+0
Сохранить Сохранено 7
×

Челнинский ПИШ расширит круг технологических партнеров


Челнинский ПИШ расширит круг технологических партнеров

Уже сегодня студенты ПИШ «КиберАвтоТех» выполняют реальные заказы в рамках НИОКРа «КАМАЗа», а в будущем НЧИ КФУ при поддержке автогиганта рассчитывает привлечь к проекту «АвтоВАЗ» и других крупняков рынка, собирать у себя всех потенциальных инженеров в радиусе 400 километров и быть вузом № 1 для автомобилестроителей, — пишут «Вести КАМАЗа».

ДВА В ОДНОМ: УЧЕБА ПЛЮС РАБОТА

Оценив успехи первого этапа становления Передовой инженерной школы «КиберАвтоТех» («КАТ») и почти удвоив федеральный грант на ее развитие в текущем году, Министерство образования и науки РФ на этой неделе прислало в Татарстан делегацию для очередной контрольной оценки местных ПИШ — она ляжет в основу решений о грантах будущего года.

Часть показательных семинаров и круглых столов с участием представителей трех десятков российских передовых школ прошла на этот раз в Альметьевске, а накануне делегация под руководством замминистра Дмитрия Афанасьева добралась до Набережных Челнов в сокращенном составе: «КАМАЗ» и КФУ неоднократно принимали московских гостей и в их числе лично министра Валерия Фалькова, так что предварительная встреча непосредственно на площадке «КАТ» состоялась в более свойском формате. Сегодня основной семинар-совещание со школами из других регионов пройдет в IT-парке Набережных Челнов.

Афанасьев, следуя за провожатыми по уже оснащенным и загруженным лабораториям ПИШ, показал себя не только внимательным слушателем, но и дотошным корреспондентом, ставя конкретные и по существу вопросы — перед директором НЧИ КФУ Георгием Котиевым, заместителем гендиректора «КАМАЗа» Жанной Халиуллиной, руководителями лабораторий и студентами, которых делегаты заставали за работой. В беседах легко прочитывалось стремление замминистра получить выверенные ответы на несколько основных посылов, интересующих распорядителя федеральных грантов — создать цельную картину деятельности ПИШ, ее интеграции в реальные промышленные процессы и экономических аспектов проекта.

Осматривая помещения «КАТ» вместе с ректором Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимиром Шевченко, Афанасьев интересовался перспективами строительства и ремонта будущего кампуса НЧИ КФУ, выяснял механизмы постановки задач перед студентами и приятно удивлялся тому, что они не только учатся, но и параллельно работают, имея должности в самой ПИШ. Оплачиваемая работа для них одновременно закрывает и институтскую практику — не говоря о том, что научная деятельность ложится в основу их курсовых работ. На маршруте из одной лаборатории в другую гостям встречались как студенты, так и школьники, осваивающие базовые навыки исследовательского труда.

Лаборатория материаловедения

В каждой из лабораторий делегацию встречали молодые руководители, зачастую здесь же и учащиеся. Так, начальник лаборатории материаловедения Чулпан Гимазетдинова учится в ПИШ на первом магистерском курсе кафедры материалов, технологий и качества, занимая при этом должность инженера ПИШ. Девушка принялась рассказывать гостям, как именно студенты используют мощное оборудование для исследования свойств материалов, но делегатов больше интересовали хозяйственные и экономические механизмы.

— Эта лаборатория — больше учебная? Вы осваиваете методы и оборудование, или решаете реальные задачи? — прямо спросил Афанасьев.

— Топливные элементы, с которыми мы сейчас работаем — это как раз реальная задача, — ответила Гимазетдинова. — Или проект по высокопрочным чугунам — мы изучаем изломы после циклических испытаний в рамках НИОКРа «КАМАЗа».

— Ваша учебная тема тоже связана с этими лабораторными исследованиями?

— Да, я в бакалавриате защищалась по теме, которая касалась разработки этих методик.

— Каким вы видите свое будущее через год — после защиты в магистратуре?

— Аспирантура, научная степень и дальнейшие занятия наукой в исследовательском ключе.

Замминистра выяснил также, насколько загружена лаборатория заказами. Как оказалось, мощный электронный микроскоп задействован практически постоянно благодаря актуальности водородной тематики. В таком же режиме используются и синхронно-термический анализатор, и инфракрасный спектрометр. Халиуллина со своей стороны уточнила, что лаборатория закрывает часть исследовательской программы «КАМАЗа».

Лаборатория прототипирования

Здесь студенты и преподаватели заняты обработкой деталей после 3D-печати и исследованием как традиционных, так и новых материалов.

«К примеру, в рамках одной из задач мы собираем все отходы ABC-пластика после 3D-печати — не только нашего университета, но и других вузов — для переработки и использования. Дробим, получаем гранулы и с помощью экструдера катаем филаменты для новой 3D-печати. Конкретно сейчас необходимо определить, каким должно быть процентное соотношение вторичного и первичного пластиков, чтобы по максимуму сохранить свойства материала», — начал свой рассказ руководитель лаборатории.

Источники сырья у студентов самые разные — они даже собирают ПЭТ-бутылки, чтобы и их раздробить, высушить и получить филаменты для производства PG-пластика. Решают здесь и проблемы малотоннажной химии, разрабатывая новые рецептуры. В частности, «КАМАЗу» необходимо было заместить импорт конкретных пластиковых деталей, и группа лаборатории прототипирования разработала трудногорючую композицию для этих целей — полученную из нее деталь уже можно запускать в производство.

— Сейчас мы как раз выполняем еще один импортозамещающий проект — разрабатываем гранулы для FGF-печати, — рассказал руководитель лаборатории. — Хотим освоить ее для изготовления оснастки и полноразмерных прототипов. Закупка принтера для FGF-печати уже запланирована на этот год. Сейчас гранулы для него поступают из-за рубежа, но студенты по НИОКРу «КАМАЗа» уже занимаются рецептурой с использованием отходов. К примеру, у «Татнефти» каждый день образуется до 300 килограммов мелкодисперсной пыли, стеклоотходы, которые нужно утилизировать. Мы научились делать гранулы из этой пыли — они годятся для производства конструкционных пластмасс, которые подходят для FGF-печати, для процессов экструзии, литья и прочих.

— А зачем вам свое, если можно покупать? — провокационный подтекст сквозил во многих вопросах замминистра.

— Ради доступности сырья. Компания «Агропласт», которая поставляет на «КАМАЗ» гофру, столкнулась с отсутствием на рынке мастер-батчей (полимерная композиция — ред.). Чтобы конвейер не встал, нас попросили подобрать рецептуру с доступным сырьем. В нашем сырье основа — от СИБУРа, модификаторы тоже не исчезнут, и это позволяет нивелировать экономические риски. Теперь «КАМАЗ» на своем большом экструдере может выпускать нужное сырье и делать из него конечное изделие.

На вопрос о собственном интересе команды лаборатории — коммерческий он или научный — было уточнено, что молодые люди работают по договору с «КАМАЗом», способствуя локализации производства в России. В иных случаях лаборатория сначала разрабатывает технологию или рецепт, чтобы потом найти под результат коммерческого интересанта. «Любая наша научная деятельность должна подпираться экономическим эффектом, по-другому быть не может, — подтвердил в свою очередь Котиев. — Теоретических фундаментальных исследований в широком смысле мы не ведем».

Афанасьев, однако, добивался от непосредственных участников процесса стратегического видения перспектив — заказы заказами, но к чему лаборатория хочет прийти в будущем, как стабилизирует коммерческую составляющую? Как оказалось, план есть: лабораторией уже заинтересовался питерский разработчик 3D-принтеров, который хотел бы на ее базе создать свой Центр аддитивных технологий для нужд машиностроения. Если самостоятельно питерцы локализовали оборудование, то от научных работников ждут локализации расходных материалов, которой они и занимаются сейчас для «КАМАЗа». Производитель принтеров уже получил от раиса Татарстана одобрение на два ЦАПа, один из которых должен быть запущен на базе лаборатории прототипирования.

«Да, именно это я и подразумеваю под амбициозными задачами — работу с ключевым игроком в отрасли», — покивал Афанасьев, желая успехов сотрудникам.

Лаборатория дизайна

Дизайнеры ПИШ тоже были застигнуты за исполнением техзадания «КАМАЗа». Гостям показали эскизы монотрака, разработанные студенткой четвертого курса — экстерьер, концепт, дизайн-исследование футуристичного грузовика вдохновили делегатов. Они уточнили, что дизайн монотрака, как и землеройной машины будущего, автогигантом уже согласован.

— С каким-то из российских центров, кроме НТЦ «КАМАЗа», вы по техническому дизайну взаимодействуете? — спросил Афанасьев, узнав, что, помимо техзаданий, студенты пользуются консультациями специалистов НТЦ.

— Планируем, — заявила наставник дизайнеров, напомнив, что лаборатория не так давно открылась.

— А какие у вас отношения, например, с «АвтоВАЗом» и другими конкурентами? — вступил в беседу ректор МИФИ Шевченко, имея в виду, конечно, конкурентов «КАМАЗа»: позволяет ли технологический партнер ПИШу развивать не только себя, но и отрасль?

— У нас нет конкуренции, — поняла посыл и приняла вопрос на свой счет Халиуллина. — Мы скорее партнеры.

— А с тольяттинским ПИШем?

— Собираемся коммуницировать — подтвердила Халуиллина. — Они приезжают к нам.

— Есть растущие центры, и они между собой никак не общаются, а это дало бы прогресс, — посетовал Афанасьев, — Это всегда было нашим слабым местом.

Лаборатория машинного зрения

Перед группой, занятой развитием машинного зрения беспилотников, на данном этапе стоит цель довести их автономность до 4 и 5 уровней — то есть насовсем убрать человека из кабины грузовика. В настоящий момент на этой площадке готовятся специалисты, которые станут обучать нейросети.

«В соседней аудитории коллеги обучают уже готовую нейросеть, — пояснил лидер группы. — Если сейчас мы имеем точность машинного зрения 99,8%, то они должны довести ее до 99,9%. Потом — до 99,99%, и так далее, мы стремимся к большему. Учебная цель лаборатории — умение обучать нейросеть, создавать ее, работать с оборудованием, которое участвует в обработке изображения, в распознавании его объектов».

На вопрос о коммуникациях с предприятием молодой человек пояснил, что все оборудование закуплено «КАМАЗом», а практические занятия ведут сотрудники НТЦ, готовя студентов к боевым задачам производства. Замминистра и прежде во многих лабораториях интересовался кадровым составом, выясняя, что где-то заняты двое, где-то — трое, а где-то, как в лаборатории машинного зрения — группа, но занятая глобальной задачей. «Не маловато ли вас для такой цели?» — удивился Афанасьев, узнав, что студенты совершенствуют способность распознавания местности беспилотником, уже курсирующим по трассе. Гид пояснил, что команда концентрируется лишь на известных реперных точках — тех самых 0,2%, которых машинному зрению не хватает до 100% точности. То есть студентам нужно обработать, условно говоря, два кадра с реальной трассы из тысячи. Кроме того, в НТЦ над темой тоже работают, с возможностями другого уровня.

Оборудование в лаборатории навигационное — в основном это базовые станции, которые, во-первых, ограничивают отклонение грузовика от курса (на данный момент тремя сантиметрами); во-вторых, усиливают мобильную связь машины множеством форматов спутниковой и радиосвязи. Если в регионе связь хорошая, то станция отдыхает. Гости тут же спроецировали метод на сельхозтехнику — сколько станций нужно беспилотным тракторам? Как выяснилось, по штуке на пару-тройку гектаров. Обучить трактор в лучших традициях современной кинофантастики вполне возможно.

«АВТОВАЗ» МОЖЕТ СТАТЬ ВТОРЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ ПИШ

К концу экскурсии замминистра окончательно убедился, что основным заказчиком и генератором задач практически по всем направлениям для ПИШ является «КАМАЗ». Директор института Котиев подтвердил это, озвучив внушительную сумму, которую «КАМАЗ» ежегодно вкладывает в исследовательские работы КФУ по заказам автогиганта, причем заказы эти поступали и до образования ПИШ. Минобразования, впрочем, волнуют успехи не столько «КАМАЗа», сколько самой передовой школы в контексте технологий инженерного образования и востребованности научной работы на рынке.

Котиев заверил замминистра, что благодаря камазовскому оборудованию институт работает сегодня и с «Группой ГАЗ», и с «Ростсельмашем», и с другими гигантами отечественного автомобилестроения. Главный технологический партнер отнюдь не против: Халиуллина четко проговорила, что «КАМАЗ» не желает видеть в «КиберАвтоТехе» собственный корпоративный университет, а, напротив, прилагает все усилия к тому, чтобы заинтересовать в услугах «КАТ» других игроков рынка. Более того, автогигант уже почти привлек к официальному партнерству с «КАТ» тольяттинский «АвтоВАЗ», и ждет следом еще одного крупного автомобилестроителя. «АвтоВАЗ», по словам Котиева, даже намерен контролировать свои интересы в ПИШ путем создания в Челнах собственного инженерного центра. Делегацию тольяттинского автозавода на «КАМАЗе» ждут в середине мая.

Стратегическая цель всех этих телодвижений, по оценке Афанасьева, предельно амбициозна — КФУ и «КАМАЗ» намерены сделать набережночелнинский институт с его передовой школой вузом № 1 для всей отечественной отрасли автомобилестроения. Как пошутил Шевченко, вуз хочет войти в «Большую Единицу» российского профильного образования, и для этого есть понятные предпосылки.

— ПИШ — это локомотив, который выведет образование в нашем институте на новый уровень. А чем хорош наш институт? Тем, что он сохранил свою базу и способен строить на ней новые программы, отвечающие новому восприятию автомобиля, который из механической повозки превратился в сервис, — пояснил логику амбиций Котиев. — Вокруг нас в радиусе 400 километров несколько промышленных интересантов — это Ульяновский автозавод, «Татнефть», Ижевск, Нефтекамск, Елабуга. Сегодня все до последнего выпускника школ хотят уехать из Набережных Челнов, хотя не всем это удается. Но точно так же все хотят уехать и из Тольятти, Ульяновска, Димитровграда… Так вот нужно, чтобы они стремились уехать оттуда не куда-нибудь, а к нам. Должно быть четкое понимание: хочешь стать спецом в автомобильной отрасли — учись в Набережных Челнах.

— С этой идеей и надо выступать осенью на очередной защите, — с удовлетворением рекомендовал Афанасьев. — Понятно, что «КАМАЗ» остается якорным партнером, главным постановщиком задач и главным заказчиком технологий, но если следующим шагом станет расширение ряда партнеров, универсальная подготовка студентов и лидерство в отрасли, то в Москве это оценят.

Довести амбициозную цель, по мнению, замминистра, следует и до раиса республики, которая ежегодно вкладывает средства в ремонт существующего общежития НЧИ КФУ. «Думаю, движение к отраслевому лидерству понравится раису и с точки зрения масштаба задач», — заключил замминистра. Со своей стороны он обещал помочь в насущных вопросах, зависимых от решений федеральных министерств.

«Здорово вы двигаетесь, молодцы!» — резюмировал посланник Москвы и пожелал челнинцам «хорошо защититься в этом году, чтобы получить хорошую сумму» и на следующий год.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)