. Отношение числа вакансий к безработице комфортно выше, чем когда-либо за последние 20 лет.
Лиз Трасс вряд ли сочувствует бедственному положению бизнеса, полагает автор The New Statesman.
«Вместо того чтобы вносить предложения по поддержке, например, двух миллионов человек, живущих с длительным COVID… многие из которых изо всех сил пытаются работать, просочившаяся в СМИ аудиозапись показала, что она жалуется на то, что низкая производительность в Великобритании была результатом мышления и отношения [работников]…»
Комментарии, о которых идёт речь, были сделаны, когда Трасс была главным секретарем Казначейства. Эту должность она занимала до 2019 года.
Её пренебрежительные замечания перекликаются со спорным отрывком из книги Britannia Unchained, в котором британские рабочие описываются как одни из худших бездельников в мире. Эту книгу она написала в соавторстве в 2012 году, будучи депутатом-«заднескамеечником». В первых телевизионных дебатах в борьбе за номинацию в лидеры тори Трасс заявила, что не писала эту главу, и обвинила своего коллегу-соавтора Доминика Рааба, сказав ведущей BBC: «Каждый автор писал свою главу. Доминик Рааб написал эту главу, он поддерживает Риши Сунака».
Забастовки
Инфляция и падение реальных доходов стали причиной серии масштабных забастовок. Наиболее заметными были забастовки транспортников. Но бастовали не только они. Одной из самых серьёзных стала августовская забастовка барристеров — младших юристов. В течение первых дней забастовки — с 27 июня по 5 августа — было прервано 6235 судебных дел, в том числе 1415 судебных процессов, по всей Англии и Уэльсу.
В ответ на кризис стоимости жизни началась мобилизация профсоюзов: помимо барристеров и транспортников, в забастовочное движение включились сотрудники правительственного департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии (BEIS), шотландские мусорщики, сотрудники четырех колледжей на северо-западе Англии, шотландские учителя и сотрудники Королевской почты.

Как отмечает британская пресса, железнодорожники планируют дальнейшие действия.
В июле, когда профсоюзное недовольство полыхнуло забастовкой, Трасс поклялась ввести правила, изложенные в манифесте консерваторов 2019 года, которые внесут обширные реформы в профсоюзное законодательство, вводящие среди прочих мер гарантированный минимальный уровень работы служб во время забастовок.
«Нам нужны решительные действия, чтобы ограничить способность профсоюзов парализовать нашу экономику», — сказала она.
В прошлом месяце Трасс объявила о политике, которая должна была стать ответом на основной вопрос, вызывающий забастовки, — резкое падение реальной заработной платы как в частном, так и в государственном секторе. Планировалось создать региональные советы по заработной плате, которые будут связывать ее с уровнем стоимости жизни в конкретном регионе. Но законопроект вызвал критику и был отозван в течение нескольких часов.
Помимо внутренних проблем, Трасс придется бороться на международной арене со статусом сделки о Брексите, регулирующей отношения с Северной Ирландией, и ухудшением отношений Великобритании с Европейским союзом. Впрочем, как отмечает Лионель Лоран из Bloomberg, катализатором изменения состояния связей между Великобританией и ЕС, вероятно, будет серьезность надвигающегося энергетического кризиса, а не разговоры дипломатов.
«Экономический спад, высокая инфляция и энергетическая бедность фактически поставили спарринг-партнеров Brexit в одну лодку. Трасс назвала это штормом, который нужно преодолеть. Как бы плохо это ни звучало, возможно, это то, что повернет „флюгер“ в более дружелюбном направлении», — указывает господин Лоран.
Жилищный кризис
«В жизни есть три вещи, в которых можно быть совершенно уверенным: смерть, налоги и тот факт, что консервативное правительство сделает все возможное, чтобы предотвратить падение цен на жилье в Великобритании», — иронизирует Энн Хаслетт из либерального The New Statesman.

По данным Управления национальной статистики, в мае 2010 года, когда был избран Дэвид Кэмерон, средняя цена дома в Великобритании составляла 170 846 фунтов стерлингов.
Исследование ипотечного кредитора Halifax показало, что цена типичного дома в Великобритании в 7,1 раза превышает средний заработок. С начала пандемии в 2020 году цены на жилье выросли на 16,8% с 239 281 фунта стерлингов, а заработок вырос на 2,7% с 38 374 фунтов стерлингов.
В первом квартале 2022 года стоимость среднего дома в Великобритании составила уже 279 431 фунт стерлингов, в то время как среднегодовой заработок работника, занятого полный рабочий день, оценивался в 39 402 фунта стерлингов.
Лондон был признан самым дорогим местом для покупки дома со средней ценой недвижимости 534 977 фунтов стерлингов и соотношением цены дома к доходам в 9,7. Однако в Вестминстере и лондонском Сити произошло самое резкое улучшение соотношения цены на жилье к прибыли с начала пандемии, снизившись с 16,8 в начале 2020 года до 14,5 в 2022 году.
К июню этого года цена среднего дома составила уже более 286 000 фунтов стерлингов. Это означает, что цена среднего дома в Англии в настоящее время в 9,1 раза превышает среднюю годовую зарплату по сравнению с 7,9 раза в 2020 году.
И это без учета арендных домов. Недавнее исследование Propertymark показало, что их количество сократилось на 49% в период с марта 2019-го по этот год.

Это подтолкнуло арендную плату к рекордным максимумам, по данным Rightmove, который показал, что средняя арендная плата за пределами Лондона выросла почти на 12% в прошлом году, в то время как в столице она выросла почти на 16%.
Лиз Трасс изложила свой план реформ рынка, которые позволят банкам использовать историю арендных платежей в качестве доказательства того, что покупатели смогут платить ипотеку (арендные платежи часто выше, чем ипотечные), и сказала, что «вернет власть в руки местных советников», предоставив больше контроля местным комитетам по планированию.
Но сектор отнюдь не рад этим планам.
«Повышение ставок до 7% может стать апокалиптическим для рынка жилья», — сказал The New Statesman агент по недвижимости.
Повышение ставок заимствований приведет к увеличению ипотечных платежей, что станет причиной сокращения числа покупателей жилья. Для партии, которая гордится тем, что создала «нацию домовладельцев», это очевидно нежелательно.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: