+14
Сохранить Сохранено 7
×

Цейтнот, шах и мат, или что грозит вам при покупке «Шеви Нива» в трейд-ин


Цейтнот, шах и мат, или что грозит вам при покупке «Шеви Нива» в трейд-ин

Дмитрий Александров

Многим кажется, что лихие 90-е безвозвратно прошли. Однако не стоит обольщаться: наша автомобильная жизнь до сих пор проходит в реалиях бизнеса, созданного именно тогда.

Рассказываем, как девяностые вылезают из закоулков автобизнеса, на примере покупки подержанной Chevrolet Niva у официального дилера.

Почему иногда срочно нужен подержанный автомобиль?

Ответ на вопрос, зачем здравомыслящему человеку может срочно понадобиться подержанный автомобиль, укладывается в одно слово: цейтнот.

Цейтнот — это ситуация в шахматном турнире с контролем времени. Возникает в результате просчетов шахматиста, когда он слишком долго думает над ходами, пока время есть. К концу партии не остается времени на обдумывание, шахматист едва успевает передвигать фигуры и делает неизбежные ошибки.

К цейтноту в нашем сюжете привели два фактора. Первый: я — олдскульный автолюбитель, самостоятельно ремонтирующий автомобили. Двадцатилетний опыт разбирательств с каверзными ситуациями превратил ремонт в увлечение и привел к бессмысленности покупки нового автомобиля (скучно будет без ковыряния).

К тому же цены на новые авто космические, и я выжимаю из старых автомобилей ровно столько же пробега, но с меньшими вложениями. Назовите это деформацией, и так оно и есть, но это сильное ощущение — смотреть, как старый полуразрушенный автомобиль медленно оживает в твоих руках. В США DIY-культура развита невероятно. У нас пока преобладает потребительский подход, но гордое сообщество «сделай-сам-автомобилистов» живет и с презрением относится к насмешкам и доводам владельцев кредитных «фокусов».

Однако при таком эмоциональном отношении к старым автомобилям нередко пропускаешь момент, когда наступает необратимая деградация «янгтаймера».

Это привело к причине цейтнота номер два. Усталость металла, износ и коррозия объединились, чтобы добить 26-летний дизельный Suzuki Vitara/Escudo, с которым я прожил слишком долго. Прямо на ходу у него отвалился топливный бак со сгнившей задней перекладиной рамы. Бак не упал на асфальт и не устроил пожар. Однако средства передвижения я лишился.

Suzuki Escudo
Suzuki Escudo.Дмитрий Александров

Приключение с баком произошло 24 августа, накануне Дня знаний. Мне был позарез нужен автомобиль, чтобы возить ребенка в школу за 20 километров в одну сторону. Найти сварщика, доставить автомобиль на эвакуаторе и получить его назад в рабочем состоянии за шесть дней очень сложно.

В поисках «колес»

Решение приобрести другой автомобиль, а первый починить и продать было логичным. То, что он должен быть подержанным, сомнений не вызывало. Недостаток свободных денег и непреходящий интерес к ковырянию — все это говорило в пользу покупки б/у.

Но где так быстро купить подержанный автомобиль? Идти на популярные агрегаторы автомобильных объявлений? Но отсмотреть за шесть дней хотя бы три автомобиля у частных владельцев — задача не менее нетривиальная, чем вернуть в строй Suzuki.

Где можно посмотреть несколько автомобилей сразу? Ответ очевиден — в трейд-ин. Площадки трейд-ин бывают разные — от мутных полукриминальных автоломбардов до официальных дилеров. Второй вариант в сознании покупателя вызывает больше доверия. Туда и было решено отправиться.

Как сузить выбор вариантов покупки в условиях цейтнота?

У меня давно сложились требования, которым должен соответствовать автомобиль с пробегом в нынешние непростые времена: никакого премиума, настоящий полный привод (круглый год на даче в Подмосковье), доступные запчасти, максимальная молодость при бюджете до 350 тысяч рублей.
Проницательный читатель уже сообразил: этим требованиям в полной мере соответствуют только отечественные автомобили. Но Ульяновский автозавод делает слишком больших и прожорливых мастодонтов, не очень-то пригодных для перевозки ребенка в школу. И они быстро ржавеют.

Остается отечественная Lada, а также «метис» — Chevrolet Niva. Они тоже ржавеют, но при прочих равных за 350 тысяч можно купить более «живой» экземпляр.

Вероятно, подобные требования есть не только у меня, но и у любого опытного автомобилиста.

Почему автодилеры собирают на своих площадках такую рухлядь?

Не имея опыта общения с отделами продаж автомобилей б/у, я наивно думал, что в трейд-ин попадают относительно приличные автомобили. Ну зачем, думал я, дилеру скупать неликвид? Но нет, трейд-ин в России, оказывается, странная штука. Новые автомобили стоят космических денег. Видимо, поэтому дилер готов взять в трейд-ин все что угодно, лишь бы смелый клиент не одумался и все-таки купил у него новое авто.

Я не ожидал увидеть в автопарке официального дилера такую рухлядь. Несчастные, «усталые» и гнилые автомобили заполняли парковки официального дилера, куда я отправился в поисках подходящей «шнивы». Многие машины прогнили до дыр, была даже битая «четверка!» Сложно сказать, на каких условиях дилер их забирает у бывших хозяев, но явно не на слишком выгодных. Иначе такую рухлядь прибыльно не продать.

Я посмотрел три Chevrolet Niva на двух площадках — на Рябиновой улице и на МКАД. На одной менеджер даже не пытался мне что-то продать — то ли от усталости, то ли от избытка совести. Впрочем, это было только на руку: осматривать подержанный автомобиль под треп о его выдающихся качествах — это слишком.

Все автомобили были 2010—2011 года выпуска. Два были в плачевном состоянии. На одном пробег был явно и беспардонно скручен. Для тех, кто этим занимается, пробег до 50 тысяч на полусгнившем автомобиле, у которого плохо открываются замки на дверях, выглядит странно. Допускаю, что это делает не дилер: рядом стоял точно такой же автомобиль с пробегом 150 тысяч, и он выглядел лучше. Нелогично скручивать пробег не всем подряд, поэтому, думаю, все же бывший владелец постарался.

Третий экземпляр имел несколько преимуществ. Он был тоже весьма поцарапанный и запущенный, как и первые два, но при пробеге 85 тысяч километров казался соответствующим ему.

Все опытные автомобилисты знают эти субъективные признаки честного пробега. Эксплуатация оставляет следы на всем — на кузове, на салоне, на краске, на каждой детали. Даже предметы, которые, возможно, с завода никто не трогал, вроде жгутов проводов, становятся какими-то пожухлыми. На каждую маленькую деталь действует сочетание грязи, реагентов, тепла и холода, паров технических жидкостей и, конечно, вмешательство рук сервисменов.

На кузове третьего автомобиля, как и двух других, присутствовала коррозия внизу в проемах задних дверей, но это проблема Lada, не дилера. Что творилось под накладками порогов (комплектация Bertone), увидеть было невозможно. Места сколов на капоте и в других местах также успели покрыться рыхлой, но явно не проникающей ржавчиной, в боковой части заднего бампера зияла дыра.

Многие детали при этом выглядели как новые. Именно так и должно быть при небольшом пробеге — грязь не успевает въесться в пластик, коррозия не успевает забраться на расположенные высоко над землей поверхности, резинки не ссыхаются, песок не успевает иссечь фары и так далее.

У экземпляра было одно важное с учетом специфики Lada преимущество — сплошной, хорошо сохранившийся слой антикора по всему днищу. Было заметно, что хозяева (их было двое) сначала автомобиль любили, но после охладели к нему, запустили и в финале сдали в трейд-ин.

Отсутствие ухода было заметно, например, по течи в районе датчика блокировки раздатки: любящий хозяин такие копеечные проблемы устраняет, даже если он не богат.

Тем не менее отсутствие следов ДТП на конструктивных элементах, небольшие очаги коррозии только в доступных местах, антикор, топовая комплектация, работа всего, кроме кондиционера, и неизношенный салон привели автора к решению приобрести автомобиль.

Многого, очень многого я не разглядел сразу, но предугадал, но об этом позже.

Дмитрий Александров

Сколько стоит Chevrolet Niva 2011 года?

Автомобиль оценили в 360 тысяч рублей — больше, чем первые две усталые машины. Менеджер парка трейд-ин на второй площадке сумел кое-как продемонстрировать заинтересованность в клиенте и сразу предложил скидку в 40 тысяч. Я просил больше, но получил ответ «начальство не одобрило».

История со скидкой оказалась дважды фейком, и я это понимал. По крайней мере, первый «слой» понял: скидка в 40 тысяч была дискаунтом с очевидно завышенной цены за Chevrolet Niva 2011 года. К сожалению, не разглядел второй — опять же по причине цейтнота и собственных ошибок.

Мне казалось, что 90-е годы прошли и мне не попытаются всучить услуги, о которых я не просил. Но нет, «играть в шахматы» пришлось с «гроссмейстером О. Бендером».

Дело в том, что я решил взять кредит на всю сумму. Необходимые 300 тысяч были, но выдернуть их неожиданно из семейного бюджета было слишком опрометчиво. Взять кредит на небольшую сумму в 300 тысяч было лучшим решением в длительной перспективе. Развалившийся Suzuki предстоит отремонтировать и продать, и это существенно снизит сумму кредита и ежемесячный платеж.

Каково же было мое удивление, когда в финальном договоре, составленном с менеджером кредитного отдела, я вновь обнаружил сумму в 360 тысяч (точнее, даже больше, с учетом ОСАГО). Автосалон навязал некую «гарантию на автомобиль с пробегом» за 46 тысяч. Абсолютно бессмысленную при ближайшем рассмотрении. Заметил я это поздновато — по причине все того же цейтнота — и, вынужденный двигать фигуры, почти не думая, подписал договор.

Чего не заметил я что и скрыл автосалон?

Теперь мне известно, что при покупке подержанного автомобиля из парка трейд-ин автосалон выдает клиенту бумагу с гордым названием в духе «лист оценки». Сей «документ» (как и гарантию) следовало бы назвать филькиной грамотой. Возможно, он подходит для споров в отделе претензий автосалона и судебных разбирательств, но больше ни на что не годится.

В бумажке содержалось описание поверхностных повреждений (не всех) и утверждение о «необходимости замены радиатора кондиционера». Это побудило менеджера на голубом глазу заявить, что «по технике там все хорошо». То была наглая ложь. Хотя бы потому, что радиатора кондиционера в автомобиле не обнаружилось.

Дмитрий Александров

Проблемы начались сразу после покупки. Автомобиль два месяца простоял на площадке — достаточно, чтобы с аккумулятором без подзарядки произошли необратимые изменения. Я еле доехал домой, один раз случайно заглушив двигатель на заправке. К счастью, это произошло в 50 метрах от автосалона, и менеджер соизволил подойти с бустером (с которым он не расстается, потому что аккумуляторы умерли у всех авто на площадке), чтобы помочь завестись. Новый аккумулятор был приобретен за 3500 рублей со сдачей старого.

Через несколько дней отвалился глушитель — прямо как в дешевой кинокомедии.

В последующие дни обнаружилось:

  • фрагментарное отсутствие элементов системы кондиционирования (придется приобретать целиком всю систему б/у);
  • периодически вылетающие две ошибки — устранено: замена ДПДЗ (360 рублей) и дважды добавление в бензин очистителя катализаторов FENOM за 360 рублей (автомобиль 2011 года, ЕВРО 4);
  • течь рабочего цилиндра сцепления (пришлось бегать за тормозной жидкостью далеко от дома) — устранено: 1080 рублей за цилиндр и 250 рублей за тормозную жидкость;
  • кипение из-за бракованной крышки расширительного бачка — устранено: тюнинговая крышка за 128 рублей;
  • очень приличная течь антифриза из отслужившего свой срок радиатора — устранено: радиатор ДААЗ оригинальный за 2300 рублей;
  • течь масла из-под крышки головки блока;
  • течь датчика блокировки в раздатке;
  • шум выжимного подшипника сцепления (грядет замена всего комплекта);
  • невыясненные пока легкие стуки в подвеске;
  • шум роликов и плохое состояние ремня привода навесного оборудования — устранено: 608 рублей за ролики GMB и около 500 рублей за два ремня.

Да-да, «по технике у нее все хорошо».

Типичное место возникновения коррозии на Chevrolet Niva
Типичное место возникновения коррозии на Chevrolet Niva.Дмитрий Александров

Коррозия на порогах оказалась обратимой, как выяснилось после снятия накладок. Все было зачищено и покрашено (2000 рублей на эмаль, грунт, преобразователь ржавчины), но необходимо вварить одну заплату в области задней левой арки.

Вместо заключения

Я понимаю, что такое автомобили Lada и что их качество вот уже лет 20 чуть ли не худшее по рынку. Та же ржавчина под накладками Bertone, например, начинается из-за отвратительной заводской покраски. Я знал, на что шел, и не питаю иллюзий по поводу возможности приобрести автомобиль без доделок за 350 тысяч (новая Lada Niva стоит около миллиона). Вложив в пределах 50 тысяч, со своими умениями я получу автомобиль, который проедет еще 150, а то и более, тысяч километров и не обрастет сквозной коррозией. Из цейтнота я вышел, затратив трое суток от решения до покупки.

Но какими серьезными неприятностями и большими расходами обернулась бы покупка того же самого автомобиля для человека, не имеющего моего опыта?

Мне не нравится, что 90-е в автобизнесе продолжаются. Не устраивает, что подержанные автомобили стоят на площадке, как на свалке, и никто даже не пытается оценить их реальное состояние, тем более привести в порядок для продажи по вовсе не дисконтным ценам. Не устраивает, что в автосалоне к покупателям относятся как к скоту и что им лгут все, начиная от менеджера по продаже автомобилей с пробегом и заканчивая менеджером кредитного отдела, впаривают бессмысленную гарантию.

И пока бизнес ведут вот так, как в этом автосалоне, мы будем жить в 90-х.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (0)